С 8 по 12 октября 2018 года в Киеве проходил Пасторский ретрит Киевской Еврейской Мессианской Общины. Для читателей портала ieshua.org мы подготовили несколько интервью с участниками ретрита — епископами, пасторами и служителями мессианских общин и церквей.
Джим Андерсон — проповедник, основатель и директор служения «Lifeline Ministries», активист движения в защиту человеческой жизни, автор книги «Взгляд под маску».
— Джим, на этом пасторском ретрите вы говорили о сексуальности, о сердце женщины и сердце мужчины. Ваше послание по-настоящему касается очень многих людей, вне зависимости от того, где они живут, сколько им лет, в каком они служении находятся. Скажите, почему так?
— Божья работа на земле — достигать сломленных людей. Он призывает сломленных людей ко спасению. И не только ко спасению, но Он также даёт им и дары. Его мечта — призвать сыновей и дочерей к Себе, сделать их частью Своей семьи, а затем расширить Свою семью на всю землю. Но когда вы начинаете этот путь во внутренней сломленности, дьявол действует на ваше разрушение, подготавливая почву для великой жатвы. Великой жатвы на земле через боль молодого поколения. Наркотики, алкоголь, сексуальные травмы, семейные травмы, разводы. Боль молодого поколения всё глубже и сильнее, это создаёт пустоту в них, и делает их готовыми и созревшими для жатвы. Таким был я в 1970-х. Таково новое поколение сейчас в 2018-м. Уставшие от греха, уставшие от наркотиков, уставшие от алкоголя, уставшие от безнадёжности, уставшие от сексуальной жизни без обязательств. Они ранены и сломлены. Но это готовит почву для урожая, и для присутствия Святого Духа.
Когда молодые люди обращаются к Богу и получают спасение — они прекрасны, они очаровательны, они любимы Богом, они особенные, но они могут быть ещё не исцелёнными. И работа церкви — это не только спасение, но и то, что мы называем освящением. Процесс взросления, их исцеления от сломленности. В 1 Иоанна 1:9 сказано: “Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.” То есть мы имеем прощение грехов. Но дальше у нас есть Иакова 5:16: “Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.” У нас есть спасение, исцеление и освящение.
Об этом говорится в начале 61-й главы Исаии. Это прекрасно, всё начинается с вести. Слова. Всё начинается со Слова. “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.” Даже в начале мира Бог сказал: “Да будет свет!” Он сказал слово и появился свет. Всё всегда начинается с провозглашения.
“Благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы. проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его.”
Данная последовательность — это план действий для церкви.
И в каждом народе, в каждой культуре, в каждой группе людей есть работа тьмы, которая ненавидит всё человечество, принося боль, обычно через разрушенные отношения, потому что это мирской дух, мирская сила, ослабляющая народы. И это сатана (Ис. 14:12) — Он ослабляет народы. И каждая культура ослабляется атакой тьмы, делающей народ слабым и зависимым от сексуальной жизни.
Потому наша работа — это не только спасать, но и вести людей, помогать им достигать зрелости. Мы должны радоваться, видя, как молодые сыны и дочери вырастают в молодых мужчин и женщин, а затем в духовных матерей и отцов в Царстве Божьем. И те вещи, о которых я говорил на этом ретрите, которые коснулись меня, — они могут коснуться любого молодого человека, в любом поколении. И задача семьи — вложить правильную идентичность в сердца молодых людей. Мамы и папы сломлены, они не хотят проводить время со своими детьми, или не могут это делать, или их вообще нет в жизни их детей. Дети растут без этой идентичности, и они сломлены. Если дочь растёт без отца, она не знает своей ценности. И миру легко нашептать ей в уши: “Твоя ценность — в твоей сексуальности, ты очень понравишься молодым мужчинам.” Оу! Она идёт в этот мир, и приходит разрушение, полное разрушение, страх, вина, потери из-за раннего сексуального опыта без обязательств. Молодые парни становятся зависимыми от сексуального опыта через порнографию или различные безответственные отношения с молодыми девушками. И это приносит такие разрушения, что они не могут потом создать отношения. И так в каждой культуре.
— Вы часто говорите о сердце, о чувствах девушек и женщин. Но знакомо ли подобное также и мужчинам? Есть ли какие-либо отличия?
