Примечание: эта статья впервые была опубликована в апрельском номере журнала “Charisma” в 1997 году.
Раввин сидел напротив меня в своём мягком кожаном кресле, его библиотека еврейского учения окружала его, как древняя крепость. “Ты — мешумад (выкрест — прим.ред.), тот, кто духовно уничтожен как еврей! — провозгласил он. — Точно так же, как Адольф Гитлер пытался уничтожить наш народ физически, ты своим обращением в христианство помогаешь уничтожать наш народ духовно.”
Я пришёл в офис раввина по просьбе моих родителей. Понимаете, я совершил немыслимое: я принял Иисуса как своего Мессию. По своей наивности, я думал, что мои родители будут рады услышать, что я отказался от наркотиков, восточного мистицизма и оккультизма. Но они не были рады — потому что я обратился к Иисусу.
У многих еврейских верующих есть подобный опыт. Они переживают отвержение или изгнание со стороны семьи, друзей и основной части еврейского общества. Некоторые евреи, принявшие Иешуа, лишаются наследства, с другими обращаются, как с изгоями. В особо экстремальных случаях ортодоксальные еврейские семьи проводят похоронные службы, чтобы объявить духовную смерть их ребенка-еретика. Иногда отчаявшиеся родители отправляют к своему чаду еврейского “анти-миссионера”, чтобы “спасти” от христианского “культа”.
В таком отношении нет ничего нового. Апостол Павел столкнулся с враждебностью и даже преследованиями со стороны своих еврейских братьев (см. 2 Коринфянам 11:22-26). Сегодня нам, мессианским евреям, приходится принимать такое отвержение ради нашей веры в Иисуса.
Однако же, что более сложно нам понять, так это недостаток понимания и принятия, которое мы испытываем иногда от наших братьев и сестёр во Христе из других народов.
Христианам важно понять давление, с которым сталкиваются еврейские верующие, когда они выбирают следовать за нашим Мессией Иешуа (еврейское имя Иисуса), и пытаются направить свой путь в новообретённой вере. Часто, мы переживаем кризис идентификации, пытаясь интегрировать наши новые верования в контекст еврейского наследия.
Еврейский народ вырос на том, что я называю менталитет “мы и они”. Когда я рос, меня учили, что мы — евреи, что у “нас” есть свой Бог, свой иудаизм, свои синагоги, свои раввины, свои традиции и праздники (Песах, Рош ха-Шана, Йом Киппур), наши патриархи, наша Тора. Все, кто были неевреями, были “они” — христиане или язычники (мы не особо различаем эти два понятия). У “них” есть свой Бог (Иисус Христос), своё христианство, свои церкви, свои священники, свои праздники (Пасха, Рождество, Великий Пост) и их Новый Завет.
Нас учили, что христиане обвиняют нас в убийстве их Спасителя Иисуса Христа. И эти христиане, как нам говорили, преследовали евреев веками. Крестоносцы, погромы в России, испанская инквизиция и наконец Холокост — всё делалось во имя Христа или христианства.
Мы понимали, что мы рождены евреями и должны умереть евреями.
Евреи не верят в Иисуса!
На самом деле, я не имел ни малейшего представления о том, что Иисус был евреем. Я думал, что Иисус Христос был сыном господина и госпожи Христос. Я думал, что он родился в Риме и вырос в Ватикане. Я не знал, что апостолы были евреями и выросли в Израиле, и что Павел был еврейским раввином. Я был в шоке, узнав, что Авраам, Исаак, Иаков, Моисей и другие великие патриархи еврейской истории упоминаются в Новом Завете. Я не имел ни малейшего понятия о том, насколько еврейским является Новый Завет.
Меня учили, что для того, чтобы поверить в Иисуса, еврею надо обратиться в другую религию и отвергнуть свой народ. На самом деле, это не так. Когда евреи верят в Иисуса, они не обращаются в другую религию. Скорее, они возвращаются к Богу Израиля и Мессии, обещанному еврейскому народу.
“Догматом мессианского иудаизма, — как пишет Пол Либерман в книге “The Fig Tree Blossoms” (Цвет смоковницы), — является то, что если еврей принимает еврейского Мессию, рождённого на еврейской земле, предсказанного еврейскими пророками в еврейских Писаниях, то такой еврей не становится ‘язычником’. На самом деле, он становится мессианским евреем — евреем, верующим в то, что Иисус является Мессией.”
К сожалению, мессианские евреи имеют дело не только с непониманием со стороны других евреев. Они также сталкиваются с ненужным давлением со стороны некоторых христианских лидеров, которые учат, что еврей, который обрёл своего Мессию, должен отказаться от своей данной Богом еврейской идентичности, поскольку он теперь стал христианином.
Такой взгляд проистекает из непонимания взаимосвязи между законом и благодатью. Когда Павел пишет послание к Галатам, он ясно даёт понять, что никто не получает спасение через дела Закона (см. Галатам 2:16). Он не осуждает всё, что соблюдали и практиковали евреи, а только критикует понимание “праведности, основанной на делах” — образ мышления, опасный для всех, не только для мессианских евреев. Любой верующий может начать больше доверять своему религиозному поведению, чем Божьему прощению через веру в Иисуса.
