Шамаш — это слово, которое в переводе с иврита значит слуга. В еврейской среде слово шамаш (также произносимое как шамес) обычно означает синагогального сторожа — человека, управляет имуществом синагоги и следит за тем, чтобы всё работало как по часам. В средние века этим термином называлась более престижная должность. Шамаш помогал вести молитву, проводил богослужения и даже приводил в действие и следил за выполнением решений руководства еврейской общины.
Слово шамаш также обозначает девятую свечу ханукии, подсвечника, используемого для воспоминания и празднования восьми дней Хануки. Шамаш — это первая свеча, которую зажигают в каждый из восьми вечеров праздника, и от неё зажигают все остальные свечи.
Поэтому шамаш — это больше, чем просто свеча, это служебный свет, от которого зажигаются все остальные свечи ханукии. Его необыкновенный смысл заставляет нас задуматься о красоте его света и предназначении. Этот смысл выходит за пределы простой свечи и указывает на особенную личность.
Шамаш обычно занимает особое положение в подсвечнике. На некоторых ханукийот (множественное число от ханукия), он располагается немного выше других свечей. На других его размещают ниже остальных восьми свечей, мне больше нравится так. В конце концов, положение слуги должно быть ниже, потому что он находится в подчинении. И вот здесь начинается самое интересное.
Точно так же, как позиция шамаша в синагоге была поднята в своё время на более престижный уровень, так и ханукальный шамаш имеет большее духовное значение, и оно становится ещё глубже, если мы рассматриваем связь Хануки и Рождества.
В противоположность низкому и унизительному месту слуг, которое они занимают во многих культурах, Бог возвысил роль слуг, и в особенности одного слуги. Писание раскрывает превосходное значение и важность “слуги Господа.” Образ шамаша прямо указывает на эту библейскую концепцию. Кто же этот шамаш, кто же этот “слуга Господа?”
Во-первых, “слуга Господа” — это особое звание, подтверждающее уникальные отношения с Богом. Бог называет людей, таких, как Иов, Авраам, Моисей, Иисус Навин и Давид, “Мой слуга.” Этот титул обозначает определённую близость Бога с этими людьми, а также особое призвание, которое Он вложил в их жизни. В современном мире мы не часто думаем о роли слуги, как о позиции, к которой следует стремиться, но быть “слугой Господа” в Библейские времена было большой честью и высоким призванием.
Во-вторых, Бог использует понятие “слуга Господа” для обозначения народа Израиля, называя его множество раз “раб Мой Иаков” или “раб мой Израиль.” Это не значит, что у каждого отдельного еврея есть такие же личные отношения с Богом, как те, которыми наслаждались Авраам, Моисей и Давид. Это значит, что Израиль — избранный народ, и Бог выбрал Израиль, чтобы он был тем народом, через который Он осуществит Свои планы, вне зависимости от того, в каких отношениях с Господом находятся отдельные представители народа.
То, что Израиль был и есть избранным народом и Божьим слугой, не гарантирует, что весь народ Израиля будет служить Ему, равно как и то, что у них всех будут личные отношения с Ним. Для христиан особенно важно понимать это, когда мы сегодня размышляем о еврейском народе, и также важно помнить о постоянной личной потребности в Боге и Его спасении для каждого человека.
В-третьих, термин слуга используется в Писаниях для пророческого указания на грядущего Мессию. Например, псалмопевец говорит о “Давиде, рабе Моём” в 88 Псалме, говоря не о самом Давиде, поскольку псалом был написан после смерти Давида, а о величайшем Сыне Давида, которому Бог пообещал, что Он воссядет на престоле Израиля навеки. Это упоминание Давида — ничто иное, как прямое указание на грядущего Мессию. Подобным образом, Исаия говорит не только о Божьем рабе (слуге) Израиле, но и о величайшем сыне Израиля, Мессии.
