Девятое Ава: день бедствия, день праздника

Девятое Ава: день бедствия, день праздника

Spoils of the Temple: After a Relief from the Arch of Titus, Rome (1791). Artist — Jean-Guillaume Moitte. Source/Photographer — © Museum Associates/LACMA

В иудаизме Тиш’а бе-ав (буквально «девятый день месяца Ав» по еврейскому календарю) – это день поминовения. Хотя он не входит в число установленных в Библии священных дней, по преданию, и Первый и Второй Храм были разрушены именно девятого ава. Поэтому еврейский народ проводит этот день в посте, оплакивая свою великую потерю и молясь о восстановлении Храма. В этом году Тиш’а бе-ав выпадает на 30 июля.

Многие неверующие евреи не отмечают этот день, но для тех, кто более религиозен, он остается горьким напоминанием о том, что все идет не так, как должно, что, пока в Иерусалиме нет Храма, в иудейской религии нет и не может быть полноты. Почему же это древнее строение все еще имеет такую важность?

Истинная значимость Храма заключалась в Божьем обещании Израилю:

«Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым… Это – всесожжение постоянное в роды ваши пред дверями скинии собрания пред Господом, где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою» (Исход 25:22; 29:42).

Двумя столпами Божьего обетования были Его присутствие и Его обеспечение. Он обещал жить среди Своего народа и говорить с ним. Он обещал искупить их грехи, простить их и сделать святыми. Искупление обеспечивала кровь животных, приносимых в жертву на алтаре. Это должно было совершаться исключительно в Храме.

Жертвы были способом признания и наглядной демонстрацией последствия непослушания Богу. Таким последствием была смерть. Бог не терпит грех ни в каком его проявлении. Но Божья праведность и справедливый суд смягчаются другими Его совершенствами – милосердием и состраданием. Жертвоприношения были для Бога способом проявить это милосердие и сострадание, позволяя замещение. Вместо совершившего грех человека умирало животное. В обществе, где основу экономики составляло сельское хозяйство, животные стоили дорого, и жертвовать ими людям было отнюдь не легко. Жертвоприношение было драмой высшего порядка, и Храм был сценой, на которой Бог повелел эту драму разыгрывать. Только в этом святом месте Бог позволял совершать это действие, исполненное глубочайшего смысла. Храм был сердцем Израиля, центром его животворящих встреч с Богом, где было Его присутствие и изливалась Его искупительная сила.

Solomon Dedicates the Temple at Jerusalem (1896—1902). Artist/Maker: James Jacques Joseph Tissot (French, 1836—1902). The Jewish Museum, New York

Первый Храм простоял почти 400 лет. Но постепенно еврейский народ стал возлагать свое упование на сам Храм, а не на Того, Кто обитал в этом Храме. Люди словно бы стали думать, что сила Божья привязана к его зданию и будет по-прежнему с ними, даже если они обратились к поклонению идолам. Бог предостерегал их, что придет расплата, и в 586 году до н.э. она пришла – от рук завоевателей-вавилонян. Они разрушили Храм Господень, и для Израиля этот день стал воистину днем величайшего бедствия.

Невозможно описать словами ту боль, которую пережил тогда народ. В определенном смысле «кишкес» (внутренности) Израиля были вырваны из его тела. Его уверенность в Божьем призвании и высшей цели своего существования была основана на Храме и на знании, что Бог пребывает среди них. Без Храма у народа Израиля не было подтверждения Божьего присутствия и прощения.

В 538 году до н.э. Эзра и с ним множество израильтян вернулись из вавилонского плена в Иерусалим, согласно повелению персидского царя Кира Великого. Под руководством Эзры был построен Второй Храм, строительство которого длилось 23 года. Второй Храм имел приблизительно те же размеры, но был далеко не так богато и искусно украшен, как Первый. И похоже, что в то время во Святом Святых уже не было Ковчега Завета. Это оставило в нем глубочайшую пустоту, которая, казалось, отражала отсутствие славы Божьей, которая так мощно проявлялась в Первом Храме.

