Дети называют Хайди «мама Аида», что означает «мама Хайди» на португальском. Когда я прибыла в Мозамбик в 2005 году, я обнаружила, что международное служение Хайди и Ролланда Бейкеров «Айрис Глобал» заботится, по крайней мере, о тысяче детей в Мозамбике и многих тысячах по всему миру. Спустя несколько лет эта цифра достигла 6000, а ещё через несколько лет — 10000. Цель Хайди — взять под опеку миллион детей сирот прежде, чем она отправится домой к Господу.
Хайди не вписывается в стереотип миссионера, работающего в нестандартных условиях стран Третьего мира. Во время одной из наших встреч за ужином её черное дизайнерское платье, солнечные очки от «Прада», дизайнерская дамская сумочка и то, как аккуратно она разложила на коленях льняную салфетку, — все указывало на то, что ей нравятся красивые вещи. В таком виде она могла бы ужинать в одном из лучших ресторанов Лос-Анджелеса, но она была в Мозамбике, отмечая Рождество в палящей тропической жаре и поедая холодную курицу.
Чем больше Хайди рассказывала, тем больше оживлялась и вовлекалась в разговор, а я все больше изумлялась её историей. В 1980 году Бейкеры начинали с нуля, у них не было вообще ничего: ни денег, ни контактов в чужой стране, ни сотрудников, но их достижения были экстраординарными. В разных местах Мозамбика и Малави открывались тысячи церквей, и тысячи сирот получали еду, одежду и любовь через служение «Айрис». В результате усилий и трудов этого служения возникли различные медицинские клиники, библейские школы, бизнес организации и строительные проекты в самых разных областях. Служение «Айрис» активно работало более, чем в 30 странах, включая Судан, Бразилию и Индию. Количество детей, которых они принимали, росло каждый день.
Хайди говорила, что мотивацией её действий была любовь: «Мы пытались делать только одно: мы пытались учиться любить. Это наша работа. Это наша единственная цель. С нами самими не все в полном порядке, но мы учимся любить. Этому посвящена наша работа: воплощенной любви, а любовь всегда проявляется в конкретных формах. Для матери, чей ребенок умирает от малярии, эта любовь проявляется в форме лекарства от малярии.»
После того, как Хайди рассказала мне о разных видах служений, которыми занимается «Айрис», в разговор вмешался Ролланд: «Я не хочу, чтобы нас считали гуманитарной организацией».
«А как вы хотите, чтобы вас классифицировали?» — спросила я.
«Как пробуждение, распространяющееся без всяких ограничений, как огонь, по всей Африке», — ответил он.
Движимые состраданием Святого Духа
Хайди и Ролланд почувствовали, что призваны служить бедным, хотя их первая поездка заграницу была совсем не тем, что они ожидали. Их поездка на Бали, в Индонезию, в 1985 году принесла очень мало плода и оставила их обескураженными. Они решили продумать стратегический план по достижению людей и с многими молитвами пришли к выводу, что творчество может быть эффективным инструментом для евангелизации. И тогда Хайди решила повезти в Азию танцевальную и драматическую группу.
Хайди и Ролланд вывезли в Азию группу студентов на 6 месяцев для миссионерской деятельности, и творческий подход принес немедленные плоды. Послание Божьей любви повлияло на большое количество людей, принявших спасение. Когда они вернулись в Азию в третий раз, их встретили с теплыми объятьями и пригласили жить в доме самой богатой семьи в городе Баколод — одного из самых бедных городов на Филиппинах.
Ворота из кованного железа охраняли въезд в огромный дом, в котором они остановились. Рядом с воротами толпились дети, просящие милостыню. У многих были паразиты и туберкулез, многие кашляли кровью. Когда Хайди и Ролланд вышли из машины, несколько ребятишек стали кричать к ним. На одной девочке были какие-то лохмотья, которые постоянно спадали с её тощего тельца, поднятое вверх лицо заливали слезы. Хайди подошла к этой маленькой девочке, взяла её за руку и повела в машину, потом они поехали на рынок и купили ей платье. Когда они вернулись в дом, то привели её с собой, помыли и накормили. Когда же вернулся хозяин дома и обнаружил эту девочку, он выпалил с негодованием: «Разве вы не знаете, что их родители платят им, чтобы они это делали? Это все большой обман. Вы не должны помогать таким людям!»