Именно этому “рабу” Бог пообещал, что он будет Его рабом “для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля,” и что Он сделает Его ”светом народов, чтобы спасение [Божье] простерлось до концов земли” (Ис. 49:6). Это действительно трудная задача. Но шамаш нашей ханукии напоминает нам об этом обетовании о Мессии. Он будет светом для народов и Божьим спасением для всех людей.
Фактически, у еврейского народа есть постановление ставить ханукии в окнах домов, где её видно всем, как символ нашей непрерывной веры в грядущего Мессию. Вот почему таким важным в Евангелии является упоминание того, что ангел Господень сказал Иосифу назвать своего ребёнка Иисус, или Иешуа, что значит “Божье спасение” (Мф. 1:21). Вот почему, увидев маленького Иисуса, Симеон воскликнул, что Он — действительно “свет к просвещению язычников и слава народа Твоего Израиля” (Лк. 2:32).
Иисус — слуга, который был понижен в статусе, чтобы Он мог подняться так, чтобы все увидели Его. Он — Тот, через Которого Божий огонь будет зажигаться в сердцах множества людей по всему миру. Иисус — Божий шамаш, и поскольку Он — шамаш, то и мы являемся таковыми. Иешуа сказал своим ученикам: “Вы — свет мира” (Мф. 5:14). Как вы думаете, что это значит для нас, следующих за Ним?
Апостол Павел понимал эту великую истину. Он объяснял своё призвание апостола язычникам как прямое исполнение пророчества Исаии: “Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли” (Деян. 13:47).
Удивительно, что Павел обозначил всё своё служение как часть исполнения пророчества из 49 главы Исаии, но в этом и есть его главная суть. Павел говорит: “Я тоже шамаш!” Можем ли мы быть такими же смелыми?
Меня очень вдохновляет это цитирование Писания апостолом. Я вижу в нём прямое указание на наше служение “Евреев за Иисуса.” Мы тоже Божий шамаш.
В этом месяце наши миссионеры в отъезде и делятся благой вестью о Мессии с евреями и неевреями по всему миру. Мы раздаём свои трактаты в местах вроде Мейси в Нью-Йорке, Гаррод в Лондоне и ХаМашбир в центре Иерусалима.
Мы предлагаем людям примириться с Богом через веру в Его слугу Иисуса. Есть ли более высокое призвание в жизни? Думаю, нет. Но всё дело в том, что если вы знаете Иисуса, Он призывает вас также стать Его шамашом. Я не знаю, что принесёт вам текущий период вашей жизни, куда вы поедете, с кем вы будете разговаривать и как вы проведёте этот последний месяц года. Мне кажется, что если мы понимаем значение этих особых дней, мы без сомнения поймём свою особую роль в эти дни. Мы — свет миру. Мы тоже призваны быть Божьим шамашом.
Автор — Давид Брикнер / jewsforjesus.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Отличная статья. Только я не понимаю, почему Вы не используете в русском переводе настоящее еврейское имя Иешуа? Именно это имя несет в себе огромный смысл и особое послание особенно евреям.
Ваш сайт называется очень правильно, так переводите правильно. Мы призваны ломать стереотипы этого мира.
Спасибо за пояснения слова шамаш, читаю еврейский новый завет, текст на русском, но есть слова не переведённые, большинство из них я понимаю, но есть и такие, суть которых мне не ясна. Ещё раз благодарю и дай вам Адонай шалом через Мессию Иешуа!
«Ша́маш або Уту (від семітського кореня Ш-М-Ш — сонце) — бог сонця у вавилонян і ассирійців. Ім'я його писалося ідеограмою, що позначала: «Владика дня».»
Цікаво, всі знають що Різдво, це адаптоване християнством свято божества сонця, «шамаш» — виходить теж вавілонське божество солнця.
Про зв'язок равіністичного іудаїзму, кабали та вавілонського зароостризму гадаю зайвий раз говорити теж не варто.
Цікаво, які подальші звязки буде розвивати мессіанський іудаїзму, з Новим Заповітом чи ...?