Это те девять причин, за которые церковь нельзя обвинять.
Вопрос «почему люди уходят из церкви» поднимает несколько других вопросов, весьма важных для здоровья церквей – особенно в Северной Америке.
Церковь в США, которая когда-то, пользуясь солидной репутацией и пакетом всевозможных привилегий, занимала с другими лидерами общества “почетное место за столом”, теперь теряет своих членов с угрожающей скоростью. Более того, равнодушие внецерковных людей (неверующих и просто не-посещающих) к церкви стало шоком для членов многих “несгибаемых” (зачастую не в меру) церквей. Они, как правило, чувствуют себя изолированными, оттесненными на периферию общественной жизни. И что хуже всего, большинство верующих несведущи в причинах такого равнодушия со стороны “внешних”.
Недавние исследования подтвердили, что церкви сталкиваются с большими трудностями в достижении нынешнего поколения неверующих, внецерковных людей. Подводя итоги исследований в своей новой книге “Как понимать и достигать равнодушных к религии людей” (Understanding and Reaching the Religiously Unaffiliated) Джеймс Уайт анализирует сложности евангелизирования людей, которые в лучшем случае апатично настроены по отношению к церкви и Евангельской вести.
Уайт выделяет десять характеристик так называемых “никто”:
1) «Он – мужчина». Мужчины реже интересуются духовными вещами, чаще проявляют скептицизм, отличаются меньшей приверженностью религии.
2) «Он слишком молод».
3) Он «белый». Хотя все больше “не-белых” предпочитают христианству другие религиозные традиции.
4) Он не обязательно атеист. Он может верить в «некую силу», занимает деистическую позицию.
5) Он может считать себя духовным, но в действительности не особо религиозен – предпочитает не связывать себя ни с какой религиозной организацией.
6) Чаще всего это демократ.
7) Он считает, что аборты и однополые браки должны быть легализованы; а значит, выворачивает наизнанку традиционное определение брака и семьи.
8) Он либерально относится к морали и старается избегать «крайностей».
9) Он не обязательно враждебно относится к религиозным институтам, однако уверен, что они, в основном, хотят власти и денег; поэтому не считает их важными в своей жизни.
10. Он, чаще всего, живет на западе от реки Миссисипи.
В своих исследованиях Уайт ссылается на данные таких авторитетных институтов, как “Barna Research Group”, “Lifeway Research” и другие. Из всего изобилия материала он выводит девять главных причин, почему люди уходят из церквей:
1) Церковь придерживается слишком узких взглядов и негибка в моральных вопросах.
2) Церковь больше занимается укреплением церковного института, чем выполнением своей миссии.
3) Церковь чаще легалистична и жестка, вместо того чтобы проявлять благодать.
4) Церковь изолирует себя от жизни реальных людей и, таким образом, оторвана от реальности.
5) Церковь антиинтеллектуальна, отвергает научные данные и современные реалии.
6) Церковь пользуется устаревшими методологиями; когда-то они были эффективны, но теперь утратили свою важность и эффективность.
7) В церкви не хватает любви, тепла; церковь не понимает, что люди хотят интимности – такой атмосферы, которая способствует созданию теплых взаимоотношений и удовлетворению духовных и личностных нужд, а не громоздкой, неповоротливой религиозной системы.
Этот список причин, почему люди уходят из церкви, можно продолжать и продолжать. По всему видно, что церковь в Северной Америке переживает определенный кризис.
Давайте посмотрим на эту проблему с другой стороны
Хотя я согласен со многими критическими замечаниями в адрес церкви, я хотел бы рассмотреть вопрос «почему люди уходят из церквей» под несколько другим углом.
Что меня больше всего беспокоит, так это то, что под «лупой критического рассмотрения» находится именно церковь, а не мотивы неверующих и внецерковных людей. Почему «под судом» всегда только церковь? Почему не подвергаются хотя бы какой-нибудь оценке мотивы неверующего сообщества? Само собой разумеется, церковь сама сделала себя мишенью всякой возможной критики, поскольку претендует на эксклюзивные права владения истиной. Однако правильным ли будет по этой причине всегда обвинять только церковь? Думаю, нет.
Я хочу предложить другой, альтернативный, список ответов на вопрос “почему люди уходят из церкви”. Этот список хорошо объясняет возможные причины безразличия людей к церкви и к проповедуемой ею Благой Вести.
1) Люди уходят из церкви, потому что евангельский путь действительно слишком узок для них. “Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их” (Мф. 7:13-14). Почему же мы так удивляемся тому, что многие люди предпочитают не идти узким путем спасения, ведущим в вечную жизнь? Ведь следование узкою дорогою означает, что мы должны все оставить и следовать за Христом.
2) Люди уходят из церкви, потому что Евангелие требует покаяния и веры. Благая Весть означает, что мы должны отвернуться от греха, от своего «я», и верою повернуться лицом к Спасителю. Покаяние и вера далеки от концепций самоактуализации и самореализации. “Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть” (2 Кор. 7:10). Покаяние требует самоотречения – именно того, что грешникам так не нравится. Поэтому, когда от грешника требуют покаяния, для него вполне естественно обвинить церковь в узости мышления и отсутствии любви – хотя в действительности это (покаяния и вера) является сердцевиной самой Благой Вести.
