Должны ли мы проклинать наших врагов?

Должны ли мы проклинать наших врагов?

В двери спальни в моём детстве была дыра в форме кулака. Она была там, когда мы с мамой переехали, и вскоре я узнал, что она предвещает то, что может сделать мой отчим. Даже сейчас, когда я пишу это, спустя более двух десятилетий после отъезда, я всё ещё чувствую страх.

Мой отчим был дьяконом в нашей поместной церкви и пользовался большим уважением в обществе. Он привёл к Иисусу больше людей, чем я когда-либо приводил или, вероятно, приведу. Его взрывной гнев никогда не выходил за пределы дома, поэтому, возможно, понятно, почему руководство нашей церкви считало меня бунтующим подростком, создающим проблемы и сплетничающим о «благочестивом» человеке.

Я покинул дом, не окончив среднюю школу, а затем, прямо перед колледжем, Христос призвал меня к Себе. За годы, проведённые с отчимом, во мне накопилось много гнева, и я определенно не был готов прощать. В течение следующих нескольких лет Иисус научил меня любить своих врагов самым неожиданным образом — через молитву псалмами, призывающими несчастья (англ. imprecatory psalms обычно переводится как «псалмы проклятия»).

Какими-какими псалмами?

«Призывать несчастья» — это причудливый способ сказать «проклинать», и «псалом, призывающий несчастья» — это «псалом проклятия». Мы регулярно видим молитвы проклятия в Библии, например, в молитве Неемии:

«Услыши, Боже наш, в каком мы презрении, и обрати ругательство их на их голову, и предай их презрению в земле пленения; и не покрой беззаконий их, и грех их да не изгладится пред лицем Твоим, потому что они огорчили строящих!» (Неемия 4:4–5)

Павел тоже был не прочь произнести проклятия: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема...» (1 Коринфянам 16:22). И даже Иисус наслал «горе» на книжников и фарисеев (Матфея 23), и на Иуду (Матфея 26:23–24).

Обратите внимание, Неемия молился против Санаваллата и Товии, печально известных противников народа Божьего в Иерусалиме. Павел молился против тех, кто отворачивается от Бога, а Иисус провозглашал страдания для, пожалуй, на самых отвратительных людей в Евангелиях. Если мы склонны думать о «проклятии» как о личной вендетте, псалмы проклятия переориентируют наше понимание. Псалмы проклятия — это не мелочные молитвы. Эти «псалмы проклятия» являются «псалмами правосудия», молитвами о том, чтобы Бог сделал то, что обещал: праведно судил на земле.

Правосудие для уязвимых

В длинном перечне законов, предназначенных для управления недавно сформированным государством Израиля, есть отрывок, дающий важное представление о Божьей заботе о слабых и уязвимых:

«Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской. Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жёны ваши вдовами и дети ваши сиротами» (Исход 22:21-24).

Господь не говорит, что Он будет упрекать уязвимых людей за то, что они вопиют против своих врагов; скорее, он говорит, что Он точно «услышит вопль их» и ответит суждением. Сильные слова от Создателя Вселенной.

Три группы людей, упомянутые здесь Господом, — пришельцы, вдовы и сироты — это те люди, которые в окружающих народах не имели главы семьи и родственника-искупителя, которые могли бы защитить их. Они были совершенно одиноки в обществе, где «сеть безопасности» состояла исключительно из родственных связей. Но, дав этот закон, Бог создал Израиль как общество другого типа — общество, защищающее слабых. А если Его народ не соблюдал этот закон, Бог пообещал сам защищать слабых.

Справедливость, основанная на Слове Божьем

Другие места Писания также демонстрируют справедливый характер Бога. Мы видим Его справедливость в Бытие 3 в отношении змея, Адама и Евы, в Бытие 6 — с потопом, и в Бытие 11 — с вавилонским рассеянием. В 18-й главе Бытия Авраам взывает к Божьей справедливости в своей молитве за Содом и Гоморру: «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (стих 25). Псалом 57 завершается ответом на вопрос Авраама: «Итак есть Бог, судящий на земле!» (стих 12)

Чтобы мы не думали, что справедливость — это всего лишь концепция Ветхого Завета, апостол Павел утверждает, что Божья справедливость действовала на кресте, предлагая «оправдание даром... для показания правды (праведности, правосудия) Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия». А почему он простил прежние грехи? «К показанию правды (праведности, правосудия) Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Римлянам 3:24–26).

Таким образом, молитва о справедливости уходит корнями в Священное Писание, где мы видим три способа, которыми Бог демонстрирует Своё правосудие. Во-первых, Господь предлагает слабым и уязвимым принести Ему свои жалобы. Во-вторых, Он доказывает, что будет судить злодеев. В-третьих, Он славным образом предлагает справедливость, излитую на кресте ради нашего спасения.

Молиться о справедливости, чтобы мы могли любить наших врагов

Божья справедливость на кресте подводит нас к сути вопроса: Должны ли мы проклинать наших врагов? Разве Иисус не говорит любить наших врагов?

Даже если мы думаем о псалмах проклятия как о псалмах справедливости, факт остаётся фактом: они являются молитвами о возмездии, о заслуженном наказании, о Божьем суде — и не столь уж часто о Его прощении. Но, по моему опыту, взывая к Божьей справедливости, когда некому было помочь мне, я получал свободу любить, а не держать обиду на отчима. Вместо того, чтобы таить в себе гнев, никогда не позволяя ране зажить, Псалом 57 и Псалом 108 научили меня приносить эту несправедливость Господу и довериться Его справедливым действиям (ср. Римлянам 12:19).

Отвечая на вопрос прямо: да, христиане сегодня могут и должны молиться псалмами проклятия.

Эти псалмы с их призывами к мести и справедливости показывают нам, простым смертным, как отказаться от своего права на месть и довериться Господу. Они являются образцом искренней и честной молитвы, которая исповедует непоколебимую и несгибаемую веру в то, что Бог «праведный (справедливый) и оправдывающий» (Римлянам 3:26). Господь с радостью слышит эти молитвы и ответит на них в этой жизни или в следующей. Зло, сделанное против нас, предстаёт в перспективе, когда мы понимаем, что справедливость — это всего лишь вопрос времени.

Автор — Рассел Л. Мик / thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!