Некоторые христианские лидеры продолжают утверждать, что еврейские верующие, придерживаясь своего еврейского наследия после принятия Иисуса как Мессии, восстанавливают “стоявшую посреди преграду”, разрушенную искупительной жертвой Христа (см. Ефесянам 2:14). Другие верят, что для того, чтобы стать “новым человеком” из Ефесянам 2:15, все евреи должны интегрироваться в поместные церкви, как люди других национальностей.
Не буду отрицать, что некоторые еврейские верующие изолировали себя от других частей Тела Мессии и безосновательно идентифицируют себя как членов “Вселенской Церкви”. В то же время, с благодарностью хочу отметить, что ежедневно между мессианскими верующими и верующими из других народов выстраиваются новые мосты сотрудничества и единства.
Единство не обязательно означает ассимиляцию. Когда поместные еврейские мессианские общины находятся в хороших отношениях с поместными церквями в своих городах, тогда можно увидеть настоящее единство во вселенском Теле Христа.
Ещё одно серьёзное препятствие, с которым сталкиваются еврейские верующие, — это возрождение Теории Замещения или же доктрины “Духовного Израиля”. Эта доктрина учит, что Бог отверг еврейский народ и заменил его Церковью. Таким образом, все проклятия Ветхого Завета остаются в силе против евреев, в то время, как все благословения и обетования теперь стали духовными и даны исключительно Церкви.
Эта теология на самом деле совсем не новая. Павлу пришло бороться с ней в его дни (см. Римлянам 11:1-2). Тем не менее, Писание совершенно очевидно говорит о том, что Бог будет оставаться верным евреям, пока не исполнит всё, что Он предопределил для них.
Так что — или кто — является Израилем?
Хороший вопрос.
В начале 1980-х мы с группой туристов, которую я вёл, проезжали через Голанские Высоты, возле северной границы между Израилем и Ливаном. Когда наш гид рассказывал историю государства Израиль, один человек выдал: “Почему они называют это государством Израиль, а не народом Израиля?”
Я до сих пор помню его ответ: “Потому что народ Израиля рассеян по всему миру. Только когда они возвратятся в землю Израиля, государство Израиль будет называться снова народом Израиля.”
Для христиан очень важно понимать разницу между народом Израиля и землёй Израиля. В большинстве случаев, когда слово “Израиль” встречается в Библии, особенно в Новом Завете, оно обозначает народ Израиля — физических потомков Иакова, известных сейчас как евреи. Хотя нет ничего плохого в том, чтобы восхищаться землёй под названием Израиль и поддерживать её, мы не должны на этом останавливаться. Мы должны быть посвященными и народу Израиля.
Многие христиане, являющиеся преданными сторонниками государства Израиль (иногда их называют христианскими сионистами), посвятили себя еврейским нуждам, оказывая помощь и содействие, в частности, массовой алие (иммиграции) евреев из бывшего Советского Союза в Израиль. Я аплодирую их стараниям и приверженности, они показывают христианскую любовь к Израилю на деле больше, чем на словах.
Однако, для нас критически важно не пренебрегать полным Божьим планом восстановления Его древнего народа. Тора говорит о двойном обетовании: физическом восстановлении земли их праотцов и духовном восстановлении в Боге их праотцов (см. Второзаконие 30:1-5).
Только когда еврейский народ вернется у Господу всем своим сердцем через признание и принятие своего Мессии, их полное восстановление как народа будет полностью реализовано. Если мы действительно любим Израиль и хотим быть благословением для него, мы должны помогать евреям не только в физическом возвращении в Землю (Израиля), но также и в их духовном возвращении к Господу.
Вот несколько практических вещей, которые вы можете делать:
1. Молитесь за друзей, членов семьи и сотрудников-евреев.
Я верю, что у каждого рождённого свыше человека есть кто-то, кто молился за него до его обращения. У большинства евреев нет членов семьи или друзей из посвящённых верующих, которые бы молились за них.
Почему бы не стать в проломе и не молиться за окончательный “мир в Иерусалиме” (Псалом 121:6), который может прийти только тогда, когда Царь Мира будет обитать в наших сердцах? Попросите у Бога, чтобы Он указал вам конкретных людей, за которых молиться.
2. Найдите время, чтобы отдать должное еврейским корням своей веры.
Еврейские праздники богаты смыслом не только для мессианских евреев, но и для христиан, поскольку они лежат в основе понимания жизни, учения и искупительной жертвы Иешуа. Найдите время, чтобы узнать о еврейских праздниках и принять в них участие. Например, почему бы не провести пасхальный седер в вашей церкви? Я гарантирую, что это обогатит ваше духовное понимание.
3. Поймите и поддержите Божьи пророческие призвание и план для Израиля и еврейского народа.
Писание обещает великое пробуждение еврейского народа, предшествующее возвращению Иисуса на землю. Есть определённый период в истории, говорит Павел, до пришествия Мессии, когда у еврейского народа будет убрана слепота, которая преследует их более 2000 лет (см. Римлянам 11:25-27).