— Одна из причин, по которой мы обращаем особое внимание на дочерей, в том, что мы верим, что если мы акцентируем внимание на сломленности дочерей — это способ для мужчин стать настоящими мужчинами. Они становятся настоящими мужчинами, когда видят сломленность и боль в женщинах, и они начинают понимать, как Бог создал женщину, и насколько дьявол ненавидит женщин, и понимать войну, ведущуюся против женщин. И если они смогут понять это, это изменит их жизнь как мужчин. Вот почему я всегда уделяю особое внимание женщинам. Это иногда неправильно понимают и потому говорят: “А как же мужчины? А как насчёт мужчин?” Я говорю о мужчинах, говоря о женщинах. Это их основная работа. Я даю им откровение о том, в чём состоит их работа. Вы видите, что происходит с дочерьми? Вы видите, как много существует боли? Это потому что мужчины терпят неудачу — они не являются мужчинами. Вы должны увидеть это и понять ненависть, которая есть в женщинах, чтобы начать быть настоящим мужчиной.
Второй вопрос, который вы задаёте: а происходит ли подобное с мужчинами? Конечно, вы видите молодых мужчин. И молодые мужчины нуждаются в уважении. Они ищут уважения. Их топливо — уважение. Во всех аспектах мужской культуры есть уважение. Мой сын был скейтбордистом. И в наш город приехали профессиональные скейтбордисты. Они делали свои трюки. И у моего сына очень хорошо получалось, он катался вместе с профессионалами. И когда они закончили, все молодые скейтбордисты взяли свои скейты и начали стучать ими по земле, как бы говоря: “Респект! Уважуха!” Это было мужское уважение. Они не хлопали в ладоши, визжа от радости, “О, спасибо тебе!” — они взяли свои скейты и создали «мужской шум».
Итак, мы часто видим молодых мужчин, делающих глупые вещи. Экстремальные виды спорта — это манифест молодого поколения, самовыражающегося через это вместо того, чтобы работать на ферме рядом с отцом. Они не знают, чем заняться, им нужны острые ощущения, им нужен какой-то вызов, им нужно куда-то применить свою инициативу и свою агрессию, и потому они делают безумные вещи. Они ведут себя безумно касательно выпивки, они делают безумные вещи с наркотиками, они делают безумные вещи в спорте. Им нужно делать что-то, потому что они созданы для уважения. И даже видеоигры. В Америке говорят, что видеоигры — это когда мужчины, сидя на диванах, играют в игры. Но и в этом есть много чести. В этом есть уважение, потому что они состязаются в этих играх, сражаются в различных формах: кто будет первым, кого я смогу победить. Это не просто видеоигры для безмозглого поколения — эти игры цепляют самую суть того, как созданы мужчины. И мы должны это понять и создать что-то, в чем нуждаются молодые парни. Мы начинаем пророчествовать им, что у Бога есть великий источник чести для них — и это честь быть отцом, это честь брать на себя ответственность, это честь хождения в сексуальной ответственности и чистоте по отношению к женщинам, это честь бороться против духов в нашем обществе, пытающихся уничтожить женщин.
И есть целое учение, связанное с жизнью Давида. Есть пути, которыми уважение приходит в жизнь мужчин. И это духовные пути. Есть очень большой уровень духовного уважения, который Бог установил для мужчин. И не только духовного, но и личного. Это порядок в его личной жизни. Он держит свою комнату в чистоте. Он аккуратен в одежде. То есть, у меня, как у мужчины, есть определенный порядок, которого я придерживаюсь в жизни. Есть финансовый порядок, — то, что я делаю с заработанными деньгами. Есть профессиональное уважение, — что я умею делать, что я делаю на работе. Есть уважение в семье, — мои отношения с отцом: мой отец благословляет меня; или я благословляю своих сыновей как мужчин. Есть уважение в дружбе, — братья, которые посвятились отношениям с вами. Есть уважение в наставничестве, — когда пастор или старейшины работают с тобой и ободряют тебя. Есть в уважение в даровании, — когда у тебя есть какие-то дары помимо твоего призвания: возможно, у тебя есть музыкальный дар, дар оратора, творческий дар, артистический дар, дар изобретателя, технический дар, бизнес-дар, чтобы зарабатывать деньги. Уважение может прийти к тебе различными путями. И есть высокий уровень уважения в вопросе сексуальности. Когда женщина отдаёт себя мужчине в браке, тогда к мужчине приходит большое уважение.
