9 Ава: Причины разрушения Второго Храма

9 Ава: Причины разрушения Второго Храма

Самые главные трагедии еврейского народа, связанные с датой 9 Ава (Тиша бэ-Ав), — это разрушение Первого и Второго Храмов (о других трагедиях читайте в статье «9 Ава: Изгнание евреев из Испании и другие трагедии»). И если в отношении Первого Храма мы имеем ясные пророчества в Танахе (Ветхом Завете), то причины разрушения Второго Храма обсуждались раввинами на протяжении многих веков. Разрушение Первого Храма было не столь важно, потому что через 70 лет он начал восстанавливаться. Иерусалим был восстановлен, Храм был восстановлен, и в нём совершалась полнота богослужения, тщательно приносились жертвы во искупление грехов Израиля и прочее, что написано в Пятикнижии Моисея.

А после разрушения Второго Храма ситуация была гораздо печальнее. Первое десятилетие у духовных вождей Израиля была смесь духовно-религиозного культурного шока и сильнейшей надежды, что вот-вот Храм будет восстановлен. И самое интересное, что первые объяснения трагедии Второго Храма появились гораздо позже, многие десятилетия спустя.

Основная причина, которую выдвигают раввины, — это беспричинная вражда или беспричинная ненависть. Но это мало соответствует тому, что представляло собой еврейское общество к моменту разрушения Второго Храма. Оно выглядело намного лучше, чем во времена Иеремии, то есть, во времена разрушения Первого Храма. И естественных причин, почему бы Бог мог быть настолько недовольным, что разрушил главную еврейскую святыню и оставил народ без возможности поклонения, освящения, очищения, просто нет. Но давайте посмотрим, какие же причины на протяжении веков выдвигали раввины.

Причины по версии раввинов

«Рабби Йонатан бен Торта сказал, почему был разрушен Шило [Силом - святилище, которое просуществовало несколько веков до построения Первого Храма]: «Потому что там не почитали священных жертвоприношений»».

Это имеет основание в Писании. Мы помним трагедию первосвященника Илии и его сыновей, которые отвращали народ от жертвоприношения своими бесчинствами. Читаем дальше:

«Почему же был разрушен Первый Храм? Из-за идолопоклонства, прелюбодеяния и пролития невинной крови. А что же произошло со Вторым Храмом? Мы знаем, что люди изучали Тору и старались соблюдать все её заповеди. Почему же они были изгнаны из своей земли? Потому что они любили деньги и ненавидели друг друга. А это означает, что ненависть превышает грех идолопоклонства, прелюбодеяния и пролития невинной крови вместе взятых» (Тосефта, трактат М'нахот).

Здесь немедленно возникает вопрос, как же они старались соблюдать все заповеди Торы? В другом талмудическом трактате, трактате Йома сказано:

«Почему был разрушен Первый Храм? Потому что при нём совершались идолопоклонства, кровосмешения и кровопролития. Но почему же был разрушен Второй Храм, если все изучали Тору, соблюдали заповеди и совершали добрые дела? Потому что среди людей царила беспричинная ненависть друг к другу».

Посмотрите, что получается. Главная причина разрушения Второго Храма — беспричинная ненависть правоверных иудеев, которые изучали Тору, соблюдали заповеди и даже делали много добрых дел друг другу. Главная причина — ненависть без причины. Но послушайте, это какой-то замкнутый круг. А в чём же причина беспричинной ненависти? Тут мудрецы Талмуда умолкают.

«Рабби Йоханан сказал: «Иерусалим был разрушен только потому, что судебные постановления выносились только по закону Торы. А чему же ещё они могли следовать? Беззаконию, что ли? А было это так, что судьи основывали свои решения на законах Торы, но не шли дальше в формальных требованиях закона»».

Это уже не имеет отношения ни к беспричинной ненависти, ни к любви к деньгам.

