«777 секунд Торы» в тексте. Ваера

«777 секунд Торы» в тексте. Ваера

Недельная глава Торы «Ваера». Снова мы сегодня будем погружаться в то, что открывает нам книга Шмот, Исход.

Раздел Ваера начинается в 6 главе книги Исход такими словами: «И сказал Господь Моисею: теперь увидишь ты...» «Ваера» означает «увидишь».

Эта недельная глава описывает уже не подготовительную стадию к Исходу сынов Израилевых, а собственно говоря, действие Бога. То, которое сильно смущает многих верующих. Наверняка многие задавались вопросом: «Как Бог, исполненный любви, вечный Бог, Который творил человека, вдруг творит с Египтом всё, что мы читаем в этой недельной главе?» В главе Ваера описывается семь из десяти легендарно известных Египетских Казней.

Конечно, такое отношение — «как Бог так мог так жестко, так жестоко?..» — отчасти лишь потому, что у нас, у тех людей, кто говорит на русском языке, кто учился в Советском Союзе, изучал историю здесь, особенное отношение к слову «казнь». Когда мы слышим слово «казнь», это обязательно значит, что «плохие, по произволу, казнят, лишают жизни хороших», а если хорошие что-то делают в отношении плохих, то это — справедливый суд. И когда мы читаем в Библии слово «казнь», естественно, где-то у нас срабатывает стереотип.

И мы предлагаем сегодня поговорить о понятии наказания.

Для начала было бы хорошо подчеркнуть, какие казни происходили в это время в Египте. Первое – вода превратилась в кровь, второе – нашествие жаб, третье – разная мошкара по всей земле Египетской, четвертое – множество песьих мух или блох, пятое – моровая язва, шестое – воспаление нарывами на людях и скоте, седьмое – град весьма сильный и великий. И люди думают, ну ОК, хорошо, жестокосердным по отношению к Израилю был кто? Всего лишь фараон. За что, собственно говоря, наказывать весь Египет? Даже скот... В чём проблема? Очень многие из-за этих мест смущаются. Хотелось бы затронуть две причины, связанные с наказанием.

Одна из причин описана в самом начале книги Шмот. Когда фараон повелел двум повивальным бабкам, которые служили у евреев, убивать всех новорождённых мальчиков, а девочек оставлять, повивальные бабки этого не делали.

«Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых» (Исход 1:22).

И надо понимать роль фараона в тогдашнем понимании египтян, в их мировоззрении – фараон был воплощением воли богов. Если фараон сказал это, это означало только одно: это сказали боги и это нужно делать. Никто не смел ослушаться. И Тора даже не комментирует то, что египтяне это делали. Это было очевидным. То есть фараон дал приказ – и этот приказ беспрекословно исполнялся. Первопричина наказания всегда будет связана с тем, что мы несём ответственность за наши поступки. И египтяне несли свою часть ответственности за то, что они делали с Израилем.

То есть причина казней заключается в том, что это справедливое воздаяние справедливого Бога за тот произвол, хотя и на искренней вере.

vaera2

Мы можем вспомнить более знакомую нам историю, когда в нацисткой Германии люди отдавали себя службе в армии. И многие говорили: «Я делал это только потому, что мне приказывали, я не мог ослушаться приказа». И люди действовали точно так, как когда-то египтяне. Но мы знаем из истории, что были не только те, кто выполняли слепо приказы и пытались этим успокоить свою совесть, но и те, кто шли вопреки приказам и спасали людей.

Читая Писание, мы видим, что Бог часто говорит в Танахе через пророков о том, что Он совершает суд над народами за их отношение к народу Израиля. Иногда, выставляя какой-то народ как тот, кто должен вразумить Израиль, Он потом их судит за тот произвол, за превышение полномочий, которые Он дал им. И это мы читаем в книге Шмот по отношению к египтянам, если сквозь эту призму смотреть. Но вот какой вопрос здесь возникает. Сейчас много где учат, что Бог – Он не наказывает. Бог – Он добрый и любящий. Бог не может производить что-то, что причиняет человеку боль, и это во многом потому, что к слову «наказание» у нас такое же отношение, как и к слову «казнь». Что наказание - это обязательно поступок злого по отношению к доброму. То есть мы не смотрим на наказание, как на процесс исправления.