Хайди и Ролланд были в отчаянии. Они встретились с чем-то, что никогда не видели раньше: с настоящим страданием и реальной нуждой. Это был новый опыт, который захватил их сердца.
«Иисус исцелял больных, — сказала Хайди. — Он кормил голодных. Он изгонял из людей бесов. Он не просто евангелизировал. Он не считал количество людей, которые пришли Его послушать. Он заботился о конкретных людях.»
Стэйси Кэмпбелл, со-основатель служения «Будь героем», говорит, что никогда не встречала человека, столь посвященного Богу, как Хайди. Стэйси говорит: «Я лично наблюдала за ней в опасных и рискованных ситуациях, когда она успокаивала людей во время беспорядков с насилием, дерзновенно проповедовала колдунам, держащим в руках ядовитых змей, качала на руках умирающих детей. Во всех этих ситуациях она была бесстрашна. Библия говорит, что в любви нет страха. Хайди действительно любит, прежде всего, Иисуса, а затем — самых меньших, последних, ничтожных, потерянных и сломленных.»
Бесстрашный переезд в Мозамбик
Хайди и правда бесстрашная. Когда Ролланд прочитал Хайди статью в журнале «Тайм» («TIME») о том, что мятежники взрывают грузовики «Красного креста» в Мозамбике, Хайди почувствовала внезапное побуждение от Господа ехать туда. В 1995 году Бейкеры пришли к согласию, что Хайди переедет в Мозамбик, а Ролланд пока останется в Англии, чтобы завершить свое образование в Королевском колледже в Лондоне.
Когда Хайди отправилась в Мозамбик, у неё было достаточно денег только на авиабилет до Южной Африки и какое-нибудь транспортное средство, чтобы за 6-7 часов доехать до Мапуто в Мозамбике. Она не имела ни малейшего представления, что она будет делать, когда туда приедет. Ей негде было остановиться, и она никого не знала в этой стране.
В конце концов, Хайди остановилась в местном библейском колледже, о котором ей рассказала подруга. Куда бы она ни пошла, она везде видела очень много бездомных детей. Вскоре она начала искать их, пытаясь поговорить. Конечно же, она не могла говорить на шангана, и когда она сидела с этими детьми на грязных улицах, она поставила себе цель выучить местный язык.
Дети показывали ей места своего ночлега, обычно в какой-нибудь аллее или под навесом магазина. Некоторые из них ночевали в государственном сиротском доме. Знакомый сообщил ей, что правительство хочет избавиться от этого самого большого дома для сирот в Мапуто, поскольку у них не хватает средств на его содержание. И этот знакомый спросил Хайди, не хочет ли она и Ролланд забрать этот сиротский дом. Как они могли отказаться?
Когда Хайди увидела этот сиротский дом, она была шокирована и её одолевали сомнения, может ли быть достаточно надежды и любви для этого места. Она никогда не видела подобных условий: у детей были вздутые животы и гнойники на коже от чесотки, они жили в условиях, не подходящих даже для животных. Не удивительно, что они не знали, как улыбаться.
Хайди стала приходить сюда каждый день, проводя большую часть своего времени в этом доме для сирот, и она всегда приносила с собой еду. На протяжении последующих недель и месяцев она осуществляла мелкий ремонт, где только было возможно. Дети были в восторге от этой белой женщины, которая давала им конфеты, но более того, теперь у них был взрослый человек, который играл и смеялся с ними, вместо того, чтобы причинять им боль. Вскоре Бейкеры получили полную ответственность за этот центр и начали перестраивать его полностью. Хайди очень нравилось наблюдать, как менялись жизни, это наполняло её такой невероятной радостью, что дети получили мир возможностей и оживали у неё на глазах. Все расцветали, но тогда они не представляли, какие трудности ожидают их впереди, ещё не зная, что Хайди придется столкнуться с синдромом сгорания.
