Что мормоны думают о Святом Духе?

Что мормоны думают о Святом Духе?

Отношение членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (СПД) к Святому Духу может показаться знакомым, но является чуждым традиционному христианству.

В мормонизме Святой Дух – это Дух Божий, божественный Утешитель. Он свят не просто потому, что чист и безгрешен вследствие Его принадлежности к святому Божеству наряду с Небесным Отцом и Иисусом Христом. Напротив, Святой Дух свят, потому что Он освящает или «делает святыми», помогая святым последних дней стать «чистыми и незапятнанными перед Богом» согласно Книге Мормона (Алма 13:12).

Также, Святой Дух не является безличной силой; согласно Джозефу Смиту, Он — «личность Духа». Святой Дух обладает личностью, но не имеет физического тела, в отличие от Небесного Отца и Иисуса Христа. «Если бы это было не так, – пояснял Смит, – Святой Дух не мог бы обитать в нас» (Учение и заветы 130:22). Однако, как и Сын, Святой Дух был «духовным ребёнком» Отца. Эти трое объединены совершенной целью, волей и любовью, но не имеют общей сущности (см. антитринитаризм).

Святой Дух как свидетель

По мнению СПД, Бог наделяет всех людей Светом Христа, основным моральным чувством, позволяющим распознавать божественное призвание и дела. Хотя грех оглушает, наши уши всё ещё в некоторой степени обращены к гласу Бога. Но мы неспособны распознать истину, не будучи наставленными. Будучи «завещателем или свидетелем», Святой Дух позволяет людям «знать истину обо всём» (Мороний 10:5), в том числе и благодаря Книге Мормона.

Это важный момент в духовном хождении любого святого последних дней, когда он или она молится, например, о том, истинен ли этот текст. Читателям обещано, что, если они «просят с искренним сердцем [и] с искренним желанием», то Бог явит истину «силой Святого Духа» (Мороний 10:4). «В вашей груди загорится огонь», если вы «почувствуете, что это правильно» (Учение и заветы 9:8). Таким образом, Святой Дух рассматривается свидетелем Иисуса Христа и церкви СПД.

Библия же, напротив, не делает подобного обещания (по крайней мере, не напрямую), но христиане уже давно признали, что Бог свидетельствует об истине Своего Слова «внутренним свидетельством Духа». Тем не менее, свидетельство Духа – это не просто «божественный полиграф», а подтверждение «нашей веры» согласно Жану Кальвину (Наставление в христианской вере 1.7.4).

Святой Дух свидетельствует о Христе, непосредственно запечатлевая грешника (2 Коринфянам 1:21-22) без посредничества кого бы то ни было – пастыря, священника или пророка (1 Тимофея 2:5). Свидетельство Духа – это не просто личное чувство, но провозглашение любви Божией, «излившейся в сердца наши» (Римлянам 5:5). Это свидетельство Духа, а не наше, и оно проявляется в добрых делах, или «плодах духа» (Галатам 5:22-23). Ими Дух провозглашает миру: «Этот человек мой!»

Святой Дух как постоянный спутник

Согласно мормонизму, хотя все люди испытывают влияние Духа, только те, кто правильно крещён в церкви, получают дар Святого Духа как своего «постоянного спутника» (Учение и заветы 121:46). Он помогает святым последних дней стать послушными и морально чистыми. Святой Дух обличает грех, побуждает души следовать воле Бога, открывает сокровенное и навсегда скрепляет семьи посредством храмовых ритуалов.

Такое общение рассматривается как решающее для спасения, потому что, по убеждениям СПД, «люди спасаются в той мере, в какой они освящены». Пока человек остаётся достойным Святого Духа, Он остаётся рядом.

Библия же описывает Святого Духа не столько как сопровождающего спутника, оказывающего помощь в определённый момент, а как пребывающего в наших сердцах, который освящает нас согласно Божиим обещаниям. Святой Дух пребывает в нас не потому, что мы достойны, а потому, что Бог обещал вложить в нас новый Дух (Иезекииля 11:19), тем самым сделав нас святыми. Это работа Духа – не наша: наши тела описаны как «…храм живущего в вас Святаго Духа…» (1 Коринфянам 6:19-20). Мы – физическое место пребывания Духа Божиего.

Эта истина удивительна, если задуматься о том, что на самом деле сделало Иерусалимский храм святым. Дело было не в его материальных атрибутах и даже не в присутствии священников (Псалом 50:18-19), а в присутствии Бога. То же самое верно для каждого верующего сегодня. Иисус обещал, что Святой Дух «…с вами пребывает и в вас будет» (Иоанна 14:17). Не просто рядом, но внутри. Он обещал Святого Духа лично – Его святое присутствие – а не просто Его товарищество и помощь.

Автор — Кайл Беширс / thegospelcoalition.org
Перевод — Илья Дубинин для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!