Я могу представить себе разные реакции на такую статью.
- «Понятно. Очередной экстраверт, не принимающий факта, что Бог создал людей разными»
- «Ну конечно! Слово наставления замороженным избранным»
- «Да ладно. Просто позвольте людям спокойно поклоняться Богу».
- «Почему мы постоянно об этом говорим?»
Когда я пишу очередную статью о том, что мы делаем со своим телом во время совместного богослужения, меня больше всего занимает именно последний вопрос. Разве мы недостаточно об этом говорили? Разве люди не будут просто продолжать делать то же, что и раньше? Разве не важнее сосредоточиться на том, что происходит в наших сердцах, чем на том, что мы делаем со своим телом?
Хорошие вопросы. Но Библия не позволяет нам не замечать или игнорировать то, что мы делаем физически, когда собираемся как Его народ в Его присутствии. Это важно.
Но почему? Независимо от того, возводите ли вы в воскресное утро руки высоко или держите их опущенными, Бог даёт нам по крайней мере три причины, почему важно своим движением выражать величие Христа.
1. Это важно для Бога
Подумайте об этом. Бог создал нас во плоти, а не бестелесными духами (Бытие 2:7). На новых Небесах и Земле мы не останемся без рук, ног, ступней, ладоней и тел в целом. Они будут прославлены (Филиппийцам 3:20-21). До той чудной поры Священное Писание поощряет и описывает целостный ответ на Божие величие с помощью наших тел.
Готово сердце мое, Боже; буду петь и воспевать во славе моей (Псалом 107:2)
Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил (Псалом 70:23)
Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего (Римлянам 12:1)
Бог неоднократно связывает побуждения наших сердец с движением наших тел. Конечно, физические проявления – это ещё далеко не всё. Поднятие рук может быть бессмысленным поступком или просто попыткой произвести впечатление на других своей духовностью (Матфея 6:2). Мы можем прыгать, чтобы подпитывать свои эмоции и «ощущать» присутствие Бога. Иисус также упрекал тех, кто славил Его устами, сердцем же был далёк от Него (Матфея 15:8).
Да, внешней экспрессивностью можно злоупотребить или ввести в заблуждение. Но Бог по-прежнему желает, чтобы наши тела служили Ему в поклонении. От Бытия до Откровения Божии творения отзываются на Его величие внешними проявлениями. Они поют. Они хлопают. Они восклицают. Они танцуют. Они склоняют головы. Они преклоняют колени. Они стоят в благоговении. И да, временами они даже возносят руки. И таким образом прославляют Бога.
Конечно, телесное выражение не всегда возможно. Женщина из нашей церкви на последней стадии заболевания центральной нервной системы недавно рассказала (с помощью дочери), как она теряет способность говорить и двигаться. Но ничто не мешает ей поклоняться Богу всем, что у неё есть. Она не может петь, но поклоняется, когда другие повышают голос. Она уже не может поднять рук, но радуется, как и другие.
Иисус сказал: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею…» (Марка 12:30). И, по нашим возможностям, эта любовь проявляется в наших телах и через них.
2. Это важно для других
Бог прославляется, когда мы отвечаем на Его величие внешним выражением хвалы и упования. И эти ответы служат свидетельством перед окружающими.
Гостю, воскресным утром окруженному членами церкви, бормочущими тексты песен или стоящими стоически со скрещенными руками, возможно, будет трудно осознать, что мы обращаемся к Иисусу как к своему славному Спасителю. Конечно, Святой Дух может и одними только песнями вознести в чьём-то сердце Христа. Но спасение, даруемое Иисусом – это не то, о чём мы лишь поём. Язык нашего тела открывает перед другими нашу благодарность за то, кто такой Бог и за то, что Он для нас сделал, но может и скрыть её. Ведь «Кто обращал взор к Нему, те просвещались…» (Псалом 33:6).
Мы, по воле Бога, подвержены влиянию тех же проявлений, что и другие. Когда люди видят, что моё лицо озаряется при виде моей жены Джулии, входящей в комнату, они понимают, что я её очень ценю. И будет естественным, если им захочется разделить мою радость и признательность, даже если они Джулию не знают.
