Два праздника света. Ханука и Рождество: неожиданные параллели

Два праздника света. Ханука и Рождество: неожиданные параллели

В этом году первый вечер Хануки выпадает на Рождество, 25 декабря. Это редкое явление, которое случается примерно раз в 30 лет. В честь такого события мы собрали в этой статье некоторые неочевидные параллели между этими двумя, казалось бы, такими разными праздниками. Пусть «Крисмука» этого года будет радостной и светлой!

Ханука — Маккавеи

Вопреки всем ожиданиям, эта небольшая группа еврейских партизан победила сирийско-греческую армию царя Антиоха IV, что и современники и потомки расценивали не иначе как чудо.

Рождество — Мессия

Иешуа (Иисус) сверхъестественным образом спасся от смертного приговора, вынесенного Иродом всем мальчикам его возраста, когда в Земле Израильской стала распространяться весть о рождении Мессии: «Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его»» (Матфея 2:13).

Ханука — Эпифан

Антиох сам себе присвоил титул Эпифан («явленный Бог») — утверждая, по сути, что он Бог во плоти. Но за глаза люди называли его Эпиманом, что означает «сумасшедший».

Рождество — Эммануил

Иешуа же действительно был Богом во плоти: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Исаия 7:14).

Как и у Антиоха, у Него было два имени: Иешуа («ЯХВЕ спасение») и Эммануил («с нами Бог»). Но в отличие от Антиоха, ни одно из этих имён не было самопровозглашённым. И как два имени царя Соломона (2 Царств 12:24–25), одно было Его именем в повседневном употреблении, другое (никогда не употреблявшееся иным образом) отражало то, кем Он являлся.

Ханука — очищение храма

Антиох осквернил Иерусалимский Храм, принеся в жертву на алтаре свинью. После изгнания его войск из Иерусалима Маккавеям пришлось очищать Храм, чтобы его можно было снова использовать для поклонения Богу.

По записанному в Талмуде преданию, хотя Храм был очищен и заново освящён для служения, у священников не было запаса церемониально чистого масла для храмовой меноры (которая должна была гореть непрерывно). Того небольшого количества, что удалось найти, могло хватить не больше, чем на один день. А чтобы сделать новое, требовалось целых восемь дней. Но Бог совершил чудо, сверхъестественным образом поддерживая горение масла в течение недели, пока не приготовили новое.

Правду ли говорит предание? Этого мы не знаем. Но подлинной основой этого радостного праздника является вовсе не чудо меноры, а чудо победы Маккавеев над во много раз превосходящим противником, выживание нашей еврейской веры и возможность снова беспрепятственно поклоняться Богу Израиля.

Рождество — завершение строительства храма

Иешуа пришёл в мир, чтобы очистить наши сердца и сделать нас самих храмом, в котором поклоняются Богу: «Мы – храм Бога живого; как сказал Бог: «Я вселюсь в них и буду ходить в них, и буду их Богом, и они будут Моим народом»» (2 Коринфянам 6:16).

Его святая жертва очищает то, что было осквернено: «То кольми паче кровь Мессии, который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному!» (Евреям 9:14).

Однако, подобно тому как в древнем Храме для горения священной меноры нужно было специальное масло, нам, даже когда мы уже очищены жертвой Иисуса, нужна духовная сила, чтобы жить жизнью, угодной Богу. Он дает её нам сверхъестественным образом, через Свой Дух: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Коринфянам 3:16).

Празднуя Рождество, мы вспоминаем начало пути Иешуа к Его победе над грехом и тьмой.

Ханука — Свет Меноры

В Хануку в домах зажигают специальную ханукальную менору (также называемую ханукией), светильник из девяти свечей. Восемь из них символизируют число дней чудесного горения храмовой меноры, а девятая — это шамаш или «свеча-служка», которую зажигают самой первой, и только от неё или ею зажигают все остальные свечи в ханукии.

Рождество — Свет Мессии

Иисус пришёл в этот мир, чтобы послужить людям; Он утверждал, что является «светом миру», и даёт Свой свет всем, кто жаждет его получить: «Ибо Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Марка 10:45). «Я свет миру. Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоанна 8:12).

Ханука — блюда, жареные в масле

В Израиле традиционно едят суфганийот, особые «жареные пончики». Многие евреи-ашкенази из Восточной Европы не представляют себе Хануку без латкес (жареных в масле картофельных оладьев). Все эти блюда напоминают нам о масле, которое было необходимо для повторного освящения Храма, и главная цель ханукального пиршества — возблагодарить Бога за выживание нашего народа вопреки всем обстоятельствам и возможность беспрепятственно поклоняться Ему.

Рождество — [вставьте своё любимое блюдо]

Мессия объединяет людей по всему миру, и в каждой культуре верующие празднуют Рождество со своими кулинарными изысками. Американцы часто подают индейку; англичане обожают пудинг из сухофруктов; итальянцы едят рыбу и морепродукты; а корейцы запечённую на углях говядину. Рождественская еда так же разнообразна, как и люди, которые празднуют рождение Мессии по всему миру.

Главная цель рождественского застолья — собраться с близкими и любимыми людьми, чтобы вместе воздать славу Богу, даровавшему нам Мессию!

источник — evreizaiisusa.org

Пожертвовать

Последнее: 01.01. Спасибо!