Что такое молитва «Шма Исраэль»?

Что такое молитва «Шма Исраэль»?

Třebíč (Czech Republic). New Synagogue: Fresco (1707). Photo — Wolfgang Sauber

Еврейский обет любви, действующий на протяжении веков

Молитву «Шма Исраэль» и сегодня можно назвать одним из наиболее значимых постулатов в жизни и в истории еврейского народа. Название молитвы происходит из двух первых ее слов и означает «слушай»:

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:4-5)

Это обещание верности, похожее на брачный обет, являет собой гимн хвалы Господу. Он находится в Книге Второзакония, в обращении Моисея к израильскому народу.

Претендуя на наследство

Еще немного и народ войдет в Обетованную землю. Это важно знать, потому что этой речью Моисей закладывает фундамент и утверждает протокол взаимоотношений Израильтян между собой и с Богом.

Моисей не войдет с народом в Обетованную землю, поэтому он делает все возможное со своей стороны, чтобы подготовить народ к новой жизни в процветании. В 3-м стихе Моисей говорит: «Чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились». Точно так же слова молитвы «Шма Исраэль» подготавливают к жизни в процветании и нас.

Эти слова Божьего обета не относились к израильтянам в тот конкретный момент в истории и только. Они относятся ко всем Божьим детям на протяжении всех времен.

photo — Yaniv Ben-Arie, Flickr

Обещание, не подвластное времени

Моисей начинает с того, что провозглашает: есть только один Бог — единый Господь. На протяжении всей своей истории израильский народ жил в окружении других народов, которые поклонялись множеству различных богов. Начиная с их жизни в Ханаане, затем в течение многих лет в Египте и заканчивая 40-ка годами странствования в пустыне, их повсюду окружали народы, исповедовавшие политеизм.

Народу было четко сказано, что с этого момента верность, послушание и любовь к их единому Богу — их единственный путь. Неверность Господу могла бы стать огромной угрозой будущему израильского народа, поэтому Моисей закладывает в фундамент взаимоотношений с Ним эту путеводную истину.

Во многих переводах Второзакония 6:4 слово “шма” переводится как «слушай». Однако в английском языке значение слова «слушай» не в полной мере отображает значение этого слова на иврите, равно как и не очень помогает нам усвоить его значение.

На иврите слово “шма” значит не только услышать что-либо, но также предпринять некие действия в соответствии с услышанным: принять во внимание, повиноваться, а самое главное — сделать так, как было сказано.

На иврите «слушание» и «повиновение», в сущности, одно и то же. Моисей не просто говорит народу: «Так, народ, внимание!» (хотя, бесспорно, это он тоже говорит). Моисей говорит: «Живите согласно сказанному, претворите эти слова в жизнь, пусть они станут частью вас».

Иак. 1:22 идеально отражает эту мысль, настоятельно призывая нас:

«Будьте исполнителями Слова, а не только слушателями, которые обманывают самих себя. Только тот, кто пристально всмотрелся в совершенный закон, несущий свободу, и уже не отступился от него, то есть не забывчивый слушатель, а делатель дела, — будет по-настоящему счастлив в своих начинаниях» (Иак. 1:22,25, RBO)

«Shema israel». Author — michel D'anastasio, Flickr

Принимая обет

Моисей хочет, чтобы люди поняли, что их посвящение Господу должно подкрепляться делом и оно должно найти свое отображение в том образе жизни, который они для себя изберут. Когда жених и невеста обмениваются свадебными клятвами, их слова подразумевают действие, точно так же, как и слова молитвы «Шма Исраэль».

Молитва «Шма Исраэль», в некотором смысле, сохранила израильский народ.

Слова посвящения прошли проверку временем, и сегодня молитва «Шма Исраэль» по-прежнему воспринимается вполне буквально. Этой молитвой многие евреи ежедневно молятся утром и вечером. Следует особо отметить, что молитву «Шма Исраэль» произносят во время каждой субботней службы по всему миру.

Родители обучают своих детей молитве «Шма Исраэль» во исполнение повеления: «Внушай их детям своим и говори о них» (Втор. 6:7).

Возможно, вам доводилось видеть еврейских мужчин с маленькими черными коробочками, привязанными кожаными ремешками к их рукам и голове. Эти коробочки называются тфилин. Данная традиция также берет свое начало из молитвы «Шма Исраэль», в частности, из этого стиха:

«Слова мои да найдут место в сердцах ваших и до глубины души вашей да проникнут! Повяжите их себе на руки как знак памятный и на челах своих носите как повязку» (Втор. 11:18, BTI).

Превыше всего

Многие набожные евреи надеются, что именно эти библейские стихи станут их последними словами перед смертью — настолько они чтят молитву «Шма Исраэль». Перед своей гибелью евреи-мученики, в том числе жертвы Холокоста, в последний раз исповедовали свою веру и посвящение единому истинному Богу, молясь словами этой молитвы.

В подтверждение слов Моисея, Иисус говорит: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем разумом твоим» (Мф. 22:37, NRT).

И снова, подобно свадебным обетам, эти слова призывают нас любить Господа всем своим сердцем и в каждом новом дне своей жизни. Если мы позволим этому осуществиться, молитва «Шма Исраэль» может служить нам вечным напоминанием о всех удивительных делах Господа, записанных в Писании, на протяжении истории человечества и в наших собственных жизнях.

Эти слова могут хранить и нас.

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:4-5).

Автор — Авиталь Сноу / firm.org.il
Перевод — Анастасия Сковородникова для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!