Оберните истину в рассказ: как завоевать сердце ребенка

Оберните истину в рассказ: как завоевать сердце ребенка

«Папа, расскажи нам, что было после того, как ты женился?»

«Мама, ты можешь рассказать мне, как я родился?»

Вы заметили, что дети хотят знать не только о том, что что-то произошло, но и о том, как это произошло? Им нравится слушать рассказы о событиях, которые для них произошли в далеком прошлом, и о которых они мало что помнят или совсем не помнят, но которые, как они знают, имеют основополагающее значение для того, кем они являются.

И поэтому я не просто говорю им: «Мы с вашей мамой поженились 20 августа 2005 года». Нет, я рассказываю им в подробностях о церкви, гостях, платье, обетах, о моменте, когда я плакал, и тому подобное.

Моя жена не просто говорит им: «Вы родились в этот день, в той больнице, и с таким весом». Нет, она рассказывает им, что она делала, когда начались схватки; когда мы пошли в больницу; как пришлось собрать целую команду медиков к тому времени, когда один из них решил появиться на свет; как у другого была христианская акушерка, которая молилась с нами; когда их бабушка и дедушка навещали, и так далее.

Другими словами, мы рассказываем им правду, обернутую в историю. Часто это наилучший способ насладиться истиной. Правдивые истории воплощают в жизнь прошлые события, помещают их в наши сердца и затрагивают наши чувства наравне с интеллектом. Они создают нам пространство для мыслей, воображения и чувств. Именно поэтому Бог общается с нами, облекая истину в рассказ.

Папа, как мы узнаем, кто прав?

Мы хотим, чтобы наши дети больше всего на свете — больше, чем они могли бы пересказать подробности дня свадьбы своих родителей или дня своего рождения, — познали Иисуса. Мы хотим, чтобы они знали, что Он превыше всего; Он достоин их любви больше, чем любой другой человек; более любой другой цели Он достоин того, чтобы посвятить Ему жизнь. Мы хотим, чтобы они доверяли Ему больше, чем нам, и благоговели перед Ним сильнее нас.

Мы хотим, чтобы они восхищались, а не пугались перспективы жить в мультикультурных, постхристианских городах, таких как наш, которые предоставляют им широкий спектр возможностей, когда дело доходит до того, кому поклоняться. Подобно тому, как Павел был в Афинах (Деяния 17:16), мы хотим, чтобы они одновременно ужасались тому, что наши города полны идолов, и жаждали рассказать тем, кто поклоняется идолам, о Боге, Который создал их и может их спасти. Мы хотим, чтобы они видели в наших городах не угрозу их вере, но смотрели на них как на поле для их проповеди.

Мы хотим всего этого. И потом один из моих детей, которому на тот момент было 5 лет, приходит домой и говорит мне, что разговаривал на игровой площадке нашей школы со своими друзьями, некоторые из которых не уверены, что Бог существует, другие настаивают на том, что богов много, и никто из них не верит в то, что Иисус — Господь.

«Папа, как мы узнаем, кто прав? Откуда мы можем знать, что наш Бог — настоящий Бог?»

И я в панике. Мой разум формулирует набор аксиом: «Иисус есть Господь», «Иисус сказал, что Он Сын Божий и единственный путь к Отцу», «Иисус умер за грех, и нет другого пути к спасению». Я хочу, чтобы мой сын знал правильный ответ, чтобы в следующий раз он, стоя на игровой площадке, провозгласил эти истины.

Но подождите. Дети любят рассказы. Теория оживает в историях. И Слово Божье наполнено ими.

Я мог бы просто изложить истину. Однако, опасность есть в том, если это всё, что я делаю: в их головы можно вложить правильные ответы, в то же время любовь к этой истине может не коснуться их сердец. И, если они не возлюбят правду, они не будут отстаивать её на игровой площадке, и однажды они сами отступят от нее.

Так что я делаю паузу. «Правильный ответ» застревает у меня в горле. И я рассказываю своему сыну правду, обернутую в историю — правдивую историю.

