Нет, нам не нужно больше незрелых мужчин. Они везде, куда ни глянь. Они откладывают дела до последнего. Они легко отвергают, демонизируют и ставят диагнозы. Мы называем их «мужчины-мальчики».
Но что, если существует другая, более сложная форма мужской незрелости, которая для нас незаметна? У него «всё схвачено», он привлекателен с виду, он умен, он — лидер в церкви, но внутри он закомплексованный и незрелый. Всем своим видом он даёт понять, что успешен. Он — состоявшийся «альфа-самец», образец мужественного христианина, но всё еще «детёныш» наедине с собой.
Где-то в глубинах его естества живет маленький мальчик. Глаза его ослеплены толстой пленкой самодовольства. Он прикован к полу внешним лоском кажущейся зрелости. Он заперт в клетке со всеми своими нерешенными страхами и комплексами. До этого «внутреннего ребенка» невозможно достучаться, поскольку его незрелость неуловима извне — она незаметна для глаза, который оценивает степень освященности согласно видимым предсказуемым критериям.
Он — маленький мальчик во взрослом теле. Несмотря на многие отличительные признаки «мужественности» (которые он всегда готов перечислить), этот «крутой парень» настолько же незрелый и зависимый, как какой-нибудь взрослый мужчина, живущий на шее своей мамы. Они оба застряли в своём образе — один в образе «мужчины», другой в образе «мальчика» — оба мужчины-мальчики.
Разрыв между «мужчиной» и «мальчиком»
Культура говорит нам, что женщины хотят мужчину, который был бы и мальчиком, и мужчиной. Он различает эмоции и при этом развивается в своей профессии. Он чувствительный и при этом серьезный. Он творческий и при этом обеспеченный. И потому мужчины чувствуют себя обязанными. И потому мужчины стараются изо всех сил. И при этом у них ничего не выходит. И большинство мужчин вокруг нас мечутся туда-сюда между «мужчиной» и «мальчиком».
И потом мы с грустью ненавидим себя за то, что не способны объединить эти два, похоже, несовместимых, но при этом хороших аспекта мужественности: невинную зависимость и трудолюбивую мудрость, непослушного лежебоку и неутомимого предпринимателя, Мистера Ошибку и Мистера Правоту, презираемого идиота и высокоуважаемого эксперта, слизняка и кумира.
Ничего промежуточного. Никакой зоны для роста. В мальчишестве не может быть славы, в мужественности — ненасытности. Всё просто — достоин или недостоин.
Верить как «мужчина-мальчик»
Возможно ли, что Бог хочет, чтобы мужчины-христиане были мужчинами-мальчиками в каком-то совершенно ином смысле? Что если, говоря о «мужчинаx-мальчиках», мы не подразумевали бы безработного нахлебника, валяющегося на диване? Что если бы наше новое понимание «мужчины-мальчика» не позволило бы Мистеру-Христианскому-Альфа-Самцу сорваться с крючка? Что если бы «мужчина-мальчик» стал положительным обозначением для того мужчины, который послушен Божьему повелению «верить как дитя» (именно такого рода вера, вообще-то, и ведет к христианской зрелости).
Фразы вроде «прийти к гармонии со своим внутренним ребенком (маленьким мальчиком)» звучат для нас как психологический трёп. Но в этом есть глубина; именно это имел в виду Уильям Вордсворт, говоря: «Ребенок – это отец Мужчины». О том же говорил и Иисус:
В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. (Матф.18:1-6)
Говорит ли здесь Иисус о защите детей? И да, и нет. Мы не можем отделить первый абзац от другого. Он не говорит о важности детской веры, чтобы потом переключиться на детское служение. Иисус не говорит здесь о защите христиан возрастом от 1 до 11 лет.
Настоящие мужчины живут как дети
Он говорит: «Тебе нужно стать таким ребенком. И Я позабочусь о тебе в процессе этого становления. И, заботясь о тебе, Я буду учить тебя, как достичь зрелости».
Чтобы прийти к Иисусу, нам нужно оставить все свои претензии на альфа-мужественность, которые (как порой кажется) помогут нам соревноваться с другими мужчинами-христианами в борьбе за самую красивую невесту в церкви. Нам также нужно оставить свою вялость (под маской «сдержанности»), которая удерживает нас даже от попыток что-то поменять. Нам нужно оставить свои переживания о том, «самый ли я крутой из присутствующих здесь».