Давайте коснемся второй причины, связанной с вопросом наказания. Мы не всегда до конца понимаем силу того, что делает Бог. Если мы заглянем немного дальше в книгу Исход, мы можем прочитать одну из ключевых фраз:

«...И над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь» (Исход 12:12).

Это перед последней, десятой казнью, казнью первенцев, Бог производил определённый суд над идолами Египта, над теми духовными силами, которые контролировали Египет и народ Египта. По сути, в этом наказании происходило развенчание лжи и установление правды. Для египтян все эти болезненные процессы были также возможностью прозреть в отношении того, кто же есть действительно реальный вечно живой Бог, который судил их предрассудки и судил тех богов, в которых они верили. Это воспитательный и освободительный смысл казни.

Наказывает ли Бог сегодня? Несомненно, да. Бог, который является неизменным Богом, Он наказывает также сегодня и сегодня. В подтверждение этому мы можем вспомнить цитату из Послания Мессианским Евреям:

«Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евреям 12:6).

И это место из Нового Завета. То есть, не только в Ветхом Завете Бог наказывает.

Идея в том, что Бог занимается воспитанием. В наказании, друзья, Бог не действует, чтобы просто причинить нам боль или же выместить Своё неудовлетворение или разочарование. Бог не действует так, как действуют люди. Он воспитывает нас. И мы можем вспомнить ещё одно интересное место Писания, которое даёт нам понимание, как это происходит. Книга Иова, одна из самых древних книг в Писании говорит нам:

«Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом. Или он вразумляется болезнью на ложе своём и жестокою болью во всех костях своих, — и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи» (Иов 33:14-20).

Хотим обратить ваше внимание на то, как происходит Божественное наказание или воспитание. Бог говорит однажды и в другой раз. Потом во сне... но не торопится сразу через боль это делать - Бог предупреждает нас многократно. И только тогда, когда осознанно отвращаются от Божественной воли, тогда, когда человек понимает, что Бог стучится в его сердце, но он отвергает этот голос, он не открывает для него своё сердце, не исправляет свой путь и свои желания не корректирует, тогда приходит время уже и физического приложения наказания.

Человек чудно устроен, и, кроме всего прочего, его организм работает так, если что-то пошло неправильно, боль сигнализирует о том, что что-то нарушено. Если бы не боль, мы бы не задумывались. А так мы начинаем вызывать врачей, молиться за исцеление. Находим причину, исправляем её, и боль уходит. То же самое работает в духовном мире.

«Или он вразумляется болезнью на ложе своём и жестокою болью во всех костях своих» (Иов 33:19).

Один из путей Божьих для исправления нас – это болезнь. Как бы неприятно это для кого-то ни звучало, но этот метод Бог оставляет как последнее, для того, чтобы помочь нам не погибнуть. Помочь нам исправиться, избавиться от наших, если взять параллель с Египтом, ложных представлений о духовных реальностях, от определенных идолов, чтобы наступил момент прозрения. И вот это очень важный момент. Бог не стремится причинять нам боль, Он не испытывает от этого никакого удовольствия, но как Отец, Он занимается нашим воспитанием.

Люди, которые объясняют, что проблема всегда не от Господа, боль не от Бога, болезнь не от Бога, то, что они говорят, если прочитать между строк, – не исправляйте себя, просто изгоняйте дьявола. Люди не занимаются изучением своих поступков, которые неправильны. Вместо этого они занимаются псевдо-духовной войной, которая в итоге не лечит проблему в самом человеке. В 1 Послании к Коринфянам, где речь идёт о хлебопреломлении, ребе Шауль говорит, что если мы судим себя, то не наказываемся от Господа, если же наказываемся от Господа, когда не каемся, то для того, чтобы не быть судимыми с миром. Здесь просматривается цель Божественного исправления, Отеческого вмешательства и воспитания.

Михаил Самсонов и Шимон Поздырка

777 секунд Торы. Ваера (видео)

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!