У нас с вами начинается комментирование третьей книги Торы, книги Ваикра. И недельная глава, над которой мы будем рассуждать, также называется Ваикра — «И воззвал».
Книгу Ваикра называют, в традиции, «Торат коаним», или «учение коэнов, священников». Своего рода, руководство к действию, инструкция — что нужно было делать в Мишкане, как приносить жертвы, от кого какие жертвы принимать… Мы же помним, что жертвы, которые описываются в Торе, они все указывают нам на ту идеальную, совершенную жертву, которой есть Мессия. И именно благодаря Его жертве мы сегодня те, кто мы есть — прощенные, помилованные, воспринятые Богом.
Идея жертвы, в общем, знакома людям разных культур, религий — еще до того, как появился на земле еврейский народ, мы уже читаем о том, что были жертвы и жертвоприношения. Причем разные, разными людьми, безбожными людьми в том числе. Сама идея жертвы — что она должна раскрыть людям, с точки зрения Бога? Каковы есть искривления, искажения в понимании людей?
В еврейском и библейском понимании само слово «жертва» звучит как «корбан» и буквально обозначает «приближение, сближение». Это ключевое понятие для жертвы. Для чего жертва, в чем ее суть и смысл.
В древние времена, до того как появился еврейский народ и Мишкан был поставлен, люди приносили жертвы разным богам. Вопрос в том, зачем это делать? Как правило для того, чтобы задобрить божество, чтобы получить разные блага. Принцип был таким: ты – мне, я – тебе. То есть, такая, своего рода, торговля. В книге Ваикра, в книге, где утверждается жертвоприношение как закон, заложен совершенно другой принцип. Богу приносятся жертвы не для того чтобы задобрить, не чтобы выслужиться, не чтобы вымолить себе что-то, урвать кусочек счастья, как говорится... Совершенно другой принцип. Идея заключается в том, что жертвы нужны человеку для приближения к Создателю. Современные люди часто слышат слово «жертва» и имеют к нему очень негативное отношение, говоря друг другу даже ругательно иногда, «Ты — жертва!» либо же, когда слышат о том, что нужно чем-то жертвовать, в душе наступает некое затишье, «Ах, а чем же мне жертвовать? А зачем жертвовать?..» Страх или разочарование — «опять жертвовать...» Ощущение потери — «опять нужно лишиться чего-то...»
В еврейском понимании, жертва — она приближает нас к Богу, сближает с Богом, сродняет нас. Она не обкрадывает нас, абсолютно наоборот - обогащает нас. Прежде всего, именно самим Богом. Вот что важно понимать. То есть, это не ради материальных каких-то там благ в первую очередь, абсолютно нет. Но ради самого Бога.
Когда смотрим на ситуацию, знаете, насколько смешным или даже, может, печальным выглядит понимание многих, которые жертвуют те же деньги, рассчитывая, что Бог обязан их умножить. Является ли это «корбаном»? Той жертвой, о которой говорит Писание, к которой призывает нас Господь?
В книге Левит, раздел Ваикра описывает разные жертвы: жертвы всесожжения, жертвы мирные, жертвы за грех. И так или иначе, если мы посмотрим с разных позиций — они все направлены на то, чтобы достичь близости с Богом, приближения к Богу. Мы перечислили разновидности жертв, можем немножко поговорить теперь о них, потому что в любом случае потом мы будем возвращаться к этой жертве за грех, жертве всесожжения. Давайте начнем комментировать книгу Ваикра с описания того, что себя представляет та или иная жертва, ее смысл.
Для примера возьмем жертву за грех. В русском языке есть понятие греха, которое, в общем-то, является универсальным. Описывает то, что Бог осуждает. В иврите или греческом языке есть целый ряд слов, которые описывают спектр различных поступков, действий, бездействия, которые в русском переводятся одним словом — «грех».
Например, можно привести три слова из Торы, где говорится о разных оттенках греха. Первое слово — «авон» — буквально означает искривление пути, имеется ввиду умышленное отклонение от законов Всевышнего. Человек осознанно уходит, выбирая себе другой путь. Другое слово — «пэйша». Оно обозначает буквально «что-то другое» — бунт, открытый и явный бунт против Бога, гораздо серьезнее.