3) Люди уходят из церкви, потому что от них требуют святой жизни. Хотя святость легко может трансформироваться в легализм, подлинная святость есть плодом труда Святого Духа в жизни верующего. Мы призваны к святости (1 Пет. 1:16), призваны отражать характер Иисуса Христа – это тоже плод Духа (Гал. 5:22). Очень склонны навешивать на церковь ярлык законничества те, кто не хотят жить святой жизнью и руководствуются не-святыми мотивами. Святость – важнейший компонент христианской жизни. “Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа” (Евр. 12:14). Святость не означает изоляции. Святость — это быть отделенным для особой цели, задачи; это значит отражать характер Самого Бога. Можно быть одновременно святым и жить в реальном мире. Если кто-то считает святость полной отделенностью от мира (от людей, их проблем), тот неправильно понимает суть подлинной святости.
4) Люди уходят из церкви, потому что они не укоренены и не утверждены в Евангелии Иисуса Христа. Многие могут казаться спасенными некоторое время, но только время покажет истинную природу тех, кто «исповедует веру». Вера может оказаться неподлинной, лицемерной, неискренней. Часто бывает, что верующий “не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется” (Мф. 13:21).
5) Люди уходят из церкви, потому что неутвержденность в Евангелии и поверхностная, ненастоящая вера приводят неизбежно к тому, что “забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно” (Мф. 13:22). Они теряют аппетит к духовным вещам, потому что не уменьшился и не сократился их аппетит к вещам мирским, греховным.
6) Люди уходят из церкви, потому что их пониманию Евангелия недостает подлинного осознания, что значит быть посвященным, верным, стойким верующим. В результате, многие “пробуют христианство”, но без глубокого осознания сути Евангелия приходят к выводу, что оно “не работает в их жизни”, что оно “не для них”. Однако сердце Евангелия – господство Иисуса Христа, а не наше счастье. “Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши” (1 Ин. 2:18-19).
7) Люди оставляют церковь, потому что больше любят этот мир и самих себя, а не Иисуса Христа. Они так и не поняли, что христианство – это не самореализация, самоактуализация или какой-нибудь грандиозный социальный проект. Более того, христианство – это не попытка сделать плохих людей хорошими, а хороших – еще лучшими. Речь идет о полном преображении жизни, о том, чтобы духовно мертвых людей сделать духовно живыми (Еф. 2:1-10; Рим. 12:1-2). Многие люди лишь тогда пытаются «следовать» за Богом, когда Он «позволяет» им (как они думают) самим занимать престол своего сердца. Им очень тяжело быть радикальными христианами, т.е. теми, кто позволяют Богу занимать первое место в их жизни. Многие приходят в шок, когда им открывается та простая истина, что хотя Бог и свершает благодатный труд через Иисуса Христа в нас и для нас, даруя множество благословений, в конечном итоге все служит для Его славы, и что славы этой Он “не отдаст иному” (Ис. 48:11).
8) Люди уходят из церкви, потому что церковь противится их попыткам строить свою индивидуальную систему ценностей и верований – такой себе “шведский стол”, на который они ставят предпочитаемые «блюда» и убирают те, которые им не по душе. Такое христианство построено больше на собственноручно состряпанном богословии, а не библейском. Возможно, именно это имел в виду апостол Павел, когда писал Тимофею следующие проницательные слова: “Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням” (2 Тим. 4:3-4). Хотя Бог дает нам большую свободу в плане самовыражения и практикования даров, нам не позволено создавать собственную систему богословия, верований или «выхватывать» из христианства лишь то, что нам нравится (отвергая все остальное). Некоторые люди оставляют церковь, сталкиваясь с фактом «одной веры», которая однажды была «предана святым» (Иуд. 3). Под “верой” здесь подразумеваются главнейшие истины Евангелия, которые невозможно заменить, нельзя «сократить», «разбавить».
9) Наконец, люди уходят из церкви, потому что они просто не обращены. Они нуждаются в спасении. Кто действительно возрожден, тот не уйдет из церкви по вышеупомянутым причинам (см. предыдущие 8 пунктов).
Итог:
Хотя с церкви нельзя снимать ответственность за ряд причин, из-за которых люди уходят из церкви, следует, однако, иметь в виду, что многие из «ушедших» оказались на поверку лживыми христианами и во многом сами виноваты. Не нужно обвинять только церковь. По сути, нет причин удивляться, почему некоторые уходят из церкви – особенно те, чьи сердца не были по-настоящему изменены, кто не поняли сути Евангелия, которое ведет нас от нашего «я» к Спасителю. Такой поворот – от себя к Богу – производит подлинное, глубокое посвящение, способное преодолевать сложности на пути к святой жизни в этом не-святом мире и все преткновения, когда церковь являет не совсем христианское, даже уродливое, лицо (она тоже весьма несовершенна).
Голос Истины по материалам Christian Post
Последнее: 26.07. Спасибо!