Законничество (легализм) – это попытка творить добрые дела вне влияния веры с целью заработать Божье благоволение или Его благословения. Морализм – попытка выполнять и требовать от других выполнения моральных норм вне влияния Евангелия Иисуса Христа.
Большинство проповедей в церквях – это лишь набор легалистичных морализаторских наставлений. Грэм Голдсводи (Graeme Goldsworthy) полагает, что причина популярности и значительного преобладания такой проповеди кроется в том, что “все мы в душе легалисты”. И либеральные, и консервативные проповедники используют одну и ту же морализаторскую методологию, хотя и движутся в разных направлениях и представляют разные моралистические системы. Цель таких проповедей – как либеральных, так и консервативных – сделать людей хорошими. Ну, хотя бы чуть-чуть лучше. Но это не работает.
Легалистичные, морализаторские проповеди лишь усиливают грех, вместо того чтобы убивать его. Рассмотрите несколько причин, почему так происходит:
1. Легалистичная проповедь подпитывает плоть
Никакую истину Писания нельзя рассматривать изолировано (вне общего библейского контекста). Можно проповедовать только правдивые, библейские, утверждения и в то же время вводить людей в заблуждение. Когда этические и моральные нормы провозглашаются как самодостаточные (когда центром проповеди не является Иисус), результатом становится “упразднение креста” (crossless), т.е. мы культивируем такое христианство, которое состоит лишь из увещаний жить по Божьим заповедям. Таким образом, если реакцией слушателя будет стремление просто исправить свое поведение, основой его «духовности» станут «добрые дела», что, в свою очередь, будет подпитывать его плотское упование на свою самоправедность. Евангелие же предлагает единственно возможный контекст для подлинного послушания – веру. Легалистичная проповедь отчаянно нуждается в вере (без которой невозможно победить грех), но подпитывает плоть. Она создает среду, которая живит грех. Рост и распространение греха в этом случае неизбежны.
2. Легалистичная проповедь терзает души и требует “приложить чуть больше усилий”
Легалистичная проповедь, звучащая с церковной кафедры, жестока, потому что, упоминая Евангелие (или делая вид, что ссылается на Евангелие), она, тем не менее, учит, что благословения Божьи нужно заработать. Таким образом, легалистичная проповедь ставит слушателей под “молот” закона. Но не требует сразу многого – чтобы у людей не возникло чувства, что заповеди закона исполнить невозможно. Такая проповедь призывает “стать немножко лучшим”. Сделать “чуть больше”. Каким бы послушным или непослушным ни был слушатель легалистичной проповеди, он всегда ощущает себя в роли путника, который вот-вот должен “прийти” до места назначения, но так и не “приходит”. Такая проповедь напоминает тренажер “беговая дорожка”, у которого вместо кнопки “выключить” находится мигающая надпись: “Еще пару метров – и дорожка остановится”. Но ничего не меняется. Надпись продолжает мигать и требовать новых и новых “пару метров”.
В легалистичной проповеди закон не исполняет роли “детоводителя ко Христу” (Гал. 3:24). Он, скорее, садист, который не собирается убивать своего пленника, но сохраняет ему жизнь с целью подольше его помучить. Легалистичный проповедник делает из слушателя узника, который живет в постоянной боли и мучении, но который не перестает верить, что свобода ждет его буквально за углом. Легалистичная, морализаторская проповедь во многом похожа на мираж воды в пустыне. Она обещает надежду, но всегда приносит пустоту.
3. Легалистичная проповедь разрушительно влияет на любовь
Легалистичная, морализаторская проповедь поощряет сравнение себя с другими. Мы культивируем в этом случае такое восприятие своей идентичности, которое измеряется “степенью нравственности” по сравнению с другими. Таким образом, молитва фарисея “благодарю Тебя, Боже, что я не таков как прочие – грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь” скрытно поощряется, вместо того чтобы порицаться как противоречащая Евангелию. Легалистичная проповедь уродует церковную общину, в которой каждый, слыша о позитивных моральных достижениях другого, чувствует разочарование, уныние и движим необходимостью улучшить свой “послужной список” духовности. Люди в такой церкви приучены обретать свою идентичность в делах, а не Христе. И результатом становится община без-благодати. Когда кто-то строит свою идентичность с помощью чувства превосходства над другими, таковой не может действительно любить других (тех, кто “ниже его”), служить им, помогать – ведь это будет означать некую форму разрушения своей идентичности. Взбираться по такой легалистичной лестнице псевдодуховного роста – значит измерять свой “духовный успех” неудачами других и ставить его в зависимость от этих неудач. Христоцентричная экспозиционная проповедь в целях применения текста не изолирует тот или иной отрывок от главного библейского послания. Наоборот, она вводит читателя в текст таким образом, чтобы текст, так сказать, не лишался своего “родного места обитания”. Задача проповедника – не подстроить текст под мир слушателей; и не подстроить мир слушателей под текст. Верный проповедник, хотя и помещает слушателя в мир разнообразных библейских истин, делает это в контексте главного библейского послания, центром которого является Иисус и Его царство. Любая библейская истина, отделенная от Евангелия, перестает быть истиной. Игнорируя связь какой-либо библейской истины с Евангелием Иисуса Христа, мы утрачиваем библейскую перспективу и искажаем Божьи добрые дары.
Главный жанр Писания – Евангельское послание. И мы должны читать всю Библию в свете этого послания. Христоцентричная, сфокусированная на Евангелии проповедь не означает отказа от послушания моральным и этичным требованиям Писания (1 Кор. 10:11). Наоборот, такой подход усиливает внутреннее побуждение проявлять послушание, потому что предлагает единственно верный контекст для такого послушания – веру. Лишь верой мы получаем оправдание и практикуем освящение. Подлинно духовная мотивация в проповеди должна быть представлена в терминах Евангелия. Чтобы ходить в свободе, люди вначале должны получить свободу. Все мы склонны снова увязать в болоте морализма и легализма, поэтому никогда не перестанем нуждаться в слышании Евангелия.
Голос Истины по материалам For The Church
Последнее: 01.01. Спасибо!
То есть, главное в христианстве не не делать зла и делать добро(это «законничество» и даже «садизм»), а верить в некоторые догматы, а нравственность второстепенна?