Поворотный момент в Торонто
Хайди служила миссионером без отдыха в течении нескольких лет. И эти первые тяжелые годы без отдыха и перерыва в работе начали сказываться. Через несколько месяцев после переезда в новый детский центр, Хайди слегла с пневмонией. Она была так слаба, что ей пришлось уехать из Мозамбика. В 1996 году она прилетела в Торонто, в Канаду, где была церковь и дом для восстановления миссионеров. Она также хотела посетить союз христиан «Аэропорта Торонто», где уже больше года проходили служения пробуждения. Она была так больна, что нуждалась в помощи, чтобы придти на богослужение в церкви, где она лежала между рядами в задней части зала совершенно обессиленная, так что она могла только слушать.
Хайди вспоминает, что на второй день служения её тело стало горячим. Жар приходил волнами, как будто она все ближе и ближе подходила к бушующему пожару. Вскоре она была вся мокрая от пота. Она говорит, что её тело начало вибрировать, как будто её трясло из самого глубинного центра её существа.
В этот момент, по её словам, своим мысленным взором она увидела, как к ней подошел Иисус. Он был окружен толпой детей. Один только взгляд на них и нужду, которую они представляли, утомил её. Она была удивлена, что Иисус не сказал ей: «Просто отдохни, дорогая», как говорили все остальные. Вместо этого, Иисус показал ей ещё большую нужду. Она говорит, что вглядывалась в Его глаза всё глубже и глубже, пока глубина Его боли не стала единственным, что она могла чувствовать. Он страдал, потому что страдали Его дети.
Хайди говорит, что тогда Иисус сказал ей: «Я умер для того, чтобы всего всегда было достаточно». И она знала, что Он говорит обо всем — физическом, духовном, эмоциональном — для каждого из Его детей. А после этого, Он взял кусочек плоти из Своего окровавленного бока и протянул ей. Хайди вспоминает, как Иисус сказал ей тогда: «Отдай это детям». Когда она держала в руках кусочек Его плоти, он вдруг трансформировался в свежий хлеб. В видении она отдала этот хлеб ребенку, что стоял перед ней. Хлеб умножался, подобно тому, как растет тесто на дрожжах, и у нее было достаточно, чтобы накормить каждого ребенка.
Видение продолжалось, и в руках у Иисуса появилась чаша. Хайди говорит, что Он спросил её: «Это чаша страдания и радости. Ты выпьешь её?»
Страдание и радость. Все хотят радости, но страдание? В определенной степени Хайди уже переживала страдание, но она сказала мне, что не уверена, что сказала бы тогда «да», если бы знала, что ждет её в будущем.
В видении она взяла чашу, отпила из нее вина, которое было одновременно горьким и сладким, а потом повернулась и дала её детям. Они все пили из чаши. Для каждого было достаточно, и она в тот же момент поняла, какое ей было дано послание: хотя существующая нужда — больше, чем она может себе представить, Иисус говорил ей, что Он может ответить на эту нужду.
Когда видение закончилось, и Хайди, наконец, встала с пола, она обнаружила, что совершенно исцелена от пневмонии. От хронической усталости тоже не осталось и следа, и она уже никогда к ней не возвращалась. С того дня силы никогда не покидали Хайди.
В Торонто случилось ещё кое-что, что определило ход будущей жизни Хайди. Когда приглашенный проповедник, Рэнди Кларк, говорил о духовном голоде, Хайди начала рыдать. «Вы голодны? — спрашивал Рэнди. - Хотите ли вы получить от Бога то, что Он приготовил для вас? Он может дать вам свежий хлеб с небес, который удовлетворит вас.» Она не могла поверить собственным ушам, ведь это было именно то, что она видела в своем видении день назад!
«Да!» — закричала Хайди, выбегая вперед.
Рэнди замолчал на мгновение. Он никогда не видел эту блондинку, что сейчас стояла перед ним на коленях, и Хайди его тоже не знала. «Бог хочет знать, — обратился он к Хайди, — хочешь ли ты нацию?»