И смотрите, как враг использует это. В нашей культуре, когда у молодого мужчины отсутствуют прочие источники уважения, — эта область, сексуальная область, становится более важной, чем должна быть. Например, в Советском Союзе, в условиях тирании, если мужчины проявляли инициативу, говорили правду, вели свою семью, или каким-либо образом лидировали в своей области, имели влияние на своих друзей и говорили что-либо против системы — они отправлялись в Гулаг. Немедленно. Это лишало мужчин любой чести и уважения, личной инициативы, и они оставались ни с чем. И у них была только одна область, в которой они могли получить уважение, — сексуальная. Неудивительно, что то же касается и женщин — они становились очень чувственными и соблазнительными. Потому что годами это была единственная область, где мужчина мог лидировать — им было позволено быть мужчиной только в сексуальном плане. Они не могли быть лидерами на работе. Даже если они преуспевали на работе, если мужчина был инженером и преуспевал, его называли вредным для системы и отправляли в тюрьму: “Ты работаешь слишком хорошо...” Сегодня — недостаточно хорошо, завтра — слишком хорошо. Такой была советская система.
Потому нет ничего удивительного в том, что в Советском Союзе среди мужчин был так сильно распространён алкоголизм. Потому что у них забирали их уважение, и оно оставалось только в сексуальной сфере. Вот почему и женщины такие, какие есть. Я считаю, что Бог говорит: “Мужчины, вы теперь можете лидировать”. Послание Царства Божьего таково: Мужчины, теперь вы можете руководить! Женщины, вы можете быть сильными, но вам не нужно больше лидировать! Вы можете быть одной командой со своими мужчинами. Вы можете быть одной командой с отцами, который почитают вас как дочерей. Вы можете помогать созидать Царство. Вы не обязаны быть сильными, ведущими, вы можете быть женщинами, которые идут рядом, как часть команды. Мужчины, вы можете быть лидерами, вы можете иметь голос. Это больше не Гулаг. Суть послания: Мужчины, будьте лидерами. Займите своё место, вы больше не отправитесь за это в Гулаг. Но женщины очень сильные, им пришлось самостоятельно вести себя, быть независимыми. Они хотят иметь сексуальные отношения, но не хотят смотреть на этого мужчину, попросту не хотят видеть его. В такой связи нет никакой красоты, это ужасно. Я нуждаюсь в тебе, ты нуждаешься во мне. И мы будем ненавидеть друг друга. Это отвратительно, вся эта борьба... Мужчины-алкоголики, избивающие своих жён. Она наконец не может больше терпеть этого, и когда он без сознания, она берёт в руки топор, убивает его и получает 7 лет тюрьмы.
Это система тирании. То же самое касается темнокожего сообщества в Америке. Когда мужчины не могли быть лидерами и защитниками в своей семье, они работали как рабы. Единственная область, в которой они могли получить мужественность, это была сексуальная сфера. Сын плантатора напивался и приходил в маленький дом рабов, стучался в дверь и говорил: “Сегодня я хочу Абигейл!” Ей тринадцать. Что отец-раб должен был делать? “Мою дочь?” “Да, я хочу Абигейл. Сейчас!” И он умирает. Если он не отдавал её, его семья разделялась и продавалась другому плантатору. Это ужасная система, которая подавляла всё в мужчине. Если он боролся, его убивали. И сегодня в афро-американском сообществе мы видим, что у мужчин есть проблемы с отцовством. Самый высокий процент неполных семей: в 75% темнокожих семей в Америке дети рождаются без отцов. У трёх из четырёх детей попросту нет папы.
Это вопрос уважения. Он касается всего мира. В обществе есть большое давление на мужчин. Есть агрессия, есть риск, различные мужские черты характера, которые люди называют токсичной мужественностью, неприемлемой мужественностью. Тот же мужчина, который идёт на глупый риск только ради удовольствия и экстрима, может пойти на тот же риск и быть героем, сразившись со злом. Это то, что нам нужно. И та же жадность, которая заставляет мужчину добывать деньги, может помочь мужчине строить экономику, создавать рабочие места и помогать всему обществу быть стабильным. И та же самая агрессия, которая ведёт к войне и злу, может быть использована для того, чтобы остановить зло. Нам нужно обуздать мужской дух. И наилучший способ обуздать мужской дух, — это особенно акцентировать, объяснить, показать опасность, с которой сталкиваются женщины, опасность разрушения, и связать этот ущерб, нанесённый женщинам, с сердцем мужчины, чтобы он защищал женщину. И если вы связываете мужское сердце защитника и урон, нанесенный женщинам — тогда мужчина поднимется на тот уровень, где сексуальное искушение будет выглядеть совершенно иначе. И мужчины будут подняты на место откровения, где они будут ходить в победе — в победе над порнографией, например, и так далее.
