Атака ХАМАСа на Израиль 7 октября напоминала события тёмных веков древности. Мародёры вторглись в Израиль не для того, чтобы захватить территорию или даже богатства, а для того, чтобы убивать невинных людей и брать заложников. Они резали молодых женщин, хватали с улиц пожилых людей, расстреливали и сжигали семьи с детьми.
Тактика Хамаса больше всего напоминает тактику библейских амаликитян.
Проклятие Яхве
Выйдя из Египта, Израиль впервые сталкивается с войной в битве с амаликитянами (Исход 17:8–16). Пока Моисей находится на холме с поднятыми руками, которые поддерживают Аарон и Ор, Иисус Навин побеждает врага в долине внизу. Когда всё кончено, Яхве дает клятву: «Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род» (стих 16). Он клянётся сражаться до тех пор, пока память об Амалике не изгладится из поднебесной (стих 14).
Яхве выполняет свое обещание. Он повелевает царю Саулу осуществить приказ о полном уничтожении Амалика (1 Царств 15:1–3). Саул побеждает в битве, но сохраняет амаликитянского царя Агага и большую часть добычи. Самуил разрубает Агага в Галгале, но амаликитяне выживают. Ближе к концу изгнания Давида в земле филистимской амаликитяне нападают на его лагерь в Секелаге и уводят женщин, детей и добычу. Последним действием Давида перед помазанием на царя Иудеи было преследование амаликитянских захватчиков и возвращение своих жён, детей и имущества (1 Царств 30:1–20).
Четыреста человек убегают от Давида (1 Царств 30:17), поэтому Амалик выживает, чтобы однажды ещё раз сразиться. Но Яхве не забыл о Своей клятве. Злодей в книге Есфирь — это Аман «Агагитянин» (Есфирь 3:1; 8:3; синод. «Вугеянин»), потомок царя, сражавшегося с царём Саулом. Есфирь ловко загоняет Амана в ловушку, а Господь (хотя и не упомянутый в этой книге) организует события так, что Аман оказывается повешенным на виселице, которую сам сделал для двоюродного брата Есфири Мардохея. Это последнее упоминание об Амалике в Ветхом Завете. Яхве сдержал Своё слово. Амаликитян помнят только благодаря Библии, в которой они — забытый народ.
В древнем мире было много свирепых народов. Ассирийцы были известны своей жестокостью, и хананеи заслуживали того, чтобы попасть под проклятие Яхве. Почему же Он выделил Амалика за особую враждебность?
Амаликитяне на войне
Амаликитяне специализировались на нападении на слабых. Моисей напоминает Израилю, что Амалик «побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился» (Второзаконие 25:18). Амаликитяне напали на Секелаг, когда Давид и его сильные шли с филистимлянами на битву с Саулом, и там остались только женщины и дети (1 Царств 30:2–3). Аман замышляет заручиться поддержкой империи Артаксеркса для истребления евреев, находящихся в изгнании.
Амаликитяне не просто жестокие. Амалик — это противоположность, фотонегатив Израиля. Снова и снова Яхве повелевает Израилю заботиться о сиротах, вдовах, странниках и других уязвимых людях (Исход 22:22; Второзаконие 10:18; 14:29; 24:19–21; 26:12–13). На горе Гевал Израиль произносит проклятие против всякого, кто «превратно судит пришельца, сироту и вдову» (Второзаконие 27:19). Пророки один за другим укоряют Израиль и его лидеров за то, что они обижают слабых (Исаия 1:17; Иеремия 7:6; 22:3; Иезекииль 16:49; Захария 7:10).
Амаликитяне не просто обижают женщин и детей в качестве «побочного ущерба». Амаликитяне не придерживаются запрета, как это делал Израиль, уничтожая мужчин, женщин, детей и животных в избранных ханаанских городах по приказу Яхве. Израиль не напал на Иерихон, Гай или Хорму, когда все мужчины ушли. Они напали на укреплённые и охраняемые города, завоевали их и принесли их в дыме и огне Господу. Амаликитяне специально атаковали женщин, детей и слабых. Амалик — это анти-Израиль, народ, чей образ жизни, ценности и военная тактика прямо противоречат целям Яхве для человечества.
Эхо Амалика
ХАМАС — это не Амалик. ХАМАС не находится буквально под проклятием Яхве. И, конечно же, ХАМАС — это не то же самое, что палестинский народ. Тысячи палестинцев являются христианами, и многие палестинцы-мусульмане выступают против ХАМАСа и его насилия. Сравнивать ХАМАС с Амаликом не значит оправдывать или даже предполагать геноцид.
Тем не менее, тактика, которую ХАМАС использовал 7 октября, была тактикой амаликитян. ХАМАС — не единственная террористическая группировка, которая воюет, как амаликитяне. На протяжении десятилетий террористические группировки использовали женщин и детей в качестве щитов. Индонезийские исламисты используют женщин в качестве террористов-смертников, Боко Харам использует детей в качестве «живых бомб», а террористы в Афганистане убивают беременных женщин и младенцев в родильных палатах. В ответ на действия ХАМАСа даже Израиль рискует стать подобием своих врагов.
Бог, истребивший Амалика из поднебесной, по-прежнему остается Господом вселенной. Он по-прежнему полон решимости уничтожать жестоких, особенно тех, кто охотится на беспомощных. Он ненавидит не только амаликитян, но и всех людей, склонных к кровопролитию и насилию. Он «испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его» (Псалом 10:5). Среди шести вещей, которые ненавидит Яхве: «глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству» (Притчи 6:17–18).
Молитвы о справедливости
Иисус правит жезлом железным и сокрушает народы, как глиняные сосуды (Откровение 2:27). Он повергнет под Свои ноги всех Своих врагов, не только амаликитян ХАМАСа, но и всех, кто любит насилие и ненавидит милосердие. Иногда Иисус побеждает жестоких, обращая их, а иногда — уничтожая. В любом случае, мы должны просить Его о победе над ними.
К счастью, у нас есть сборник молитв и гимнов, Псалтырь, полный молитв о справедливости и суде над нечестивыми. Сейчас подходящее время смахнуть пыль с этих осуждающих псалмов и просить Иисуса совершать правосудие, пока каждый амаликитянин, какой бы национальности он ни был, не будет истреблён из поднебесной.
Автор — Питер Лейтхарт / thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!