Подобным же образом, говорит Давид, восхваление Бога новой песней воздействует на окружающих: «…Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа» (Псалом 39:4). Возможно ли, что люди «увидят и убоятся», глядя за нами воскресным утром? Свидетельствуют ли наши действия, что Бог «извлек меня из страшного рва, из тинистого болота» и поставил наши ноги на скалу Иисуса Христа (Псалом 39:3)? Можем ли мы упустить возможность использовать движения наших рук, лиц и тел, чтобы поведать о присутствии Бога среди нас и нашем восхищении, смирении и благодарности?
3. Это важно для нас
Движения наших тел служат двум различным целям. Во-первых, они в эмоциях выражают наши чувства. Футбольные болельщики вскакивают на ноги и радуются, когда их команда забивает победный гол. Родители аплодируют и улыбаются, когда их дочь делает первый шаг. Игроки в гольф радостно вскидывают руки после того, как мяч попадает в лунку. Жених преклоняет колено, собираясь надеть кольцо на палец своей невесты.
Почему мы так поступаем? Потому что одних слов недостаточно. Бог дал нам тела, чтобы подчеркнуть наши мысли и чувства. Никто нас специально этим движениям не учит (хотя мы учимся этому, наблюдая за другими). Во всём мире, во всех культурах люди реагируют внешне, сообщая другим, что происходит у них внутри.
Но физические проявления действуют и по-другому. Они побуждают нас к тому, что нам следует думать и чувствовать. Они помогают воспитывать наши сердца в том, что истинно, хорошо и прекрасно. Это – одна из причин, по которой литургическая практика некоторых церквей включает в себя совместное стояние, сидение и преклонение колен.
В своём комментарии к Деяниям 20:36 пастор и теолог Жан Кальвин подробно остановился на том, почему Павел преклонил колени, чтобы помолиться, прощаясь с ефесскими старейшинами. Его комментарии столь же актуальны в двадцать первом веке, как и в шестнадцатом.
“Главную роль в молитвах играет внутреннее чувство. Внешние же проявления – преклонение колен, обнажение головы, поднятие рук – преследуют двойную цель. Первая в том, чтобы мы использовали все наши члены для славы Божией и Его почитания. Вторая – чтобы с помощью этого средства стряхивать с себя лень. Но в случае торжественной общественной молитвы имеется и третья цель: дети Божии исповедуют таким образом своё благочестие, воспламеняя друг друга ко всё большему почитанию Бога. Как поднятие рук есть символ упования и горячего желания, так и преклонение колен свидетельствует о смирении…” (Жан Кальвин, Толкование на Деяния святых Апостолов (20:36), пер. И. В. Мамсурова [Евангелие и Реформация, 2012])
Таким образом, Кальвин выделяет три причины, по которым физические проявления важны в наших отношениях с Богом (аналогично трём причинам, указанным в этой статье). Во-первых, Бог прославляется всем нашим естеством, а не только какой-то его частью. Во-вторых, физические проявления помогают нам, когда наши наклонности не соответствуют истинам, к которым мы стремимся. В-третьих, они побуждают других к почитанию.
Здесь я хочу обратить внимание на второй аспект. Иногда нам нужно «стряхнуть с себя лень». Порой воскресным утром я чувствую себя оторванным от происходящего. Я нахожу свои мысли и чувства блуждающими или скучными. В эти моменты я преклонял колени или поднимал руки, чтобы вновь признать, что Бог есть Бог, а я нет, и что только Он один достоин почитания, послушания и поклонения. В конце концов, эти действия помогают моему сердцу глубже оценить то, что я пою или слышу. Так же я поступал и наедине с собой. В обоих случаях тело помогает моему сердцу распознавать, что реально, что истинно, что важно.
Вечное поклонение во плоти
Наши тела – это дар Божий, и Он хочет, чтобы мы их использовали для Его славы, блага окружающих и нашей радости. Он достоин нашей самой глубокой, сильной и чистой привязанности – и Он хотел, чтобы наши тела демонстрировали это.
Очевидно, что мы охватили лишь несколько основных аспектов вопроса. Думаю, что дискуссии о физической составляющей поклонения на церковных собраниях будут продолжаться и приносить плоды вплоть до возвращения нашего Господа. И тогда споры прекратятся. Каждой фиброй нашего естества – каждой мыслью, каждым словом наших уст, каждым движением нашего прославленного тела – мы будем безмерно поклоняться Триединому Богу, который искупил нас.
Так что мешает нам начать уже сейчас?
Автор — Боб Кауфлин / © 2023 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Илья Дубинин для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!