Самый влиятельный, привлекательный, благочестивый и белозубый парень в комнате подвержен опасности проигнорировать своего собственного внутреннего ребенка, свою собственную способность прийти ко Христу с детской верой. Что если, будучи мужчинами, мы пытались так быстро и далеко убежать от ярлыка «мужчина-мальчик», что привязали к своей шее огромный камень под названием «веди себя как взрослый» — и в процессе положили на алтарь «зрелости» и «мужественности» своего внутреннего ребенка?
Вам нужно быть ребенком
Христос явно сострадал детям. Но Он также говорит: «Не выбрасывайте Царство Божье из страха перед ребячеством,— вы должны быть детьми». Быть мальчиком — это верить подобно ребенку; быть «мужчиной-мальчиком» в истинном смысле этого слова значит быть «мужчиной с верой ребенка» — верующим мужчиной, который растет в своей силе, но при этом не скрывает свою слабость.
Мы становимся бесполезными для женщин, если теряем связь с ностальгическими ощущениями детства, уходящим корнями в творение – уверенностью в спасении, восхищенным взглядом на нашего Отца, отчаянным прыжком в Его объятия, радостными моментами в общении с любящим нас Богом. Мы становимся эмоционально закрытыми. Мы становимся воинственными. Пугающими. Своевольными.
Мы думаем, что «мужчины-мальчики» не интересны женщинам. Но что, если мы дадим новое определение самому понятию, придав ему смысл: «мужчина с подлинно детской верой, которая и движет его к зрелости»? Тогда такие мужчины-мальчики превращаются в сообщество самых востребованных холостяков. Подобные детям мужчины не боятся демонстрировать свои нужды и при этом смело берут на себя ответственность.
Женщинам нужны «Мужчины-Мальчики»
По нижеследующим (и малопопулярным) причинам женщинам нужны мужчины-мальчики (в нашем новом значении) с детской верой:
- Мужчины с детской верой не деспотичны, потому что знают: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство небесное» (Матфея 5:3)
- Мужчины с детской верой не грубы и не бесчувственны, потому что знают: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Матфея 5:4)
- Мужчины с детской верой не ленивы, потому что знают: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Матфея.5:6)
- Мужчины с детской верой не склонны постоянно защищать себя, потому что знают: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Матфея 5:7)
- Мужчины с детской верой не соблазняют женщин и не просят о сексуальных одолжениях, потому что знают: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матфея 5:8)
- Мужчины с детской верой не агрессивны по отношению к женщинам, потому что знают: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матфея 5:9)
- Мужчины с детской верой не циничны и не стыдятся своей веры, потому что знают: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Матфея 5:10)
- Мужчины с детской верой не страдают от хрупкой и ранимой самооценки, потому что знают: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Матфея 5:11)
Блаженны Мужчины-Мальчики
Как сказал Клайв Льюис: «Я вырос и оставил младенческое, в том числе – страх показаться ребенком и желание быть очень взрослым» (из статьи «Три способа писать для детей»). Более серьезно высказался богослов Герман Бавинк: «Только вера, подобная детской, может с благодарностью принять и использовать Божьи благословения [такие как откровение, благодать и обетования]...» (Essays on Religion, Science, and Society, 31)
Женщинам не нужны мужчины, потерявшие свое детоподобие. Мужчины, застрявшие в своем ребячестве, им также не нужны. Женщине нужен мужчина-мальчик в лучшем смысле этого слова — мужчина, который не стесняется своей зависимости от Христа, и при этом не боится взять на себя ответственность за жену и детей, зависящих от него.
«Мужчины-мальчики» — это следующее поколение мужчин-христиан. И важно разобраться, дает ли нам Писание полный образ мужественности, охватывающий оба аспекта. Бог в Своём Слове не демонизирует «мальчика» и не восхваляет «мужчину» – Ему требуются оба качества одновременно. Блаженны мужчины-мальчики, ибо их есть Царство Божье.
Автор — Пол Максвелл / © 2017 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Максим Горячкин, Андрей Касмович для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
— Деточкин хоть и вор , но бескорыстный ,честный человек...
— Он, конечно, виноват. Но он… не виноват!
— Простите, а вы не псих?
— Нет. У меня и справка есть.