Фактически, согласно свидетельству древнеримского историка Тацита, когда римский генерал Помпей пришел в Иерусалим, он вошел прямиком в Храм, в самое Святое Святых. Выйдя оттуда, он с изумлением воскликнул: «Там пусто! Там нет ничего, кроме темноты». И, разумеется, он был прав. Позже (начиная с 19 года до н.э.) Ирод попытался вернуть Храму часть его былого великолепия. Работы продолжались почти 82 года.

James Tissot (French, 1836—1902). Reconstruction of Jerusalem and the Temple of Herod, 1886—1894. Brooklyn Museum

Иисус совершил многие свои дела и часто учил людей в Храме или недалеко от него. Храму были посвящены некоторые из Его самых противоречивых высказываний, например: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Иоанна 2:19-21).

Называя Себя Храмом, Иисус заявил, что в Нем исполнилась Божья цель и обещания относительно Иерусалимского Храма. Одним этим коротким и глубоким утверждением, Иисус объявил, что Он и есть то самое присутствие Божье, которое некогда так мощно проявлялось в Храме. Иисус отождествил Себя не только с Божьим присутствием в Храме, но и с храмовой жертвой, которую послал Господь. Утверждение Иисуса звучало бы абсурдно, если бы не исполнилась вторая часть Его пророчества. Но Он действительно воскрес из мертвых на третий день, как обещал, благодаря чему Его жертва за грех была принята один раз и за всех людей. Таким был Божий план с начала времен. Все эти годы, когда в жертву приносились животные, были предвестниками времени, когда невинная личность добровольно возьмет на Себя наказание за грехи людей, чего животное никогда не могло бы сделать. Ту самую жертву, завершения которой Бог не стал требовать у Авраама, – смерть его сына Исаака – Бог принес Сам, послав собственного Сына – Иисуса – умереть за нас.

Иисус сделал еще одно пророчество относительно Второго Храма – пророчество зловещее, но подтвердившее Его заявления касательно Его собственной жизни и служения:

«И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Матфея 24:1,2).

Иисус совершенно очевидно предсказал разрушение Второго Храма. Тит и его римские легионы выполнили это предсказание, войдя в Иерусалим и разрушив не только Храм, но и весь город. Как бы ни была ужасна эта трагедия еврейского народа, она со всей ясностью доказала, что всё, сказанное Иисусом из Назарета, было правдой. К тому времени тысячи евреев уже уверовали в Иешуа (Иисуса), а после разрушения Второго Храма в 70 году н.э. их примеру последовали ещё тысячи. И все же большая часть моего народа не уверовала. Таким положение дел остается и по сей день.

В этом и состоит мое бремя и бремя миссии «Евреи за Иисуса». Самым страшным бедствием в истории еврейского народа стало не разрушение Храма, совершенное человеческими руками, но пустота столь многих сердец, в которых хочет жить Бог. До тех пор, пока мой народ не признает Иисуса Мессией, те, чьи сердца Бог хочет сделать своим Храмом, лишены Божьего присутствия и даруемого Им искупления. Для всех, кто любит Бога Израиля, это должно быть поводом для скорби. Я планирую провести 30 июля в посте и молитве за величайшее бедствие, постигшее мой еврейский народ, – неверие в их Спасителя.

Я надеюсь, что некоторые из вас присоединятся ко мне. Пребывая вместе в посте и молитве, мы разделим скорбь Самого Бога, который желает, чтобы ни один человек не погиб. Мы благодарны за тех из нас, кого Он призвал, и молимся о том, чтобы стать живыми жертвами, которыми Он хочет нас видеть, с благодарными сердцами приглашающими Его наполнить нас Своим присутствием. Мы также можем быть уверены, что однажды Бог Израиля обратит нашу скорбь по потерянным душам в радость. Он обратит бедствие в великий праздник, когда мой еврейский народ наконец-то примет Того, кто отдал Свою жизнь в жертву за всех нас.

«И так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их» (Римлянам 11:26,27).

автор — Давид Брикнер / cis.jewsforjesus.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!