Две горы, один герой

Мы возвращаемся во дни Илии, в то время, когда Израиль был полностью сбит с толку относительно того, кем является Бог, ослепленный своим идолопоклонством и самодовольством, обманутый своими царем и царицей, увлеченный богами других народов. Мы встречаемся с Илией, который противостоит массовому слиянию различных вероучений и культов, предупреждает о Божьем суде, призывает людей к покаянию и встречает сопротивление или, что еще хуже, безразличие. Затем мы поднимаемся на гору Кармил, стоим и смотрим, как пророки Ваала совершают свои ритуалы, чтобы побудить Ваала низвести огонь на свой жертвенник. Мы слышим, как Илия насмехается над ними: возможно Ваал в отпуске или принимает ванную. Мы видим, как Илия молится, а затем (и тут же эта часть истории становится нашей любимой) мы видим падение огня с неба. Мы видим, как настоящий Бог демонстрирует Свое внушающее благоговение превосходство над всеми другими объектами поклонения на этой горе, и во все времена (3 Царств 18:20-40).

А затем мы спускаемся с этой горы, проносимся через века и взбираемся на гору Сион во дни Иисуса, в тот момент, когда Он открылся, что Он Бог, который послал Илии огонь на гору. Тем не менее, Он столкнулся с непониманием, а затем и гневом со стороны политеистических римлян и монотеистических иудеев, ни один из которых не давал Ему места в своих религиозных воззрениях, поскольку единственное место, которое Его устраивало, был трон их сердец. Мы слышим предупреждение Иисуса о том, что Он будет убит, а затем воскреснет (Марка 10:32-34). Мы посещаем склон горы Сион и видим пустую гробницу (Марка 16:1-7). Мы видим, как настоящий Бог еще раз демонстрирует Свое внушающее благоговение превосходство даже над смертью, на этой горе и на протяжении всей истории.

И я спрашиваю своих детей: «Как это помогает нам узнать, кто является настоящим Богом? Что мы можем узнать о Боге, из того, что нам говорит Библия?» И я пытаюсь помочь им понять, что, если они верой выберут «Команду Иисуса», они встанут в длинную цепочку свидетелей истины об Иисусе. Сами они являются частью величайшей истории из когда-либо рассказанных. Им нужно написать главу в той же истории, частью которой является Илия, а автором и героем — Иисус.

У нас самые лучшие истории

Итак, это мой рассказ об этой истории. И вот моя точка зрения.

Как родители-христиане, мы испытываем понятное желание защитить наших детей от мира. Я это чувствую — и в этом есть мудрость. Тем не менее, нам также необходимо подготовить наших детей к жизни в этом мире — к уверенной, позитивной жизни, провозглашающей Христа. Чтобы это произошло, им нужно не только знать истину, но и восхищаться истиной; не только знать, что Христос превыше всего, но и любить это Его верховенство. Они должны делиться со своими друзьями не только чистыми доктринами, но и правдивыми историями, которые захватили их сердца, а затем, в свою очередь, захватили бы сердца их друзей и помогли бы им привлечь исторические основы той веры, которой придерживаются наши дети.

И один из способов активизировать такую веру в наших детях — преподнести им истину в виде рассказа, исторического рассказа. Когда они думают о том, почему Иисус умер, мы можем рассказать им историю Пасхи (Исход 12-14). Когда они сталкиваются с трудностями в жизни и задаются вопросом о Божьем замысле, мы можем познакомить их с жизнью Иосифа (Бытие 37-50). Когда они сомневаются, что могут совершить что-то полезное для Христа, мы можем рассказать им о свидетельстве рабыни Неемана (4 Царств 5). Когда они спрашивают нас о сексуальных отношениях, мы можем рассказать им историю из Бытие 2:18-25. И это еще до того, как мы дойдем до Евангелий!

Не будем забывать, что у христиан есть лучшие истории, потому что мы являемся частью самой лучшей и самой прекрасной истории. И мы следуем за Спасителем, который рассказывал притчи так же часто, как и проповедовал, и который указывал людям на правдивые истории ветхозаветной эпохи так же часто, как напоминал им о ветхозаветном законе.

«Папа, откуда мы знаем, что наш Бог — настоящий Бог?»

Что ж, сынок, пойдем со мной на гору Кармил и гору Сион. Позволь мне рассказать тебе историю.

Автор — Карл Лафертон / © 2021 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Виктория Литвинова для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 07.04. Спасибо!