Я очень много работы проделал в духе, я говорил очень много об этом, читал и молился за стольких молодых женщин. Это в моём духе. И каждое искушение, которое приходит... Эй, думаю я, — я знаю, что за ним стоит! Это искушение больше не привлекает меня. Пришло время обучить целое поколение видеть это бремя и чувствовать эту боль. Вот почему я говорю о женщинах! В этом есть смысл!
— Получается, что так же, как жена нуждается в муже, — в его защите, в его покрытии, — точно так же и мужья нуждаются в защите и в покрытии Бога. И все верующие вместе, как церковь, как Тело Мессии — все мы вместе нуждаемся в Боге над нами.
— Да! Вот почему Бог называет Себя нашим мужем. Мы — Его жена, Его невеста. Это абсолютно то же самое. И мы распространяем это от отцов к дочерям. И вы точно так же должны обращаться со своими жёнами. И мы ведь относимся к дочерям так же, как и к жёнам. Мы же не можем сказать: Ну, я очень хорошо обращаюсь со своей женой, а с дочерью, ну... Нет, это непоследовательно. По умолчанию вы обращаетесь с дочерьми так, как обращаетесь с жёнами — как Христос возлюбил Церковь, и отдал Себя за Неё — страдая, принося Себя в жертву, умирая, самоотрекаясь как мужчина. Дело не в той женщине, на которой ты женился. О, знаешь, я так страдаю, ведь я женат на... О, это ужас... Я расскажу тебе о Наташе... Абсолютно неважно, на ком ты женат, суть в природе брака. И природа брака — это страдание, для мужчины. Мы должны привыкнуть к этому, мы должны понять, что это часть того, как мы живём. Так не всегда. Есть много благословений, но бывают и такие моменты, и мы должны принять это и сказать: ”Я делаю то, что правильно, а не то, что легко и просто. Я должен положить свою жизнь. Мне этого не хочется, но я присмотрю за детьми, чтобы моя жена иногда могла отдохнуть и прогуляться. Я должен сделать это для семьи. Я должен отвезти детей к бабушке, чтобы мы с женой могли провести время вместе, могли пообщаться. Ей нужно время со мной.”
Серьёзно? Да. Ведь и Бог проводит время с нами. Схема здесь та же. Если Бог над мужчиной, а мужчина над женщиной, а мать и отец над детьми — знаете, это прекрасное подчинение, не вынужденное подчинение, но добровольное подчинение благой власти. Мужчина никогда не будет удовлетворён властью, в рамках которой он требует чего-то. “Я — босс, я — лидер! Делай то, что я сказал!” И они подчиняются, и делают всё, что скажут. Но это не удовлетворяет его. Но только когда приходит добровольное уважение, и происходит послушание, мужчина чувствует: “О, я это получаю из-за того, как я обращаюсь с ними. Я отдал свою жизнь. Они видят, что я самоотверженный мужчина, который с Христовой помощью отдал свою жизнь на служение им. И поэтому они уважают меня добровольно.” Это прекрасная картина: Мы любим Его, потому что Он первый возлюбил нас. Мы видим, что Господь сделал это для нас. И мы хотим поступить так же. Не так ведь: Господи, я хочу отдать Тебе свою жизнь... Да, отдай свою жизнь Мне! Я — Бог! Отдай Мне свою жизнь! О, ну ладно, я отдам Тебе свою жизнь... Это мышление законнической церкви.
Мы можем провести параллель с тем, что Бог делаем сейчас в мессианском движении, в любой части Божьего движения на земле — у харизматов, у баптистов, где угодно. Мы не можем постоянно подчиняться Богу, которого мы боимся, — только лишь боимся, — и мы пытаемся сделать всё возможное, чтобы убежать. Это противоположность тому, чего желает Бог. Если семья функционирует так, как некоторые церкви, — это что получается? Правильно, неблагополучная семья. Вы не увидите там новое поколение, растущее в радости, точно так же, как вы не увидите в этих семьях детей, растущих в стабильности. Они будут испытывать неуверенность, чувство незащищенности, страх...
Проблема в чём... Я говорил много раз пасторам из бывшего Советского Союза: мы не можем заменить бутылку водки на кафедру. И мы не можем заменить стремление к сексуальности на стремление служить. У нас разрушенная идентичность. Мы стремимся к наркотикам, к алкоголю, мы пытаемся найти смысл жизни через сексуальность — и это всё оставляет нас с пустотой в сердце. И мы не можем просто взять и заменить все эти плохие вещи на Бога в служении, и с тем же рвением стремиться служить Богу. Это не сработает.
