Что будет с этим миром? Этот вопрос волнует всех. В том числе христиан, которые спорят о картинах будущего и ссорятся по вопросам библейской эсхатологии. Нам хотелось бы увидеть правильную схему, Божий план будущего, и наше место в нем. Ведь переживаем мы не столько из-за возможных трудностей, сколько из-за неопределенности, неизвестности, непонятности.
Мне же кажется, что события последних лет учат нас тому, чтобы начинать с себя, думать о своей ответственности за текущий момент, и при этом смириться с незнанием завтрашнего дня.
Я говорю так, потому что слишком много людей болеет, страдает, умирает, не отрываясь от телевизоров или не выпуская из рук смартфоны, просматривая новости политической жизни или увлекаясь сенсациями, скандалами и теориями заговоров.
Что толку знать о судьбах мира, если тебе осталось жить совсем-совсем немного? Что толку набирать в поисковике любые важные слова, если ты так и не решил свои личные вопросы?
Правда в том, что люди боятся думать о себе – ответственно, серьезно. Поэтому они думают о будущем своей страны или целого мира.
Хочу напомнить две простые истины, которые должны связать вместе малое и большое, нашу личную жизнь и будущее мира.
Во-первых, нам стоит знать, что есть два вида эсхатологии – личная и общая. Общая говорит об истории человечества, личная – о жизни отдельного человека. События конца мира и начала Божьего Царства, суды и скорби, явление антихриста и пришествие Христа – все это выражается в истории мира, но также в событиях нашей личной жизни. Наша жизнь вписана в жизнь мира, наша малая личная история – часть большой всеобщей истории. Возможно, мы не увидим больших событий, в которых явно сбудется библейская эсхатология. Но нам не миновать событий личной эсхатологии. Премиллениаристы и амиллениаристы могут спорить о тысячелетнем Царстве, и не заметить приближающийся конец их земной жизни. Куда важнее быть готовым к встрече с Богом в любой момент, чем иметь под рукой четко расписанный план будущего и успокаивать себя тем, что мы еще не в той эпохе, что еще рано, еще не время.
Меня лично общая эсхатология почти не интересует. Я знаю, что моя жизнь слишком короткая, чтобы ее потратить на схемы и споры. Мне достаточно того, что Господь имеет Свой план для этого мира и меня. Мне вовсе не обязательно этот план знать. Достаточно знать, что он есть.
Во-вторых, мы должны быть скромнее в своих попытках объяснить будущее, но при этом увереннее смотреть дальше – в самый конец истории. Важно не то, что будет завтра и послезавтра. Важно то, что будет в конце. А в конце будет Царство, которому не будет конца. Зная это, мы можем быть спокойны, мы можем сосредоточиться на выполнении нашей ответственности за день сегодняшний (Матф. 6:34), доверяя будущее Богу.
Мы должны практиковать доверие в малом и уверенность в большом и главном.
Мы не знаем, что будет завтра. Господь нам это не открывает – чтобы мы не расслаблялись и не паниковали, не были слишком уверенными или слишком растерянными.
Конечно же, мы, как христиане, – тоже люди. Мы хотим знать, что будет завтра и послезавтра. Хотим планировать свадьбу детей, строительство дома, семейный отпуск. Но знание ближайшего будущего нам не дано. Поэтому в наших планах мы всегда должны оставлять последнее слово за Богом: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» (Иак. 4:15).
Итак, мы не знаем, что будет с нами завтра и послезавтра, что будет в 2022 году. Но Господь открыл нам, что будет в самом конце. Пусть знание большого будущего и незнание ближайшего будущего послужат нашему доверию в малом и уверенности в большом. Доверие и уверенность – это хорошее сочетание!
Автор — Михаил Черенков / cherenkoff.blogspot.com
Последнее: 26.07. Спасибо!
Хорошо сказано Михаил! ?
Хороший термин — личная эсхатология. Согласен с автором: важно быть, как мудрые девы, т.к. уснут и те, и те.