Еврейское слово Шаббат (суббота) — это дар отдыха, впервые упомянутый в повествовании о сотворении мира.
После того как Бог сотворил мир за шесть дней, в Книге Бытие 2:3 говорится: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».
Уловили ли вы слово «почил»?
Именно в такой форме слово «Шаббат» впервые появляется в Писании на иврите — в значении прекращения деятельности, отказа от труда, отдыха. На заре творения Бог установил цикличность покоя в порядке времени. Он знал, что человечеству будет нужен Шаббат для их здоровья и благополучия.
Бог так сильно ценил эту концепцию покоя, что она даже была включена в Десять заповедей. «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исход 20:8).
Вы можете вспомнить историю о том, как Иисус обсуждал тему Шаббата со Своими учениками. Во 2-й главе Евангелия от Марка, когда Его ученики спрашивают, законно ли исцелять в Шаббат, Иисус отвечает: «… суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Марка 2:27-28).
Шаббат никогда не должен был быть чем-то, к чему нужно прикладывать усилия. Напротив, с начала времен Шаббат должен был принести свободу. Сам Бог почил на седьмой день после дела Своего творения. Шаббат предназначен для того, чтобы наполниться радостью, отдыхом и восполнением сил.
Поскольку Шаббат очень ценится в Писании, он является священной практикой, почитаемой евреями и по сегодняшний день. Если вы когда-либо были на Шаббатнем ужине в пятницу вечером, вы, возможно, заметили некоторые традиционные элементы, такие как зажигание свечей в знак приветствия Шаббата, а также молитвы над вином и хлебом.
Это особенные молитвы, они открывают празднование Шаббата. Хотя точное происхождение этих практик является предметом дискуссии, вероятно, они утвердились в период после возвращения израильтян из вавилонского изгнания.
Зажигание свеч
Шаббат начинается с зажигания двух свечей. Согласно традиции, хозяйка дома зажигает свечи перед заходом солнца в пятницу вечером и говорит:
«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечи Шаббата».
Молитва над вином
После зажжения свечей, произносятся следующие молитвы за вино и хлеб, чтобы освятить время Шаббата. По традиции, отец семьи поднимает чашу вина и говорит:
«Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы».
Молитва над хлебом
После благословения над вином говорится благословение над хлебом. Согласно традиции, берут две халы как символ двойной порции манны, которая на Шаббат была дана детям Израиля в пустыне.
«Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь вселенной, произрастивший хлеб из земли».
Имеют ли эти элементы Шаббата значение для нас как последователей Иисуса?
Да, имеют! Хотя конкретно эти молитвы не встречаются в Библии, если мы поближе рассмотрим язык этих молитв, мы увидим Иисуса в каждой из них.
Помните ли вы семь утверждений «Я есмь», сделанных Иисусом в Евангелии от Иоанна?
- «Я есмь хлеб жизни» (Иоанна 6:35, 41, 48, 51).
- «Я — свет миру» (Иоанна 8:12).
- «Я — дверь овец» (Иоанна 10:7,9).
- «Я есмь добрый пастырь» (Иоанна 10:11, 14).
- «Я есть воскресение и жизнь» (Иоанна 11:25).
- «Я есмь путь, истина и жизнь» (Иоанна 14:6).
- «Я есмь истинная виноградная лоза» (Иоанна 15:1, 5).
Взгляните на эти утверждения «Я есмь» и прочитайте три молитвы Шаббата, упомянутые выше, над свечами, вином и хлебом. Иисус является исполнением этих молитв.
Он — свет мира, данный для того, чтобы нам не ходить во тьме. Он — истинная виноградная лоза, а мы — ветви. Наша жизнь сосредоточена вокруг Него и дара спасения через Его кровь, пролитую на кресте. Он — наше обеспечение и хлеб жизни, сшедший с небес, потому что приходящие к Нему никогда больше не будут голодать. И это только начатки всего того, что Иисус исполнил как обещанный Мессия.
Голос того же самого Бога, который ответил Моисею из горящего куста, сказав: «Я есмь Сущий», звучит в словах Иисуса из Иоанна 8:58: «прежде нежели был Авраам, Я есмь.»
Есть еще один элемент значимости Шаббата для верующих в Иисуса.
В Послании к Евреям 4:9 говорится: «Посему для народа Божия еще остается субботство». В этом стихе слово «саббатизмос», обозначающее «покой», переведено как «субботство» — единственное использование этого слова во всем Новом Завете. По-видимому, автор Послания к Евреям хочет подчеркнуть важность не просто отдыха для народа Божьего, но именно Шаббатнего отдыха, священного времени, когда пик отдыха достигается только в Боге.
Шаббат — это больше, чем просто день, отведенный для отдыха в конце рабочей недели. Это больше, чем простое соблюдение. Это временной цикл, который в конечном итоге указывает на наше окончательное удовлетворение и истинный покой в одном только Иисусе.
Возможно, Господь уже говорил с вами о цикле Его времен и сезонов. Спросите Его, как должен выглядеть Шаббатний отдых для вас. Помните, что Шаббат — это не приложение усилий, но прекращение дел рук наших, чтобы принять радость удовлетворения в Нем.
Автор — Эстер Кун / firm.org.il
Перевод — Юлия Окерешко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!