И ещё есть один аспект, о котором я говорил уже. Очень просто взять сломленную идентичность и вообразить, что Бог вмиг создаст новую идентичность, или что служение этого человека и будет его новой идентичностью. Господь желает перезагрузить нашу идентичность, исцелить её. Чтобы человек был не рабом или слугой, но сыном Божьим или дочерью Божьей, которые из благодарности желают служить Господу — Благодарю Тебя, Господи, за возможность служить Тебе! Это совершенно разные вещи. Вот почему я думаю, что это так важно.
— И мы можем сказать, что у нас есть эта возможность, потому что мы во Христе Иисусе. Как сказано в Евангелии от Иоанна: “А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его...”
— “...дал власть быть чадами Божиими.” Как восхитительно...
В общем, не меняйте бутылку водки на кафедру, и не оставьте свою семью и детей за бортом в поисках успеха в служении. Не делайте этого!
— Это нередко оказывается реальностью на постсоветском пространстве...
Я думаю, что причиной этому является искаженность самого института отцовства. Это не исчезнет за одно поколение. Это изменится, это уже меняется. Следующее поколение вырастет, и оно уже будет другим. В них будет стабильность. Следующее новое поколение будет более стабильным, чем их отцы. Мои сыновья будут не такими, как я. Чудо Божье состоит в том, что мои дети растут по-другому, — не так, как я. Нет, мы не говорим: О, я ужасен, я ужасен! Нет, мы просто делаем все возможное. И осознаем, что когда-то они улучшат то, что мы делали. Они сделают лучше, — они лучше, чем я. Это не соревнование. Просто у тебя больше стабильности, чем у меня, сильнее чувство безопасности. Я был верующим в первом поколении. Они будут сильнее.
И у нас есть вызов, — ведь есть новые люди, которые приходят в общины и спасаются. У них нет хороших семей, они сломлены. Но у нас также есть люди, которые спаслись и создали семьи, и их дети растут в церкви. Так что, у нас есть нечто, что достигает погибающих; и также полнота жизни внутри церкви, которая взращивает людей. Всегда есть эти два фактора — это всегда погибающие, и это всегда Израиль — всегда привитие чужеземцев к их, Израиля, обетованиям. Всегда и то, и другое. Вот почему сказано: “Идите и проповедуйте Евангелие и делайте учеников”. Всегда есть спасающиеся погибающие и те, кто возрастает в общинах, взрослеет. Не так, что одна лишь евангелизация или одно лишь ученичество. Всегда есть одновременно и то, и другое. О, Господи, помоги нам!
— И напоследок. Джим, если это интервью сейчас читает человек, который хочет открыть перед Богом свое сердце касательно всего этого — как ему помолиться? Или как помолиться за такого человека?
— Предположим, что этот человек вырос в неблагополучной или неполной семье. Вот как я помолился бы за такого человека:
Господи, покажи этому особенному человеку, даже если у него не было отца, или у него был нехороший отец, покажи, что Ты — его небесный Отец, Ты заботишься о нём, у Тебя есть план для него, и цель, и предназначение. Ты — Отец, призывающий Своих детей к себе, Ты хочешь, чтобы они были частью Твоей семьи, и Ты хочешь помочь им стать частью того, что Ты делаешь на земле. И тебя есть дары для них. Ты создал их особенными и очень сложными, и дал им нечто особенное для помощи людям, чтобы они могли любить Тебя, чтобы могли любить других людей, и это всё — часть Твоего плана. И Ты, Господи, хочешь исцелить их раны, их сломленность, их боль из-за сломанных и разрушенных жизней. Ты — Бог восстановления, Ты — Бог, который может исцелять разбитые сердца. И Ты утешаешь тех, кто скорбит. Ты даёшь украшение там, где нет ничего, кроме пепла. Ты даёшь радость вместо печали. И Ты дал славные одежды для духа, который в депрессии. И Ты — Тот, Кто заменяет нашу сломленность на Свою жизнь. Ты даруешь нам жизнь, когда нет ничего. И мы благодарим Тебя за это, Господи. Мы благодарим Тебя за этого особенного человека, который читает это интервью. И мы просим Тебя о том, чтобы пришло Твоё присутствие, и Ты показал ему, что Ты — его Отец, что Ты — тот Отец, Которому можно доверять, у Которого есть сердце к этому особенному человеку.
Интервьюер — Алекс Фишман
Перевод и расшифровка — Анна Иващенко
Последнее: 26.07. Спасибо!