Некоторые учат, что Бог поразил еврейский народ слепотой, потому что они отвергли Иисуса как своего Мессию, но я думаю, что более точно было бы сказать, что многие из народа Израиля не признали Его как Мессию потому, что они уже были слепы.
Ещё во времена пророка Исаии было открыто, что дети Израиля “имеют уши, но не слышат, и глаза, но не видят” (см. Исаия 6:9-10). Однако слепота должна продолжаться только пока период истории, названный “полнотой язычников”, не завершится.
В Луки 21:24 мы видим этот период истории, упомянутый в связи с Иерусалимом: “И падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.” Я верю, что время настало.
В 1967 году после почти 2000 лет древний город Иерусалим опять вернулся в руки евреев после сверхъестественной победы Израильской армии в Шестидневной Войне. Это стало переломным моментом в истории, моментом, который ознаменовал конец времён язычников.
Обратите ещё раз внимание на двойное значение, взаимосвязь между народом Израиля и землёй Израиля, духовным восстановлением Израиля и физическим восстановлением Израиля. До 1967 года еврейские верующие встречались так же часто, как единороги, и была только пригоршня мессианских еврейских общин в Соединённых Штатах. Сегодня существует более 200 общин в одних только Соединённых Штатах и ещё сотни в Израиле, Канаде, Мексике, Европе, Южной Африке, Центральной и Южной Америках, и даже в России.
И хотя оценки разнятся, абсолютно точно можно сказать, что за последние 19 лет к Господу пришло больше евреев, чем за последние 1900 лет вместе взятых. За три коротких года, с 1993-го по 1996-й, я лично имел честь видеть, как около 45 тысяч евреев в бывшем Советском Союзе ответили на призывы к покаянию на наших еврейских мессианских евангелизационных фестивалях.
Бесчисленные тысячи других смотрели эти фестивали по телевидению и сотни писали нам о своей новоприобретённой вере в Иешуа. Является ли всё это совпадением или Божьим графиком для еврейского народа?
4. Делитесь своей верой с евреями.
Многие христиане искренне верят, что лучше не делиться своей верой с евреями. Даже некоторые благонамеренные, рождённые свыше, исполненные Духом христианские лидеры, которые приняли и теперь учат “теологии двойного завета”. Эта ложная доктрина, популяризированная в свете вины за Холокост в мейнстримовом, институциональном христианстве, исповедует идею о том, что евреям не надо персональное спасение, потому что у Бога есть для них отдельный план в рамках Закона Моисея.
Несмотря на мою веру в то, что эти лидеры искренни и движимы любовью и преданностью еврейскому народы, сама доктрина, тем не менее, является обманом. И Ветхий, и Новый Заветы совершенно ясно говорят о том, что есть только одно Евангелие (Галатам 1:6-8), один Мессия для всех людей (1 Тимофею 2:5), одно имя под небом, данное человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деяния 4:12). И мало того, что Евангелие и для еврейского народа, но апостол Павел говорит, что оно “во-первых иудею” (Римлянам 1:16).
Павел горел страстью о спасении еврейского народа: “Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.” (Римлянам 10:1). Истинная любовь к еврейскому народу должна включать их евангелизацию.
5. Публично поддерживать еврейских мессианских верующих и служения и помогать им финансово.
Одной из наиболее болезненных вещей, с которыми мы сталкиваемся, — это критика и осуждение от евангельских христианских лидеров, которые подружились с каким-нибудь неверующим раввином или еврейским лидером. Такие неспасённые евреи часто имеют довольно враждебное отношение к мессианским евреям и евангелизации евреев, что влияет на христиан. Я призываю христианских лидеров не отказываться от своих мессианских братьев ради того, чтобы наладить и улучшить свои текущие отношения с раввином.
Кроме того, имейте ввиду: некоторые христианские церкви с благими намерениями в попытке выразить свою любовь к Израилю посылают большие суммы денег для поддержки больниц, учебных заведений, и даже светских и правительственных организаций, таких как Сохнут (Еврейское Агентство в Израиле). При том, что Сохнут часто работает с еврейскими анти-миссионерскими организациями, чтобы держать мессианских евреев подальше от Израиля из-за их веры в Иешуа как Мессию. Давая деньги Сохнуту и другим мейнстримовым еврейским организациям, христиане фактически поддерживают группы, которые выступают против мессианских евреев и ограничивают их права в Израиле.
Многим христианам стоит переосмыслить, что значит быть настоящим благословением для Израиля и еврейского народа. Молитесь за их спасение и возвращение в землю Израиля. Делитесь с ними Евангелием на слове и на деле. Поддержите своих еврейских братьев.
Просите Бога дать вам большую любовь и признание еврейских корней своей веры. Давайте работать рука об руку на строительстве дополнительных мостов примирения и взаимопонимания между нами.
И пускай нас вдохновляют слова псалмопевца, который написал на иврите: “Хинэ ма тов ума наим шевэт ахим гам яхад” — “ Как хорошо и как приятно жить братьям вместе” (Псалом 132:1).
Автор — Джонатан Бернис / charismamag.com
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!