Иисус был виртуозным рассказчиком. Он понятно доносил свою мысль, используя множество историй, аналогий и метафор.
Притчи использовались с древних времен, чтобы передать правду запоминающимся способом. Хотя Иисус и не был тем, кто изобрел метод обучения через иносказания, Он усовершенствовал его.
Херберт Локьер писал: «Во всей литературе нет такой богатой иносказательным и аллегорическим материалом книги, как Библия».
Слова «притча» и «притчи» вместе взятые появляются в Евангелиях 47 раз. Английское слово «parable» происходят от греческого слова «parabole» (par-ab-ol-ay'), означающего «подобие, символическое, вымышленное повествование об обычной жизни, передающее мораль, изречение или пословицу». Итак, притча это:
- сравнение двух, казалось бы, разнородных объектов;
- короткая, простая история из обычной жизни, которая передает моральный урок или духовную истину;
- земная история с небесным смыслом.
Притчи иллюстрируют невидимый (духовный) мир, используя аналогии из видимого (естественного) мира. Ученые расходятся в точном количестве притч, которые рассказывал Иисус. Он использовал более 100 метафор и рассказал, по крайней мере, 36 фактических притч — 15 записаны в Евангелии от Матфея, 6 встречаются в Евангелии от Марка (4 повторения) и 35 мы встречаем в Евангелии от Луки (16 повторений, 19 рассказаны впервые).
Вот восемь причин, почему Иисус проповедовал в притчах:
1. Чтобы исполнить пророчество: «Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира» (Мф. 13:34-35). За тысячу лет до прихода Иисуса псалмопевец Асаф предсказал, что Он будет проповедовать в притчах (Пс. 77:2-3) Иисус исполнил каждое пророчество о Своей жизни, служении, смерти, погребении и Воскресении.
2. Чтобы раскрыть истину: «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Мф. 13:10-11). Тайны царства содержатся в притчах о Царстве. Одиннадцать притч в Евангелии от Матфея начинаются фразой «Царство Небесное подобно». Притчи Иисуса содержат глубокие истины (тайны, скрытые от основания мира). Притчи открывают нам глаза на более глубокое понимание Христа и Его Царства и дают нам возможность глубже понять духовную сферу.
3. Чтобы скрыть истину: Кажется, что это противоречит предыдущему пункту, но это не так. Иисус объяснил: «Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите» (Матф. 13:13-14). Не каждый должен был понять послание Христа. Он умело использовал притчи, чтобы запутывать и сбивать с толку тех, кто не был открыт для Его послания. Подобно четырем типам почвы в Притче о сеятеле (у обочины, каменистая, с колючками и хорошая), сердца некоторых людей не были восприимчивы к семенам Его слов. У притч есть уникальный способ отвести свет от тех, кто любит тьму. В них есть элемент тайны, заставляющий слушателя размышлять над ними, чтобы до конца понять их значение. Случайный слушатель остается сбитым с толку, поверхностно слушая историю, но будучи не в состоянии понять основную передаваемую истину. Плотские умы не могут постичь духовные вещи (1 Кор. 2:14).
4. Чтобы проиллюстрировать истину: Притчи дают примеры того, как истина применима к повседневной жизни. Когда законник спросил Иисуса: «Кто мой ближний?», Он ответил притчей о добром самарянине (Луки 10:29-36). В ней Иисус дал новое определение термину «ближний» — любой человек любой расы, который имеет нужду в чем-то, а не просто человек, который живет поблизости; и Он показал, как истинный ближний относится к другим. Чтобы проиллюстрировать необходимость настойчивости в молитве, Иисус поделился притчей о несправедливом судье (Луки 18:1-8). Что Он имел в виду? Он хотел сказать, что если настойчивость вознаграждается даже нечестным судьей, который не заинтересован в вашем деле, то уж тем более это касается Справедливого Судьи (Бога), который больше чем кто-либо заинтересован в вашем деле.
5. Чтобы сделать истину актуальной и практичной: Около 25% Библии состоит из заповедей, законов и суровой правды. Остальные 75% — это истории реальных людей, которые показывают, как истина применима к реальным, повседневным ситуациям. Истории в Библии были сохранены для нашего наставления и вдохновения (1 Кор. 10:11). Причина, по которой «простые люди с радостью слушали [Иисуса]» (Марка 12:37), заключалась в том, что Он доводил сложную духовную истину до их уровня, используя термины, которые они были в состоянии понять. Он говорил на их языке, сравнивая Божье Царство с земледелием, рыбалкой, приготовлением пищи, пастырством и сельским хозяйством.
6. Чтобы привлечь внимание людей: Иисус избегал сухих, скучных проповедей о нюансах закона. Вместо этого Он рассказывал интересные истории, которые привлекали внимание людей и пробуждали их воображение. Люди были «поражены Его учением, потому что Иисус учил их, как имеющий власть, а не как законоучитель» (Марка 1:22). Когда фарисеи послали солдат, чтобы арестовать Его, они вернулись с пустыми руками и сказали: «Никто никогда не говорил так, как этот Человек!» (Иоанна 7:46). Иисус передавал Свое послание таким образом, что восхищал последователей и приводил в замешательство критиков.
7. Чтобы Его аудитория сохранила Его послание: Гораздо проще запомнить рассказ или историю, чем факты, данные и скучную информацию. Статистика показывает, что люди запоминают только около 10-20% того, что слышат, но около 30-40% того, что слышат и видят. Притчи создают мысленные образы, которые помогают нам сохранить их послание. Притчи Иисуса все еще остаются с нами 2000 лет спустя, потому что люди смогли вспомнить и записать их подробно для нашей пользы. Великие проповеди — это не те, которые содержат много информации, а те, которые люди могут вспомнить спустя месяцы или годы. Геттисбергская речь Авраама Линкольна была настолько короткой (две-три минуты), что фотограф не успел настроить камеру, чтобы сделать снимок, но миллионы людей запомнили его речь. Знаменитый оратор Эдвард Эверетт говорил в тот день в течение двух часов, но мало кто знает, что именно он сказал. Важно не то, как долго вы говорите, но как много вы успеваете сказать. Иисус говорил о многом в нескольких словах.
8. Чтобы выявить неправильные мотивы Его врагов. В Притче о блудном сыне (Лк. 15:1-3, 25-32) Иисус показал «старшего брата» как прямой упрек фарисеям за их ложную святость по отношению к грешникам. Он использовал притчу о Лазаре и богаче (Луки 16:14-15, 19-31), чтобы разоблачить их жадность и показать безразличие к бедным. Иисус рассказал Притчу о фарисее и мытаре (Луки 18:9-14), чтобы противостоять самоправедности и доказать, что раскаявшееся сердце лучше религиозного шоу. В притче о злых виноградарях (Марка 12:1-12) Иисус показал, как религиозная элита отвергла Божьих посланников и даже самого Сына Божьего.
Нам всем нравятся истории, верно? Итак, перечитайте истории Христа и откройте их скрытые сокровища. Тайны Царства скрыты в притчах Царя, и Он хочет открыть их вам! Хватайте лопату и начинайте копать.
Автор — Бен Годвин / charismamag.com
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!