Ежедневную опасность для нашего счастья во Христе представляет чрезмерный самоанализ. Некоторые имеют привычку проверять себя сверх меры, допуская при этом неточности, — это ведет к разочарованию.
«У меня ничего не получается! Мне не нравится, каким Бог сотворил меня. Господь не помогает мне! Мое служение не стоит и ломаного гроша! Мои таланты бесполезны. Я не возрастаю духовно... и вряд ли буду расти!»
Духовная депрессия, в основе которой — чрезмерная самопроверка, несет в себе только ложь, ложь обо всем, что есть в нашей жизни. Евангелие же говорит о нас доброе.
Когда самоанализ не есть добро
Бог призывает нас заниматься самоанализом (2 Коринфянам 13:5; Плач Иеремии 3:40), но заниматься разумной самокритикой сложно и опасно: плоть использует это как возможность повернуть наши мысли против нас. Самонаблюдение обманчиво, потому что нередко оно выглядит так, будто мы делаем правое дело: мы же не смотрим на свой грех сквозь пальцы, а хотим отыскать его! И когда вследствие такого рода самонаблюдения мы думаем только о себе, тем самым мы делаем подкоп под собственную веру.
Однажды Чарльз Сперджен сказал: «Всякое делание, которое умаляет веру, несет вред, — особенно такое самоуглубление, когда мы перестаем созерцать Крест и начинаем идти в неверном направлении».
Я знаю, что это за зло — самокопание: оно уменьшает веру, уводя прочь от подножия Креста.
Однажды я был в молитвенном собрании с группой пастырей — всю литургию я думал о себе, пытаясь измерить свой вклад в служение. Самоуглубления оказалось недостаточно, я ушел с собрания и провел остаток дня, продолжая размышлять: был ли я достаточно щедрым, что думают обо мне люди, проверял мотивы и надеялся, что из моих уст не исходили глупые или еретические молитвы.
Темно? Открой шторы
Шотландский религиозный деятель XIX века Томас Чалмерс знал, что самоанализ может привести к усталости и не принести никакого плода. Однажды он сравнил самокопание с темным помещением, где стоит много предметов. Невозможно видеть то, что в помещении, потом что там непроглядная тьма. Такая темнота является причиной того, почему самоуглубление так часто приводит к духовному бесплодию.
Как осветить помещение? Не пытайтесь пристально всматриваться во мрак и не тратьте время и силы на исследование темноты. Пристальный взгляд в себя ясности не принесет.
Напротив, Чалмерс говорил, что мы должны подойти к окну и открыть шторы. Позвольте свету Христову прогнать тьму из вашей души. Солнечный свет из иллюстрации Чалмерса соответствует истине Божьего Слова: «Если мы не получаем блага от самооценки, которая приносит лишь смятение и неясность, тогда давайте выступим навстречу истинам, которые этого зла не несут, и эти истины прольют свет на лабиринты и путаницы души, и, наконец, сделают легким то, что до сей поры было невыполнимым».
Если вы потерялись в дебрях самонаблюдения, увидели в душе сумятицу и неразбериху, устали от изнуряющего самокопания, то лучшее, что можно сделать в этом случае — погрузиться в лучи Божьей истины.
Откройте Библию, услышьте голос Господа — и вы с головой окунетесь в поток божественного света, Он даст вам ясное понимание вещей и утешение. Необходимую атмосферу для здорового самонаблюдения дарит солнечный свет благодатного Евангелия.
Погрузитесь в солнечный свет Доброй Вести
Итак, мы приблизились к Божьему Слову... что это за свет, который льется от Евангелия на темноту, возникшую после самокопания?
Благая Весть устанавливает границы самоанализа.
Мы учимся дорожить Христом: необходимо смотреть на Иисуса больше, чем на себя. Мы знаем, что, смотря на себя, мы не меняемся, но перемены приходят, когда мы взираем на Христа (2 Коринфянам 3:18). «Посмотрели на себя один раз? Теперь десять раз посмотрите на Христа», — эти слова Роберта Мюррея Макчейна стали знаменитыми.
Когда мы занимаемся самокопанием, Евангелие несет нам прощение.
Бог знает самое худшее, что есть в нас, и, несмотря на это, любит нас. «Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам» (Псалом 102:10). Обещано, что если признаем свои грехи, Бог нас простит и очистит (1 Иоанна 1:9). Когда мы находимся в прибежище Божьей любви во Христе, мы имеем силу, чтобы исследовать себя в кротости и с уверенностью, и только такая самокритика принесет плоды.
Евангелие дает верную картину нашей самокритике.
Самое важное, что нужно знать о себе, не найдешь, занимаясь самокопанием, — нужно смотреть на Христа. Нужно рассматривать себя в свете Его смерти и воскресения... мы видим, как драгоценны и чтимы мы в очах Господних, и какие серьезные последствия несет грех, взираем на славу обновленных нас и на наше будущее во Христе.
Евангелие дает силу нашей самокритике.
Благодать изменяет наше самоисследование: из тиранического и неудобоносимого оно становится средством веры, любви и надежды. Самоанализ не должен быть как ведра с водой, заливающие костер нашей веры, — он должен быть, как дрова для костра. Мы способны видеть, в какой сфере нашей судьбы трудится Господь, и уверенно двигаться вперед, зная, что начавший в нас доброе дело будет совершать до дня его полного завершения (Филиппийцам 1:6).
Является ли Евангелие вашим советчиком, когда вы исследуете себя? Всегда смотрите вверх, и только потом — в себя. Никогда не удаляйтесь от Креста. Впустите свет Евангелия — и вы увидите, как мрак рассеется!
Джаред Меллингер — пастор, Глен Миллс, Пенсильвания, США / Перевод Владимира Михайленко, cnl.news
Последнее: 26.07. Спасибо!
Спасибо за замечательную статью! Сама очень часто грешу бесплодным самокопанием, которое приносит только расстройство и ничуть не делает меня лучше.