Хорошие проповеди порой уязвляют

Хорошие проповеди порой уязвляют

«Ваши слова здорово припекли меня сегодня. Спасибо огромное!»

За многие годы этот вдохновляющий отклик на проповедь запомнился мне больше остальных. Так отреагировал мой хороший друг – вдумчивый, скромный, хороший семьянин, любящий Иисуса хозяин автомастерской. Он не был старейшиной или дьяконом нашей церкви, но ежедневно молился обо мне. Я очень ценил его дружбу и никогда намеренно не сделал бы ему больно. Но эти слова стали полезным напоминанием о том, что библейская проповедь часто приносит сильную, но благую и столь необходимую нам боль.

Мы проповедуем, чтобы представить наших братьев и сестёр во Христе во всей полноте. Мы направляем их жизни к Богу, открытому нам в Иисусе. Поэтому, слыша от них “Хорошая проповедь!”, я радуюсь. Ещё я понял, что даже когда правда не ободряет, но обличает, когда она тяжела и поднимает вопросы, – это хороший признак.

“Я узнаю́ по боли”

В том же году, когда друг сказал, что моя проповедь уязвляет, я прочёл “Дневник сельского священника Жоржа Бернаноса – французскую классику. О служении Божиего Слова священник говорит так:

Наставление – это не шутка, сынок! ... Утешительные истины – так они это называют! Но истина прежде должна спасти тебя, и лишь затем приходит утешение... Слово Божие – раскалённое железо. И тебе, проповедник, лучше браться за него щипцами, а не руками, дабы не обжечься… Священник, сходящий с кафедры Истины, с нечистыми устами, уставший, но довольный собой, – он не проповедовал: в лучшем случае – мурлыкал, как толстый кот. Да мы и все такие порой – полусонные, если беда не разбудит, – апостолам хорошо спалось в Гефсимании... Многие, размахивающие руками, обливающиеся потом как грузчики за работой, пробуждены не более остальных. Даже наоборот. Я просто хочу сказать – то, что Господь даёт мне слово на благо людских душ, я узнаю по боли, которую оно приносит (курсив автора)

Почему же истина порой уязвляет? Потому, что “слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные” (Евреям 4:12). Провозглашённое Слово Божие, проникая до костей, раскрывает всё, причиняя боль, чтобы исцелить. Мы также должны это признать.

Не для развлечения

Неоспоримо, что проповеди не предназначены для удовольствия и уж точно не для развлечения. Цель проповеди – провозглашение истины, освобождение, обличение, ободрение, противостояние, утешение, призыв, созидание, пробуждение, ниспровержение и разрушение. Они – операции по поиску и уничтожению, ведомые Святым Духом против адских цепей обмана, сковавших наш разум. Они – трубный глас, благодатью поднимающий мёртвых во грехах из могил. Проповеди изгоняют тьму – и порой это происходит в муках. “Эта проповедь меня разозлила!” или “Мне было больно это слышать!” – лучшие реакции на воскресную проповедь, которую мы можем ожидать. “С меня словно цепи упали!” – из их числа.

Как мудро заметила Энни Диллард, христианские богослужения подобны строительным площадками, на которых созидаются души верных. А на стройке порой поднимается пыль и летят камни. Они уязвляют всех нас. Слёзы на глазах пасторов выступают как во время подготовки проповеди, так и за кафедрой. Мы каемся в своих грехах, когда предлагаем всем очищающее пламя Евангелия. Мы знаем, что будет больно, но во благо.

Призыв к покаянию и обновлению

Подобно Юстасу Скраббу в “Покорителе зари, мы чувствуем боль от острых когтей Аслана, вонзающихся в наши души, срывающих нашу рабскую драконью шкуру и возвращающих нам человечность:

“Лев велел мне раздеться… но я не уверен, что Он и на этот раз сказал хоть слово… Тогда Лев сказал: “Давай-ка я сам тебя раздену”. Я очень боялся Его когтей, но теперь мне было всё равно, и я послушно лёг на спину.

Он дёрнул шкуру, и мне показалось, что Он мне сердце разорвёт. А когда она стала слезать, боль была такая, какой я в жизни не знал. Выдержал я от радости: наконец-то шкура сойдёт! Ты, наверное, знаешь, когда сковыриваешь болячку – и больно, и приятно, что она сходит”.

Эта боль была знакома моему другу. Он знал эту истину. Он знал, что слово, услышанное им в тот день, слово, которое “здорово припекло”, было посланием небес, призывая его к покаянию и обновлённой вере, призывая его совершить болезненные шаги из привычного уюта и сделать кривые пути прямыми. И он это сделал. Друзья, вот что такое хорошее послание. Вот для чего нужна проповедь.

Автор — Дэвид Кэссиди / thegospelcoalition.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!