Для молитвы всегда есть время

Для молитвы всегда есть время

Помолившись, вы сможете сделать больше того, о чём просили, но вы не сможете сделать ничего, не помолившись.

— Джон Буньян (Золотая сокровищница цитат пуритан, 235)

Сидя на одиноком склоне холма в предрассветной мгле, молится Человек. Он повторяет строки Писания, поёт Псалмы, восхваляет Бога и изливает пред Ним Своё сердце. Со стороны Он мог бы показаться монахом или философом-отшельником – в таком уединении и в столь ранний час.

Но лишь незадолго до этого целый город собирался вокруг Него, взывая о помощи. Даже сейчас город всё ещё неспокоен, вспоминая чудеса прошлой ночи и желая большего. И уже совсем скоро друзья найдут Его и расскажут Ему о нуждах, которые надо восполнить, задачах, которые нужно выполнить, толпах, которым нужно ответить, людях, которых нужно увидеть. Он молится в самом сердце бури.

“А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился” (Марка 1:35)

Занятый более предпринимателя, востребованный более знаменитости, желанный, как мама кучи детей, с тяжёлой как мир задачей на плечах, Иисус молился.

Молитвы Господни

Евангелия открывают нам лишь малую толику жизни Иисуса вне Его обычного служения. Мы видим, что Он много странствовал, вкушал пищу в разных домах, как Он отдыхал. Но, пожалуй, прежде всего, мы видим Его молящимся.

Он молился Сам и вместе с другими (Матфея 14:23; Иоанна 17:1). Он молился и в людных, и в уединённых местах (Иоанна 11:41–42; Матфея 14:13). Он молился регулярно и спонтанно, побуждаемый обстоятельствами, выражая радость, скорбь, тоску и нужду (Луки 5:16; 10:21–24; 23:34, 46). Народ видел Его силу в действии, ученики видели молитвенную жизнь, которая делала всё это возможным (Луки 11:1).

Но такая молитвенная жизнь была нелёгкой. Её даже представить тяжело, когда из-за преследующей толпы Ему и поесть-то было некогда (Марка 3:20; 6:31). Иисус молился так, порой самоотверженно, потому что молитва была для Него главной. И в Его молитвенной жизни мы находим образец для нашей собственной.

Ставя молитву на главное место

Идея поставить молитву во главу угла звучит замечательно – до тех пор, пока из-за неё нам не приходиться поступится чем-то, что нам очень нравится. Мы можем сколько угодно говорить о приоритете молитвы, но наши слова останутся пустым звуком до тех пор, пока мы действительно не будем откладывать прочие дела, даже весьма важные, чтобы уединиться с Богом. Жизнь нашего Господа является тому лучшей иллюстрацией.

Порой Иисус ставил молитву выше служения. Вместо молитвы в предрассветный час за пределами Капернаума Он мог бы служить. “Все ищут тебя” – сказали Ему тогда ученики (Марка 1:37). Ведь нужды были реальными и неотложными: больные нуждались в исцелении, заблудшие – в наставлении, погибшие – в спасении. Но прежде всего этого Иисус молился.

Порой Иисус ставил молитву выше сна. Тогда же, Он встал “весьма рано” вместо того, чтобы набраться сил после вчерашнего служения, которое продлилось долго после заката (Марка 1:32–35). В другой раз “взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу” (Луки 6:12). Больше, чем Его тело нуждалось во сне, Его душа нуждалась в молитве.

Порой Иисус ставил молитву выше планирования или размышления. Перед тем, как Иисус призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать (Луки 6:13), Он ночь провёл в молитве. Решение о выборе двенадцати требовало глубоких раздумий и проницательности. Но больше всего оно требовало искренней молитвы.

Порой Иисус даже ставил молитву выше людей, бывших с Ним. “В одно время, когда Он молился в уединённом месте, и ученики были с Ним” (Луки 9:18; 11:1). Как мы видели, Иисус часто молился, когда мог уединиться (Луки 5:16). Но нуждался в молитве Он гораздо чаще. Поэтому, не игнорируя и не пренебрегая другими, Иисус иногда погружался в молитву прямо в кругу учеников.

Тирания ложной срочности

Итак, безусловно, служение, отдых, планирование и люди всегда были главными для Иисуса. На протяжении всего Евангелия Он уделяет людям глубокое и безраздельное внимание. Мы видим, что Он тщательно планировал Своё служение (Луки 9:51). Порой Он находит время для сна, когда другие бодрствуют (Марка 4:38). Однажды, удалившись “в пустынное место один”, Он видит толпы нуждающихся и откладывает молитву, чтобы исцелить их (Матфея 14:13, 23).

