Кажется, христиане по-прежнему серьезно относятся к десяти заповедям. Убийство, воровство, прелюбодеяние, идолослужение, ложь – все эти грехи упоминаются в Божьем списке, который был дан Моисею на горе (Исх. 20), и, по большому счету, мы считаем, что нарушать данные заповеди нельзя.
Но вот как насчет четвертой заповеди – о соблюдении Субботы?
«Помни день субботний, чтобы святить его; дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его». (Исход 20:8-11)
Это одна из 10 заповедей, которые Бог дал Своему народу – повеление помнить день, в который Бог отдыхал, и поступать так же. Бог не предлагает нам отдых, который нам пойдет на пользу – Он дает нам заповедь. Настолько важно это для Бога, что Он записал это на камне.
Мы больше не под законом: жизнь Иисуса, смерть и воскресение освободили нас от ноши исполнения всех Божественных заповедей и предписаний. Нам не нужно жить в полном соответствии с законом, чтобы состоять в правильных взаимоотношениях с Богом. Однако, это не обнуляет благость первоначальных заповедей. Христос пришел не нарушить закон, но исполнить (Мф. 5:17). Правила, выбитые на камне, были благим даром от Бога Своему народу – и таковыми остаются по сей день.
Давайте помнить, что наша свобода от ноши исполнения закона – свобода, за которую была уплачена драгоценнейшая цена Кровью Христа, не дающая нам право на жизнь по своему разумению (Рим. 6). Мы живем по благодати; мы живем как народ Божий. Поэтому, я думаю, нам нужно переосмыслить этот Божий призыв «помнить день субботний и святить его» в своей жизни и продолжить серьезно относиться к этой заповеди.
Когда мы отводим один день в неделю на отдых, мы признаем, что Бог – это Бог, а мы – нет. В конечном счете, наша способность (или неспособность) отдыхать показывает, насколько мы верим (или не верим), что все в Божьих руках. Когда мы нажимаем на кнопку паузы и останавливаем бег, признаем, что мир продолжает крутиться без наших трудов, мы явным образом признаем, что Бог – Создатель и Опора всей нашей жизни. И если мы с трудом закрываем компьютер или уходим из офиса, мы начинаем понимать, что нам трудно доверять Ему, что нам трудно признать, что мы не контролируем этот мир и даже собственную жизнь.
Я начала соблюдать день субботний девять лет назад, когда училась в колледже. Теперь, когда я мать и учитель, всегда есть еще одна порция белья для стирки, еще один урок, требующий подготовки. И, конечно, всегда есть что-то более «продуктивное», на что можно было бы потратить мою Субботу. Но эта закономерность сменяемости работы и отдыха, неделя за неделей, сформировала во мне чувство доверия и спокойствия, которое было мне неведомо до начала введения этого правила в мою жизнь. Она помогла мне расслабить руку, крепко державшуюся за пульт управления.
Теперь я суббот жду с нетерпением – это не день, чтобы наверстать упущенное, а день, когда я могу благодарно вспомнить о самой возможности жить. Я провожу время с семьей без всякого предварительно согласованного плана. Я устраиваю тихий час и сплю. Иногда я гуляю, иногда читаю. В основном я делаю то, что мне нравится, что помогает душе развеяться и ощутить Божье присутствие в моей жизни. И я испытала величайшую свободу, научившись говорить нет постоянному стремлению работать и производить.
Бог дал заповедь Своему народу хранить и святить день Субботний, потому что Он любит Своих детей. Он знает, как мы устроены (Пс. 102:14), сколько мы можем выдержать, и как нам нужно время, чтобы просто жить, а не что-то делать. Суббота – это напоминание, что мои дни управляются Богом, а не мной. Это напоминание, что постоянно будут дела, требующие моего участия, но больше времени у меня от их исполнения на Земле не появится. Это напоминание, что у меня есть предел, что мне нужен отдых, что Бог заботится обо мне, помогая отдыхать.
Есть, конечно, и неправильный путь это все делать. Если мы будем соблюдать Субботу, как это делали фарисеи, установив для нее кучу разных правил, мы не поймем замысел Бога. Иисус сказал, что «суббота была для человеков, а не человек для субботы» (Мк. 2:27), что мы святим субботу, как Божий дар, а не как способ сделать Богу приятное. Христос это уже за нас сделал. Он сотворил великий труд, примирив нас с Богом через жертву на Кресте, поэтому нам не нужно ничего делать, чтобы умилостивить Бога.