«Да!» — рыдала она, простираясь на полу. Рэнди сказал ей, что глухие будут слышать, хромые будут ходить, и слепые будут видеть.
Хайди знала, что Рэнди не просто цитирует Писание, но что Бог будет делать все это в Мозамбике. Хайди ещё только предстояло увидеть, как прозреет слепой или начнет слышать глухой, но она приехала в Торонто больной, а уезжала здоровой. Она знала, что Бог может и будет делать для других то, что Он сделал для нее. «Хайди Бейкер — одна из самых удивительных христианок, которых я знаю, — говорит Рэнди. — Её история — это история любви, сострадания и сверхъестественной силы.»
На пути обратно в Мозамбик Хайди решила искать слепых, ожидая увидеть чудеса. Примерно через год после возвращения из Торонто она поехала евангелизировать в маленькую деревню посреди Мозамбика. Они прилетели на маленьком аэроплане, что приземлился в центре небольшого поля, окруженного глиняными хижинами. Практически сразу к ним подошли женщины и попросили их пойти вместе с ними в конкретную хижину. Казалось, что они шли несколько километров, пока солнце почти село.
В маленькой хижине было темно, но для слепой и больной женщины, живущей в этой хижине, это было не важно. Хайди посмотрела на больную женщину, стоящую перед ней, и стала тихо говорить на её родном африканском диалекте: «Иисус, который любит тебя, хочет исцелить тебя». Когда Хайди молилась за неё, эта женщина медленно осела и упала на спину, как будто у неё больше не было сил стоять, и она лежала там на твердом земляном полу. Хайди продолжала молиться и просила Бога наполнить и исцелить эту дорогую женщину, у которой кроме Иисуса не было вообще никаких шансов.
Когда маленькая мозамбикская женщина ахнула, Хайди знала: что-то произошло. Казалось, что слепая женщина смотрит на Хайди и видит её, а другая женщина, что стояла рядом на коленях и крепко держала ту за руку, продолжала молиться. Хайди наблюдала как глаза женщины, лежащей на полу, из белых стали серыми, а потом — темно коричневыми. Слепая женщина больше не была слепой. Она могла видеть, и она была исцелена. И это лишь одно из чудес, свидетелем которых Хайди была с тех пор. Она даже видела, как 54 человека восстали из мертвых, в основном в мусульманских районах.
Умножение служения
Чудесная история Хайди явно прослеживается в реакции служения «Айрис» на природные катаклизмы. В феврале 2000 года Южную Африку накрыл циклон, принесший сильные наводнения в самых разных странах. По Мозамбику ударило очень сильно. Многие люди в течение нескольких дней не могли слезть с деревьев или с крыш домов, оставаясь там без еды и воды и наблюдая как проплывают мимо раздутые тела животных и людей.
Циклон разбросал в разные стороны сотни тысяч жителей Мозамбика и убил почти 1000. Правительство не предложило никакого убежища тысячам граждан, смытых со своих мест и оставшихся без крова, так что люди были вынуждены спать в садах или прямо на дороге. Многие умирали от недостатка медикаментов. Не было питьевой воды, а за пакет с едой, который обычно стоил 8 долларов, теперь просили 50 — слишком много для нищих, которые только что потеряли вообще все.
Представители ООН связались с Хайди и Ролландом и их организацией, чтобы они помогли организовать экстренную помощь пострадавшим в Мозамбике. «Айрис» была одной из самых больших организаций с развитой сетью контактов на местах, и она была организована лучше всех остальных международных групп и была готова обеспечивать население едой и предметами первой необходимости. Подобному служению Хайди и Ролланд научились в Азии: служению, которое выходило далеко за рамки духовного и включало все аспекты жизни. Как говорит Хайди: «Так выглядела любовь». Служа людям и помогая им удовлетворить их самые базовые потребности, Бейкеры демонстрировали Божью любовь и заботу.
