Историк Том Холланд перестал верить в Библию еще мальчиком. Греческие и римские боги его привлекали гораздо больше, чем распятый герой христианской веры. Но после многих лет исследований Холланд в своей книге «Доминион» пришел к выводу, что даже светские жители Запада глубоко сформированы христианством. В частности, утверждает он, каждая сторона, принимающая участие в сегодняшних дебатах о гендере и сексуальности, опирается на идеи христианства:
«То, что все люди обладают равным достоинством, далеко не очевидная истина. Римляне посмеялись бы над этим. Однако кампания против дискриминации по признаку пола или сексуальности должна была опираться на большое число людей, разделяющих общее мнение: каждый обладает внутренней ценностью. Истоки этого принципа заложены не Французской революцией, не Декларацией независимости, не эпохой Просвещения, а Библией».
В греко-римском мышлении мужчины стояли выше женщин, и секс был способом доказать это. «Как захваченные города покорялись мечам легионов, так тела, используемые для секса, покорялись римским мужчинам», — писал Холланд. «Подвергнуться сексуальному насилию, будь то мужчине или женщине, означало стать человеком второго сорта».
В Риме «использовать рабов и проституток для удовлетворения своих сексуальных потребностей мужчины стеснялись не более, чем воспользоваться обочиной дороги в качестве туалета». Мысль о том, что каждая женщина может сама решать, что делать с ее телом, была смехотворной.
Христианство породило иную модель. Женщины не считаются ниже мужчин, поскольку также созданы по образу Божьему. Вместо права использовать рабов и проституток (любого пола), мужчины должны быть верными одной жене или жить в сексуальном воздержании.
Ситуация описанная в романе «Рассказ служанки», когда мужчина спит с порабощенной женщиной, является одним из явных запретов христианства. Муж-христианин должен любить свою жену, как Христос возлюбил церковь (Ефесянам 5:25). Относительная слабость ее тела является не лицензией на господство, а поводом оказать ей честь как сонаследнице благодатной жизни (1 Петра 3:7).
В то время как римские семьи часто выдавали замуж своих дочерей, не достигших половой зрелости, женщины-христианки могли выходить замуж позже. Женщина, чей муж умирал, по праву могла оставаться незамужней, но также имела право выйти замуж за любого мужчину, за которого хотела, при условии, что он принадлежал Господу (1 Коринфянам 7:39-40).
Неудивительно, что христианство было так привлекательно для женщин. Иисус всё изменил.
Шокирующие отношения Иисуса с женщинами
Если бы мы могли взглянуть на Евангелие глазами людей первого века, нас поразило бы обращение Иисуса с женщинами. Его самый длинный из задокументированных разговор с кем-либо состоялся с самаритянкой с дурной репутацией (Иоанна 4:7-30), и это не был единичный случай. Иисус неоднократно выражал благосклонность к женщинам, которых презирали Его современники.
Однажды он обедал в доме фарисея, когда в ворота ворвалась «грешная женщина». Она плакала у ног Иисуса, вытирала их волосами и целовала. Фарисей был возмущен: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Луки 7:39). Но Иисус повернул эту ситуацию не в пользу хозяина дома и преподнес эту женщину как образец любви (Луки 7:36-50). Он принимал женщин, которых презирали за их беспорядочную сексуальную жизнь. Он принимал женщин, которых считали нечистыми.
Однажды, когда Иисус шел, чтобы исцелить 12-летнюю девочку, одна женщина, страдавшая от кровотечения уже 12 лет, решила, что, если она просто прикоснется к краю Его одежды, то выздоровеет. Она была права. Однако, Иисус не продолжил свой путь так, словно ничего не случилось. Он заставил ее выйти из толпы и дал высокую оценку ее вере (Луки 8:43-48).
Когда Иисус наконец пришел к 12-летней больной, она уже была мертва. Но было еще не поздно. Говоря на арамейском, их общем родном языке, Иисус сказал: «Девица, тебе говорю, встань», и она встала (Марка 5:41). Будь то маленькие девочки или проститутки, презираемые иностранки или женщины, нечистые из-за кровотечений, будь они в браке или одиноки, больны (Матфея 8:14-16) или инвалиды (Луки 13:10-16), Иисус уделял время женщинам и относился к ним с заботой и уважением.
В Евангелии от Луки женщины часто сравниваются с мужчинами, и на контрасте женщины выглядят лучше. Во всех четырех Евангелиях женщины первыми становятся свидетелями воскресения Иисуса, хотя в то время свидетельство женщин не считалось весомым.
Мы можем лучше узнать об отношениях Иисуса с женщинами на примере Его дружбы с двумя сестрами. Впервые мы встречаемся с Марией и Марфой в Евангелии от Луки, когда Иисус находится в их доме. Марта занята служением. Мария сидит у ног Иисуса и учится наравне с учениками. Марфа жалуется и просит Иисуса сказать Марии, что та тоже должна служить.
На что Иисус отвечает: «Мария избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Луки 10:42). В культуре, в которой женщины должны были служить, а не учиться, Иисус заявляет, что Мария и дальше будет учиться у Него. Также кроме этого случая, в Евангелии от Иоанна рассказана другая история, в которой Иисус ведет с Мартой потрясающую беседу после смерти ее брата Лазаря.
В самом деле, кажется, что Иисус позволил Лазарю ненадолго умереть, чтобы Он в разговоре с Марфой, которую Он любил (Иоанна 11:5), смог произнести слова, изменяющие мир:
«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» (Иоанна 11:25-26).
Марта поверила. А вслед за ней бесчисленное количество женщин.
Автор — Ребека МакЛафлин / thegospelcoalition.org
Перевод — Виктория Литвинова для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!