Когда мы удаляемся от работы, один день в неделю, мы познаем истину, что во Христе наше прибежище от всей суеты. Мы верим всему, что Он сделал для нас.
И можем просто отдыхать.
автор — Энн Свинделл / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!
Во времена Ветхого Завета суббота была последний день в неделю. В Новом Завете появился день воскресенье — последний день недели. Именно поэтому служения сейчас проходят в воскресенье. А это значит не суббота сейчас для посвящения — а каждый день. Но по воскресеньям выходной,который нужно провести в церкви с Божьими детьми в прославлении и слушания проповеди о Божьей воли для христианина.
Шаббат шалом, уважаемый тезка.
Не согласен с вашей «реконструкцией». Как он, день воскресенье, «появился»? Просто ни с того ни с сего? Предложу свою реконструкцию.
Уже в первые века, возможно даже в первый век христианства часть верующих праздновала не воскресенье, а первый день недели как день воскресения Иешуа. На мой взгляд, это было такое (просто) народное благочестие. Мне могут возразить, что так поступали апостолы и привести следующий библейский стих:
7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
(Деян.20:7)
Но здесь имеет место искаженный перевод. Из более десятка переводов на русский я не нашел удовлетворительного для меня, поэтому предложу собственный перевод начала стиха:
«В одну [из] суббот...»
А вообще современная практика воскресного дня была заложена императором Константином в 4в. И двигали им не религиозные мотивы, а политические, а именно: он стремился к единству империи, пресечению разнообразных разногласий. Установление воскресенья как праздничного дня казалось ему очень удачным решением: христиане присоединятся к язычникам, которые в этот день поклонялись солнцу, но будут праздновать воскресение Спасителя. Церковь, будучи в то время государственной, взяла под козырек. Таким образом, празднование воскресного дня — это продукт Предания Церкви. Но для любого протестанта, и не только протестанта, но любого библейского верующего, его вероучение должно подчиняться фундаментальному принципу Sola scriptura. Реформаторы на этот вопрос не обратили внимания, поскольку были более, нет, не важные, но неотложные вопросы. Это показывает, что Реформация должна продолжаться...
Недавно посмотрел дебаты между двумя замечательными служителями по этому вопросу. Тот, кто за воскресенье делился, что иногда у него бывали моменты в служении, когда был обессилен. Так вот и ему, и другим верующим хотелось бы заметить, что некоторые подобные ситуации в жизни верующих возникают именно потому, что не соблюдают Божью заповедь.
...
Еще места в НЗ, которые будто бы указывают на воскресенье, это описание в евангелиях воскресения Господа. Возьмем для примера Евангелие от Иоанна (почему именно от Иоанна — ниже):
В первый же [день] недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.
(Иоан.20:1)
Здесь, по моему мнению, также неверный перевод. И не только в Синодальном, но и в других переводах на русский. По моему мнению, правильный перевод начала главы такой:
«В первый [день после] праздника...»
Почему «субботу» в данном случае правильно переводить как «праздник»? Потому что так (правильно!) переведено в ВЗ. Апостолы осознали, что Иешуа во время Своего земного служения исполнил весенний цикл праздников Господних. И я думаю, что при написании этих слов апостол Иоанн своим мысленным взором был устремлен на Тору:
Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель,
(Лев.23:15)
Что это за «первый день после праздника»? Это Праздник Первых плодов. Именно на этот праздник Иешуа воскрес! И своим выражением апостол Иоанн приводит читателей к Торе и к тому, что Иешуа исполнил этот праздник. В Лев.23:15 в тесте использовано слово «суббота». Как и в НЗ! И здесь я не соглашусь с многоуважаемым А.Фрухтенбаумом, который считает, что в споре фарисеев и саддукеев о том, как толковать в этом месте «субботу», правы саддукеи с их строго-буквальным толкованием; на мой взгляд, правы фарисеи, считавшие, что «суббота» в данном случае означает «праздник». СП в данном случае следует фарисейской традиции — и это правильно. Вот только и в НЗ следовало бы так первести.