Во время наводнений, «Айрис» кормила тысячи людей каждый день. Постепенно «Айрис» получила доступ ко всей стране. Бейкеры рассказывали о библейских школах, которые они проводили, и молодые мужчины и женщины оставляли свои заболоченные деревни, чтобы пройти обучение и вернуться в свои деревни, чтобы открыть церкви. Это привело к взрывному росту церквей, они тысячами возникали по всей стране.
Епископ Джозеф Л. Гарлингтон, старший пастор Церкви Завета в Питтсбурге, знает Хайди уже 16 лет. «Впервые я увидел её простирающейся на земляном полу в церкви в Нигерии, — вспоминает он. — Её манера держаться была очень скромной, и о её глубине я узнал лишь несколько лет спустя. Она была вызовом для меня тогда, она является вызовом для меня и сейчас. Она очень известна, но весь этот свет, направленный на неё снаружи, не ярче того света, что сияет внутри неё, хотя не наблюдательный человек этого и не заметит.»
На вопрос о физических исцелениях, которые она теперь часто наблюдает в лесах Мозамбика, Хайди ответила, что хотя исцеления и являются частью целого, но они — только часть. И она продолжила говорить о любви, которая ощутима — о действиях, а не о словах, о действиях, которые проистекают из сострадания.
«Если бы мы только наблюдали людей, переживающих физические чудеса, это не имело бы вообще никакого смысла, — говорит Хайди. — Этого недостаточно. Речь идет о характере, о любви к умирающим, больным и сломленным. Сострадание и милость — в сердце Бога. А чудеса являются плодами, произрастающими из близких отношений с Ним. Чудо любви должно быть в центре всего. У нас есть люди, которые, по-прежнему, слепы и, по-прежнему, хромают, но мы можем любить их. Это о заботе о людях. Мы строим для них дома.» И они также помогают им в кризисах.
Видение
Хайди хочет принять миллион детей прежде, чем умрет. Сейчас так много людей смотрят на неё, как на своего наставника и духовную мать, что она может быть ближе к своей цели, чем ей кажется.
Некоторые из приемных сыновей и дочерей Хайди, которых она воспитала, уехали в другие страны. Один из её мозамбикских сыновей женился на девушке из Кореи, и теперь они вместе руководят базой «Айрис» в Южной Корее. Другие посещают США и иногда проповедуют в церквях, где знают Хайди. Биологические и приемные дети Бейкеров процветают и являются существенной частью их большой организации.
«Несколько людей на земле имеют способность и рвение любить так, как любит Хайди Бейкер, — говорит Джон Арнотт (из «Partners in Harvest» и «Catch the Fire»). — Её любовь — как неугасимый огонь. Её жертвенная жизнь трансформировала Мозамбик, Южную Африку и повлияла на весь мир.»
Когда я покидала Мозамбик, Хайди и Ролланд были в добром здравии, хотя они, по-прежнему, пытаются сбалансировать работу и отдых. Будущее выглядит ясно, поскольку дополнительные программы служения «Айрис» возникают по всему миру.
Знала ли Хайди, что лежит впереди, когда она услышала, как Бог сказал, что она будет миссионером? Невыразимая радость одновременно со скорбью и болью самопожертвования. Она пила из чаши радости и страдания, но она использовала боль, позволяя ей возвращать себя к уединению, к любви, к чему-то совершенно незнакомому и чуждому той выжженной пустыне, в которой она часто себя обнаруживала.
Бог попросил у нее все, и она отдала все, а взамен она получила Его живую воду, радость и новую жизнь — так было каждый раз, когда она отдавала свою. Тысячам детей и нуждающемуся западному миру она отдала любовь, которая переживается, как возвращение домой.
Давид Хоган, миссионер в Мексике и основатель служения «Свобода», известный воскрешением мертвых, знает Бейкеров много лет и считает честью называть их друзьями. «Их любовь к Иисусу прекрасно проявляется во всех странах, где они служат, — говорит Давид. — Я собственными глазами видел результаты послания, которое они несут, и его удивительные плоды.»
Автор — Кассандра Соарс / charismamag.com
Перевод — ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!