То есть, человек может искренне заблуждаться и уходить с путей Божьих, но Писание дает надежду такими словами: «с искренними Бог поступает искренне». Бог за счет искренности, может, и не прощает человека, но искреннего Бог направит, если человек — ищущий, и он заблудился, и вышло это не намеренно. Он не намеренно бунтовал против Бога, Бог ведет его. Это касаемо слова «авон». А вот «пэйша» — обозначение именно осознанного греха, отторжения воли Божьей и бунта против Бога. Есть третье слово — «хэт» — и буквально оно означает «преступление, совершенное по слабости или неумению противостоять злу или искушению.»
Это то, о чем мы читали в книге Шемот, где Бог говорит о Себе, когда открывается Моше и говорит, «Я, прощающий вину, преступление, и грех...»
И вот жертвы за грех — они как раз должны были приноситься при условии покаяния человека. Это обязательно. При условии покаяния такие жертвы служили ко прощению греха. Другими словами, без покаяния, без исповедания жертва бы не играла никакой роли. Это тоже важно понять. Иногда мы можем видеть примеры того, как люди, не знающие по-настоящему волю Божью, пытаются много дать в надежде, что то, что они дадут в некий храм, в некую общину принесет им удовлетворение Бога и Бог закроет глаза на их грехи, например. Но это так не работает. Нужно раскаяние сердца. Мы иногда мерим Бога меркой власть имущих мира сего, которые глаза закроют на все что угодно, если им дать, как говорится, взятку...
Это то, что касается греха. Можно еще затронуть такую тему, как жертва всесожжения. Вообще, книга Ваикра начинается с описания жертвы всесожжения. Порядок этой жертвы отличается от жертвы за грех. Если жертва за грех — cжигается часть жертвы, что-то выбрасывается, мы знаем, а когда жертва всесожжения — животное сжигалось полностью. Что это значит? Почему полностью?
Жертва всесожжения интересна именно тем, что говорит о жизни человека, о естестве человека, о всём, кто он есть. И эта жертва говорит о его посвящении Творцу. Это не вопрос прощения грехов, это не вопрос вымаливания себе каких-то благ, эта жертва указывает на всепоглощающую отдачу Богу. Когда человек желает отдать Богу всё, кто и что он есть — дух, душу и тело, чтобы они служили Богу. Это уникальное выражение любви к Богу, отдача себя самого. Жертва всесожжения — это не оставить ничего вне Бога, уйти к Нему полностью. Не оставить ничего из себя в этом мире, который контролирует противник Всевышнего, где есть смерть и тление. Это уйти всем своим естеством к Нему. И ведь иначе то по-другому нельзя.
Буквально вот это слово «всесожжения» переводится как жертва «ола» или жертва возношения. Когда всё сжигалось, оно возносилось от земли. И это говорит нам о сердце, которое отдает Богу, чтобы вознестись в этом огне своего пожертвования Богу. Мы знаем, что патриархи не имели еще закона об этой жертве, но всю свою жизнь полагали на алтарь служению Богу. Мы можем найти такую же параллель в Брит Хадаша, когда ребе Шауль говорит о том, что нам необходимо отдать самого себя:
Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего (Рим.12:1)
И, наконец, немножко о жертвах мирных. Это жертвы, которые человек не обязан был приносить. Это то, что он мог сделать по своему решению, велению сердца. Как благодарность Богу за те или иные события. Или же принесение Богу жертвы, обозначающее, что он имел определенное решение. Это жертвы, связанные часто с благодарением за спасение, за успех, за единство семьи. В Танахе мы можем найти такие моменты, где семья собирается возносить эту жертву. Эта жертва говорит еще интересную вещь: сами люди ели от этой жертвы, сжигалась только часть. Часть уходила на жертвенник, часть была священнику. Вот они вместе ели это со священником и получалось, что как бы трапеза была не для двоих, а для троих: Бог, священник и человек. Они соединялись через благодарение. Суть её — это благодарение.
Михаил Самсонов и Шимон Поздырка
777 секунд Торы. Ваикра (видео)
Последнее: 26.07. Спасибо!