Небольшое отступление. Отдельные исследователи считают, что в данном места «суббота» используется во множественном числе. Даже если и так, это ничего не меняет: можно перевести и «праздники» (Песах и Праздник опресноков). Я отдам дань уважения СП.
Возвращаясь к тому, почему я выбрал именно апостола Иоанна для разбора. Потому что именно его среди апостолов отличало трепетное отношение к праздникам Господним. Именно он научил своих учеников сохранять традицию празднования Песаха 14 Авива; традицию, которая в малоазийских общинах сохранялась вплоть до 4 в., когда была насильственно прервана имперской Церковью. Именно апостол Иоанн, как на это указывает с ноткой осуждения Ф.Шафф, единственный, кто в Новом Завете при цитировании Ветхого опирался исключительно на масоретский текст.
Позволю и я упрекнуть уважаемого Ф.Шаффа; как слабой стороной его как богослова я считаю излишнее стремление к ортодоксальности, так слабой стороной его как библеиста я считаю излишнее стремление к научности. К сожалению, Ф.Шафф стоял у истоков того явления, которое мы называем «современными переводами»; и именно он внес свою немалую лепту в это дело...
В спорах по поводу Библии православные указывают протестантам (да и не только протестантам, но и библейским верующим вообще), что Септуагинта древнее Масоры, да и вообще последняя — еврейская/иудейская; как будто Септуагинта не еврейская )))... Причем такие замечанеия делают не только комментаторы на YouTube, но и серьезные исследователи утверждают, что Масора «редактировалась» и появилась только в 10в. (справедливости ради — не только православные исследователи, но и не православные: похоже, это в современной библеистике мейнстрим). Разберемся по порядку.
Во-первых, «редактировалась». Да, редактировалась. Но это не то, как вы понимаете: исправлялась в угоду традиции, подгонялась под нужное богословие, и в результате получилась к 10в. редакция, отличная от оригинального текста. Нет! «Редактировалась» — означает: сохранялась, очищалась от искажение и восстанавливалась. В результате к 10в. (ну, или около того) удалось сохранить и восстановить аутентичный текст оригинальных рукописей — вот чем занимались масореты, а не тем, что вы нафантазировали, приплетая политику и пр.
Вы, конечно же, можете со мной поспорить. Но в данном случае это будет спор не со мной, а с Богом, потому что вы будете опровергать то, что Он сказал в Своем Слове:
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего вовек.
(Пс.11:7,8)
О чем говорит нам этот отрывок? В 8 стихе Бог Святой Дух, используя уста царя Давида, обращается (с надеждой, просьбой и — верой!) к Богу Отцу о сохранении Слова Божьего.
И если Масора — это не оригинальный текст Слова Божьего, то другога у нас нет (Септуагинта не может им быть, т.к. это перевод). Тогда вы опровергаете Слово Божье и делаете Бога лжецом.
Для объективности — несколько слов в защиту Септуагинты. С исторической точки зрения она сыграла большую положительную роль в распространении в эллинистическом мире знаний об истинном Боге. Ну, и плюс Епифаний Кипрский, к которому я лично отношусь с большим уважением, имел высокое мнение о Септуагинте. Но все течет, все меняется. И сегодня, благодаря наличию оригинала и информационным технологиям, Септуагинта может представлять, на мой взгляд, лишь академический авторитет. Авторитетный В.Журомский высказал очень правильную и глубокую мысль: Септуагинта и Масора местами не только отличаются, но иногда даже противоречат друг другу; поэтому мы не можем их как-то соединить — мы може только выбирать что-то одно. Я выбираю Масору. Не потому, что у нее больше научного авторитета, а потому что я в нее верю. Декарт как-то сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Я немного переделаю: «Я верю, следовательно, я познаю (Бога)». Чтобы познавать Бога, необходимо сначала поверить. Истинное Богопознание идет исключительно следом за верой. А не наоборот.
Довольно необдуманное высказывание... Ни с каких пор воскресенье не стало седьмым днём, разве что в вашей голове. Найдите в Слове Божьем подтверждение вашей безумной «мудрости». А если не найдёте, покайтесь ибо безумие человеческое перед Всевышним Богом не проходит безследно. Мудрости вам. P.s. Вы не Бог, что бы отменять Божьи заповеди.