«Рабби Йоханан бен Заккай сказал: «За три греха состоятельные горожане были преданы в руки римлян: за то, что они занимались ростовщичеством и брали проценты за ссуду, которая уже была выплачена, за то, что на людях они обещали давать деньги на благотворительность, но не делали это, за то, что они сняли бремя повинности с себя и возложили его вместе с налогами на бедняков»».

Серьезные вещи, правда? Но проблема в том, что не только эти состоятельные горожане были преданы в руки римлян, а весь народ, в том числе и те бедные, которые страдали от их притеснения.

«Абайя сказал: «Иерусалим был разрушен только потому, что в нём не соблюдали субботу. Ибо сказано: 'От суббот Моих отвратили глаза свои, и Я подвергся осквернению среди них'»».

«Рабби Абагу сказал: «Иерусалим был разрушен, потому что в нём перестали читать молитву Шма. Ибо сказано: 'Горе тем, что с раннего утра ищут вина и задерживаются до ночи, вино разжигает их'»».

«Рабби Хемнуна сказал: «Иерусалим был разрушен, потому что в нём пренебрегали обучением детей»».

На самом деле примерно за 50 лет до разрушения Иерусалима в Израиле впервые было введено обязательное обучение мальчиков из разных семей, потому что до этого в обязательном порядке обучались только дети священников.

Если они соблюдали заповеди, почему же они постоянно нарушали субботу? Как же так? Если они соблюдали заповеди, молились, как же так, что они не читали молитву Шма? Если за полвека до разрушения Храма было впервые введено обучение детей, мальчиков, конечно, именно в Иерусалиме, и до того, как было введено обучение мальчиков, Иерусалим не был разрушен, а после того, как ввели, римляне его разрушили из-за пренебрежения к обучению детей?

«Улла сказал: «Иерусалим был разрушен, потому что жители не стыдились друг друга»».

А как же заповеди, как же исполнение, как же добрые дела?

«Рабби Ицхак сказал: «Иерусалим был разрушен, потому что люди перестали различать между великим и малым»».

«Рабби Амрам, сын рабби Шимона бен Аббы, от имени рабби Шимона бен Аббы, который сказал это от имени рабби Ханины: «Иерусалим был разрушен, потому что его жители не порицали друг друга за недостойное поведение»».

То есть, массово вели себя недостойно и терпели это. А как же исполнение заповедей и добрые дела?

Истинная причина

Друзья, мы должны понимать, что на самом деле иудаизм, который отверг своего Машиаха, своего Царя, своего Спасителя, оказался в серьёзнейшем тупике. И подтверждением этого тупика стала катастрофа Первой иудейской войны и разрушение Второго Храма. А затем катастрофа Бар-Кохбы, когда вся Иудея поднялась на восстание, которое было гораздо более мощным, даже чем в Первую Иудейскую войну. И во время Первой иудейской войны с Римом происходила гражданская война между различными иудейскими партиями, между различными группами, между саддукеями, фарисеями, даже между разными школами фарисеев, между теми и другими и зилотами, между ними и зилотами и сикариями. Кроме того, вмешивались различные банды и иудеев, и идумеев, и набатеев, и арабов в эту внутреннюю войну. Поэтому есть все основания говорить о беспричинной ненависти, хотя причины и были, и довольно серьёзные. Мы помним, например, как богатые евреи угнетали бедных евреев, как они облагали их непосильными налогами, как они давали им в долг, а потом требовали страшные проценты, как они перекладывали на них своё финансовое бремя и прочее. Были и другие причины для ненависти.

Но когда через 60 с лишним лет после разгрома первого восстания началось восстание Бар-Кохбы, тогда вся Иудея была едина. Бар-Кохбе удалось сплотить весь народ, и подготовка ко второму восстанию была настолько мощной, что римляне потерпели ряд тяжелейших поражений в первые пару лет восстания. Там не было никакой взаимной ненависти, ни причинной, ни беспричинной. Единственно к кому были претензии, — это к евреям, верующим в своего Мессию. Бар-Кохба преследовал их, потому что они не хотели считать его Мессией. А величайший вождь нового небиблейского иудаизма, рабби Акива, провозгласил Бар-Козибу (это его настоящее имя) Бар-Кохбой, то есть, «сыном звезды», и тем долгожданным Мессией Израиля. И поэтому, подвергшиеся гонениям мессианские евреи должны были уйти. Весь остальной народ был един, хорошо подготовлен, и тем не менее потерпел страшное поражение. И попытки объяснить поражение вот этой последней иудейской войны очень фрагментарны, их очень мало, и они самые неловкие.