Чаще, вероятно, Иисус мог уделить всем из этих дел необходимое время в течение дня. К этому идеалу должны стремиться и мы. Но, урок, который мы можем извлечь для нашей молитвенной жизни, таков: когда у Иисуса не хватало времени на всё, молитва, в любом случае, не страдала. Когда Его график был напряжённым, Он не оставался без молитвы. Служение могло подождать, сон мог быть сокращён и другие дела могли отойти на второй план, но, так или иначе, Он молился. Даже когда обстоятельства не позволяли Ему уединиться, Он либо молился в кругу учеников, либо уделял молитве время позднее.

Пример Иисуса побуждает меня задать несколько трудных вопросов:

  • Как часто я оправдываю перерыв в молитвах своей занятостью – даже самыми благими делами?
  • Когда в последний раз я заводил будильник на время пораньше, чтобы успеть помолиться?
  • Как часто я прерываю свои дела – работу, учёбу, размышления – непродуктивным, казалось бы, актом молитвы?
  • Когда моё обычное время для молитвы оказывается занятым, насколько творчески и настойчиво я ищу возможности для молитвы?

Сейчас многие из нас живут под прессом якобы неотложных дел. Наш внутренний голос и голоса окружающих говорят, что нам так много надо сделать, что от нас многие зависят, что завтра времени для молитвы, возможно, будет больше. Если у кого-то и была причина прислушиваться к таким голосам, так у Иисуса. Но Он их не слушал. В служении посреди неотложных нужд, забот, пред лицом непосредственных угроз, молитва была для Него самой неотложной.

Что же Он знал такого, чего не знаем мы?

Что знал Иисус

Прежде всего, Иисус знал Себя, и знал Своего Отца.

Иисус знал Себя. “Не оставляя Своей божественной природы”, – пишет Дональд Маклеод о Сыне Божием, “Он воспринял человеческую природу с её качествами сотворённости, конечности, зависимости, ограниченности, изменчивости, воплощённости и даже смертности” (Личность Христа, 194). Иисус молился, потому что, даже будучи совершенным Человеком, Он нуждался в Своём Отце. Ему нужна была мудрость в принятии решений, стойкость в искушениях, проницательность в учении, радость в печали, духовная сила для преодоления непереносимых страданий.

Знаем ли мы себя? Как у людей, у нас те же потребности, которые были у Иисуса. Но, как грешникам, нам необходимо гораздо больше. Понимаем ли мы, что склонны блуждать без Бога – сквернословить, уклоняться на пути безумия, тратить драгоценное время и верить лжи?

Иисус также знал Своего Отца. Он знал Его как Бога, Который повелевает звёздам быть, рассеивает народы, насылает пагубу, животворит мёртвых и сокрушает вражеские армии, многочисленные, как песок на берегу морском. Он знал Его как Бога с несравненной силой, неисследимой мудростью, непостижимым состраданием, несравненной красотой и непоколебимой любовью, лучшей, чем жизнь.

И Он знал Его как Бога, Который слышит. Он даёт блага Своим детям (Матфея 7:11). Он отвечает тем, кто просит, отворяет стучащим и даёт искомое тем, кто ищет (Матфея 7:7–8). Он видит сокрытое и слышит во всякое время (Матфея 6:6). Зная наши нужды, Он всё равно рад нашим прошениям (Матфея 6:8). И хотя не в наших силах постичь Его сроки, Он вовремя подаёт защиту Своим (Луки 18:7–8).

Если мы знаем Его, то какие дела могут помешать нам приближаться к Нему? Что может быть более насущным, чем Его призыв обратиться?

Чудеса, творимые молитвой

Сколько же чудес совершила молитва в этом мире самонадеянной, безбожной погони за результатом! По молитве несколькими хлебами и рыбами были насыщены пять тысяч (Матфея 14:19), Лазарь вернулся из царства мёртвых (Иоанна 11:41–42), скорбь обратилась в святилище общения с Богом (Матфея 14:12–13, 23), вера Петра не оскудела (Луки 22:32), слова прощения прозвучали с креста (Луки 23:34), чаша гнева Бога была испита до дна (Матфея 26:42) и немощные ученики не погибли (Иоанна 17:11).

Бог желает, чтобы мы работали, строили, ходили в этом мире, но только с молитвой. Иисус это знал. Поэтому, пребывая в нескончаемых заботах, будучи безмерно востребован, под грузом вселенской ответственности, Иисус молился. Станем ли молиться мы?

Автор — Скотт Хаббард / © 2025 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 01.01. Спасибо!

Подписывайтесь: