«Ваши слова здорово припекли меня сегодня. Спасибо огромное!»
За многие годы этот вдохновляющий отклик на проповедь запомнился мне больше остальных. Так отреагировал мой хороший друг – вдумчивый, скромный, хороший семьянин, любящий Иисуса хозяин автомастерской. Он не был старейшиной или дьяконом нашей церкви, но ежедневно молился обо мне. Я очень ценил его дружбу и никогда намеренно не сделал бы ему больно. Но эти слова стали полезным напоминанием о том, что библейская проповедь часто приносит сильную, но благую и столь необходимую нам боль.
Мы проповедуем, чтобы представить наших братьев и сестёр во Христе во всей полноте. Мы направляем их жизни к Богу, открытому нам в Иисусе. Поэтому, слыша от них “Хорошая проповедь!”, я радуюсь. Ещё я понял, что даже когда правда не ободряет, но обличает, когда она тяжела и поднимает вопросы, – это хороший признак.
“Я узнаю́ по боли”
В том же году, когда друг сказал, что моя проповедь уязвляет, я прочёл “Дневник сельского священника” Жоржа Бернаноса – французскую классику. О служении Божиего Слова священник говорит так:
Наставление – это не шутка, сынок! ... Утешительные истины – так они это называют! Но истина прежде должна спасти тебя, и лишь затем приходит утешение... Слово Божие – раскалённое железо. И тебе, проповедник, лучше браться за него щипцами, а не руками, дабы не обжечься… Священник, сходящий с кафедры Истины, с нечистыми устами, уставший, но довольный собой, – он не проповедовал: в лучшем случае – мурлыкал, как толстый кот. Да мы и все такие порой – полусонные, если беда не разбудит, – апостолам хорошо спалось в Гефсимании... Многие, размахивающие руками, обливающиеся потом как грузчики за работой, пробуждены не более остальных. Даже наоборот. Я просто хочу сказать – то, что Господь даёт мне слово на благо людских душ, я узнаю по боли, которую оно приносит (курсив автора)
Почему же истина порой уязвляет? Потому, что “слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные” (Евреям 4:12). Провозглашённое Слово Божие, проникая до костей, раскрывает всё, причиняя боль, чтобы исцелить. Мы также должны это признать.
Не для развлечения
Неоспоримо, что проповеди не предназначены для удовольствия и уж точно не для развлечения. Цель проповеди – провозглашение истины, освобождение, обличение, ободрение, противостояние, утешение, призыв, созидание, пробуждение, ниспровержение и разрушение. Они – операции по поиску и уничтожению, ведомые Святым Духом против адских цепей обмана, сковавших наш разум. Они – трубный глас, благодатью поднимающий мёртвых во грехах из могил. Проповеди изгоняют тьму – и порой это происходит в муках. “Эта проповедь меня разозлила!” или “Мне было больно это слышать!” – лучшие реакции на воскресную проповедь, которую мы можем ожидать. “С меня словно цепи упали!” – из их числа.
Как мудро заметила Энни Диллард, христианские богослужения подобны строительным площадками, на которых созидаются души верных. А на стройке порой поднимается пыль и летят камни. Они уязвляют всех нас. Слёзы на глазах пасторов выступают как во время подготовки проповеди, так и за кафедрой. Мы каемся в своих грехах, когда предлагаем всем очищающее пламя Евангелия. Мы знаем, что будет больно, но во благо.
Призыв к покаянию и обновлению
Подобно Юстасу Скраббу в “Покорителе зари”, мы чувствуем боль от острых когтей Аслана, вонзающихся в наши души, срывающих нашу рабскую драконью шкуру и возвращающих нам человечность:
“Лев велел мне раздеться… но я не уверен, что Он и на этот раз сказал хоть слово… Тогда Лев сказал: “Давай-ка я сам тебя раздену”. Я очень боялся Его когтей, но теперь мне было всё равно, и я послушно лёг на спину.
Он дёрнул шкуру, и мне показалось, что Он мне сердце разорвёт. А когда она стала слезать, боль была такая, какой я в жизни не знал. Выдержал я от радости: наконец-то шкура сойдёт! Ты, наверное, знаешь, когда сковыриваешь болячку – и больно, и приятно, что она сходит”.
Эта боль была знакома моему другу. Он знал эту истину. Он знал, что слово, услышанное им в тот день, слово, которое “здорово припекло”, было посланием небес, призывая его к покаянию и обновлённой вере, призывая его совершить болезненные шаги из привычного уюта и сделать кривые пути прямыми. И он это сделал. Друзья, вот что такое хорошее послание. Вот для чего нужна проповедь.
Автор — Дэвид Кэссиди / thegospelcoalition.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!