Большинство людей, с которыми Иисус встречается в Евангелиях, безымянны, поэтому неудивительно, что многие женщины, которых Иисус исцелил, тоже безымянны. На самом деле, среди историй исцеления мужчин в Евангелиях имена есть только у слепого Бартимея, которого назвал только Марк (Марк 10:46); у слуги первосвященника Малхуса, которого назвал только Иоанн (Иоанн 18:10); и у Лазаря. Во всех историях, рассказанных об исцелении Иисусом женщин, женщины также безымянны, за исключением одной. И она идентифицируется не по имени, а по родству с одним из учеников Иисуса.
Исцеление тещи Симона Петра — это первая история физического исцеления в Евангелии от Марка, и она происходит сразу после первой истории духовного исцеления.
Иисус учил в синагоге в Капернауме, когда человек, одержимый нечистым духом, закричал: «Что Тебе до нас, Иисус из Назарета? Ты пришел погубить нас? Я знаю, кто Ты — Святой Божий» (Марка 1:24). Иисус приказывает духу: «Умолкни и выйди из него!», и нечистый дух бьется в конвульсиях. Закричав громким голосом, дух выходит (ст. 25-26). Благодаря этому случаю слава об Иисусе распространилась по всей Галилее. Далее Марк пишет:
И тотчас [Иисус] вышел из синагоги и вошел в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном. Теща же Симона заболела лихорадкою, и тотчас сказали Ему о ней. И Он, подойдя, взял ее за руку и поднял, и лихорадка оставила ее, и она стала служить им. (ст. 29-31)
Большинство людей, которых Иисус исцеляет в Евангелиях, — незнакомцы. В этой истории Иисус исцеляет человека, который, скорее всего, был хорошо ему знаком. Подробности скудны. Но реакция женщины очень важна: как только Иисус исцелил ее, она стала служить.
Пример для всех нас
Матфей, Марк и Лука рассказывают эту историю, но мы можем задаться вопросом, почему. Из всех сотен или тысяч людей, которых исцелил Иисус, зачем выделять именно эту? Неужели они просто хотели подчеркнуть роль женщины в служении? Я так не думаю. Если мы прочитаем эту историю в контексте Евангелий в целом, то увидим, что она не просто подчеркивает место женщины.
Глагол служить (diakoneo), который применяется к теще Петра, также описывает ангелов, которые служили Иисусу после его искушения в пустыне (Марк 1:13; Матф. 4:11). Он описывает учениц Иисуса (Луки 8:1-3). Он описывает Марфу из Вифании, когда она служит, а ее сестра Мария сидит у ног Иисуса и учится, прежде чем Иисус специально одобряет выбор Марии (Лк. 10:38-42).
И самое главное, это описание самого Иисуса, когда Он разъясняет Своим ученикам, что «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою, и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Марка 10:43-45). Реакция тещи Петра на исцеление Иисусом является примером не только для женщин, но и для всех нас. В Царстве Иисуса служение — это не женское дело. Это дело каждого.
Каким мы видим Иисуса глазами этой самоотверженной женщины? Мы видим в Нем Того, Кто берет нас за руку и поднимает вверх. Мы видим Того, чье прикосновение может мгновенно облегчить нашу боль, и Того, Кто служит нам прежде, чем мы успеем послужить Ему.
В 1662 году в англиканской «Книге общей молитвы» Бог был описан как Тот, «Чье служение — совершенная свобода», и мы видим это в примере тещи Петра. Так часто в нашей современной жизни мы воспринимаем служение и свободу как противоположности. Но теща Петра, 2000 лет назад, знала то, что современные психологи открыли совсем недавно. Мы, люди, расцветаем, когда служим с благодарным сердцем, тогда как бесконечная самореализация «свободы» делает нас несчастными.
Физическое исцеление и духовное исцеление
В Евангелиях от Матфея, Марка и Луки исцеление тещи Петра и бесноватого человека порождает волну больных и одержимых людей, которых приводят к Иисусу. Матфей так объясняет происходящее:
В тот вечер привели к Нему многих, угнетаемых бесами, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных. Это было сделано во исполнение слов пророка Исайи: «Он взял наши болезни и понес наши недуги». (Матф. 8:16-17)
Здесь мы видим, как духовное и физическое исцеление идут рука об руку, и, стремясь показать нам, как его Господь исполняет еврейские Писания, Матфей связывает действия Иисуса с ветхозаветным пророчеством. В контексте цитата звучит следующим образом:
Он понес наши скорби и понес наши печали; но мы почитали Его пораженным, пораженным Богом и огорченным. Но Он изъязвлен был за преступления наши, и за беззакония наши сокрушен; на Нем было наказание, которое принесло нам мир, и ранами Его мы исцелились. (Ис. 53:4-5)
Еврейское слово «скорби» здесь также означает «болезни», а слово «печали» может также означать «боль». Здесь, у Исаии, мы видим таинственную фигуру Божьего слуги (Ис. 52:13), который берет на себя болезни, грехи и страдания Божьего народа. Когда Иисус исцеляет тещу Петра и далее исцеляет многих других людей от физических и духовных болезней, Он берет на себя роль страдающего слуги.
Жизнь воскресения
Подобно тому, как Иисуса иногда изображают как великого учителя универсальных истин, но не как великого Бога всей вселенной, люди иногда пытаются отделить работу Иисуса по исцелению наших болезней от Его работы по несению наказания за наш грех. Но Матфей не позволяет нам вбить этот клин. Когда Иисус умер на кресте, Он взял на Себя наказание за все наши грехи. Но Он также открыл дверь в грядущее новое творение Божье, где уже не будет ни смерти, ни скорби, ни плача, ни боли (Откр. 21:4).
Мы все еще живем с грехом и болезнями здесь и сейчас. Но если мы последователи Иисуса, мы заглядываем через замочную скважину в совершенно новый, иной мир, где грех и страдания будут навсегда изгнаны Иисусом и Его жизнью воскресения. Иисус пришел не только для того, чтобы отдать Свою жизнь за нас. Он также пришел, чтобы разделить Свою жизнь с нами. Когда Иисус исцеляет тёщу Петра, она получает крошечное предвкушение Его жизни воскресения, и она немедленно применяет это для служения.
автор — Ребекка Маклафлин / thegospelcoalition.org / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!
Почему вы пишете то теща, то свекровь Петра? Это не логически. Исправьте. Теща Петра не может быть свекровью Петра, потому что он не женщина, а мужчина. Female’s in-laws are свекровь and свекр. Male’s in-laws are теща and тесть.
Исправили, спасибо за внимательность
Уважаемый автор, вы придумали учение на ровном месте. «Если мы прочитаем эту историю в контексте Евангелий в целом, то увидим, что она не просто подчеркивает место женщины». Неужели для современной женщины приготовить угощение для гостей в собственном доме — это служение? Именно это означает даный глагол, как в случае и с Марфой:
38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39 у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
(Лук.10:38-40).
Если чему и учит данный отрывок, то тому, что теща Петра получила полное исцеление.