Мы должны понимать, что на самом деле ни одно объяснение самой ключевой великой трагедии в истории еврейского народа, разрушения Иерусалима и второго Храма, ни одно объяснение раввинов, ни одно объяснение отцов Талмуда не имеет никаких серьёзных оснований в самой Торе, в книгах Пророков, книгах Кетувим (Писаний), и многие из них прямо противоречат друг другу.

На самом деле, без Нового Завета, без Евангелия, без ясного понимания всего Слова Божьего мы никогда не сможем понять, почему произошли эти трагедии, как Бог допустил это, и почему еврейский народ, уже вернувшись в свою землю, даже сейчас остаётся без Храма, без священства, без первосвященника, без жертвы, без искупления. И все до единого, самые великие раввины с тех пор, согласно не только Торе, но и учениям самих этих раввинов, все до единого являются ритуально нечистыми перед Богом, и по большому счёту не имеют права даже просто взойти на Храмовую гору и помолиться там.

Причина была только одна, и мы о ней знаем. Эта причина — наш Машиах и появление Нового Храма, вечного в Его лице, в лице Его последователей. И сам Талмуд описывает, что Храм перестал нормально функционировать, он как бы был уже отделен от Небес, и жертвы не принимались, в Храме было опустошение, его оставила Шехина (слава Божья), и время этого земного Храма закончилось, потому что пришло время для другого Храма, другого Первосвященника и другого священства.

В завершение, для понимания того, насколько сознательно отвергали Иешуа те самые мудрецы, которые и запутались в причинах главных катастроф, приведём ещё один отрывок из Талмуда:

«Перевод Торы на арамейский сделал прозелит Онкелос, учителями которого были Элиэзер и рабби Иегошуа. Перевод Невиим, Пророков, сделал Йонатан бен Узиэль, учителями которого были пророки Хагай и Захария. [Это полный анахронизм, полное смещение времен!] В тот час задрожала земля Израиля и раздался голос: «Кто это открыл тайны Моим сынам человеческим?» Встал Йонатан бен Узиэль и сказал: «Я открыл тайны Твои сынам человеческим! Ведомо Тебе, что не ради себя я это сделал и не ради рода отца моего, а ради Тебя, чтобы не было споров в Израиле». Еще хотел он перевести Ктувим [то есть, Писания, а в еврейских изданиях книга Даниила входит не в сборник Пророков, а в сборник Ктувим!], но раздался голос с неба: «Хватит с тебя»» (Талмуд, трактат М'гилла).

А почему? Потому что в Ктувим предсказан срок прихода Машиаха. Тот срок, который исполнился, когда пришёл Иешуа. Вы понимаете, друзья? Как эти ребята боялись и боятся, чтобы евреи просто поняли главную причину катастрофы Второго Храма и, к сожалению, не только этой катастрофы. Потому что на самом деле ненависть друг к другу в Израиле возникла из-за беспричинной ненависти вождей Израиля к своему собственному Господу, Спасителю и Машиаху. Сам Иешуа в Евангелии так и говорит:

«Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно» (Иоанна 15:25).

На иврите это то же самое выражение «синат хинам», «беспричинная ненависть», которой раввины объясняют катастрофу Второго Храма.

В следующей статье мы рассмотрим вопрос о том, как после разрушения Второго Храма раввины пытались обосновать свою духовную власть в еврейском народе.

Борис Грисенко, старший раввин КЕМО
Константин Гердов, старейшина КЕМО
kemokiev.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!