Внимание всей страны, в том числе и церкви, сегодня приковано к Юго-востоку Украины. Но одно дело судить о ситуации по новостям в СМИ, и совсем другое быть очевидцем событий. О том, как живут сейчас евангельские церкви в Донецкой и Луганской областях, какие лишения им пришлось претерпеть на оккупированных территориях, а также о настроениях, и работе проводимой церквями, наше интервью с епископом Донецкого областного объединения ЦХВЕУ Анатолием Бескровным:
— Анатолий Иванович, как отреагировала церковь в восточных областях на события последних месяцев и какие настрои?
— В основном негативно: большинство верующих на стороне Украины, а не ДНР или ЛНР. Но есть и пророссийски настроенные. Некоторые даже церковь оставили, обвиняя пасторов в том, что занимаются политикой, тогда, как те просто молятся за мир в Украине и ее целостность. А это не политика, это – исполнение Божьего слова. По всей вероятности, именно потому власти ДНР начали избиения и убийства верующих. Во многих городах служители пережили притеснения, гонения, захват молитвенных домов.
— Где больше всего церкви пострадали?
— Забрали молитвенный дом в Донецке – церковь «Слово Жизни». И в Макеевке у одноименной церкви, а их пастора и бухгалтера арестовали (слава Богу, потом отпустили). О трагедии в Славянске слышали многие. Также пострадала харизматическая церковь «Рема», где пастор Владимир Горбачев. В Горловке забрали молитвенный дом «Церкви Христовой» (баптисты). В других городах пострадали евангельские верующие – в Шахтерске, в Торезе, где очень сильно избили пастора. Ему около 60-ти, а его били прикладами. Забрали все ценное из молитвенного дома и его собственного дома, погрузили награбленное в его же автомобиль и уехали.
— А лично у вас возникали проблемы с так называемыми ДНРовцами?
— Мой город, Красноармейск, находится на украинской территории, а в оккупированные районы Донецкой области я уже пару месяцев не езжу. Думаю, там я в черных списках. Раньше сталкивался с ними, когда проезжал блокпосты. Очень неприятные воспоминания. Украинские военные тоже вооружены, но на порядок приветливее, доброжелательнее, хоть война есть война, и подозрение есть к каждому автомобилю. ДНРовцы ведут себя порой неадекватно. Очень часто автомат наставляют, затвор передергивают и притом без причин: я же не вооружен, останавливаюсь... а ему там, что-то «не понравилось».
— Откуда вы узнали, что в черных списках?
— Дело в том, что среди террористов есть много отступников. Они всех пасторов знают, и позицию нашу знают. Еще тогда, когда я свободно ездил по всей области, один из отступников заявил: «Это враг ДНР, которого нужно повесить». Я общался с некоторыми из них. И то, что отступники оказались там, с оружием в руках, результат действия духа бунта.
— Вы ездили на оккупированную территорию с гуманитарной помощью?
— Тогда еще не было гуманитарной катастрофы, ездил как обычно, по служению церкви. Это сейчас там нужна помощь. Но желательно, чтобы не кто-то извне туда ехал, а чтобы оттуда выезжали местные братья, тогда они могут домой возвращаться и перевозить продукты. Сейчас мы много продовольствия туда передаем, во все города, кроме Горловки. Горловка сильно закрыта, даже со связью есть перебои, но все равно мы связываемся с братьями.
— Можете ли вы рассказать свидетельства, когда Бог спасал людей от произвола сепаратистов?
— В Славянске я разговаривал с пастором Александром Афанасьевич Павенко, у которого ДНРовцы убили двух сыновей и двух дьяконов церкви. Их забрали просто после богослужения на Троицу… А потом обстреляли территорию их мебельного цеха, проследив, когда пастор туда заедет. Сына, который был с ним (третьего) ранило осколком. Он говорит: «Не иначе, как сам Бог закрыл нас в том обстреле. Рядом мины рвались, металл пробивало 10 мм толщиной, а мы все остались живы».
Я знаю еще одного пастора, который ехал на микроавтобусе и попал под обстрел. Даже в дверку с водительской стороны осколок пробил, а его самого Бог сохранил. Таких свидетельств много есть.
- Теперь по поводу обстрелов жилых кварталов: некоторые местные говорят, что стреляет Украинская армия. Но как на самом деле обстоят дела, возможно ли понять это на месте?
— Порой действительно сложно понять. Но моя дочь живет в Славянске, а сын – в Макеевке. Дочь с семьей почти два месяца была у нас, а когда освободился Славянск, опять переехала туда. Она говорит, что чаще всего местные люди видят, что происходит. Конечно, иногда украинская армия, стреляя по блокпостам сепаратистов, промахивалась, иногда украинцы не выдерживали, и начинали отвечать на огонь сепаратистов из жилого квартала. Поэтому, естественно, попадали в дома. В тоже время не редки были случаи, когда ДНРовцы обстреливали с окраины города украинские позиции, и не получив ответного огня, разворачивали орудия и палили по жилым кварталам, чтобы потом обвинить национальную гвардию.
Многие очевидцы утверждают, что украинская армия, если и попадала в жилые дома, то случайно, а не специально. Есть видео, как в Донецке на объездной трассе стояла установка «град» сепаратистов и обстреливала район ж/д вокзала. Кстати, Славянск сравнительно не так сильно разрушен, говорят, что в нем примерно до 10% домов пострадали серьезно. А вот Донецк, Горловка, Шахтерск, разрушены намного сильнее. Как и многие города в Луганской области.
— Честно говоря, первоначально я ожидал, что люди массово пойдут в церковь и начнут каяться. Очень удивило, что этого не случилось. Наоборот, вначале совсем мало людей приходило на служения. Чего не скажешь сейчас: последние два месяца практически на каждом служении люди каются. Среди них много переселенцев, которым мы помогли.
Вообще мы встречаем, расселяем, даем медикаменты, одежду и т.п. очень многим переселенцам. Были дни, когда принимали до 400 человек. Кого-то отправляли дальше, а кому-то не куда было ехать, и мы оставляли у себя. Так, больше 200-х человек расселили по арендованным общежитиям и по семьям христиан. В молитвенные дома после нескольких инцидентов теперь стараемся селить только верующих. Но многие неверующие теперь говорят, что собираются начать ходить в церковь. Тут сработала еще и другая сторона…
— Какая именно?
— Церковь, которая не из нашего региона, особенно с Западной Украины. Там ведь продолжается эта идеологическая война, в которой, я считаю, Восток уже проиграл. Мы даем людям консервацию, макароны, крупы, а они спрашивают: «Где вы все это берете». Мы говорим: «Бандеровцы нам помогают...» На самом деле я увидел проявление единства тела Христова. Ведь практически все области не остались безучастными: привозят продукты, вещи, передают деньги. Очень постарался в этом плане епископ Владимир Дмитриевич Бричка. Он первопроходец был в этом. Большая благодарность братьям со Львовской области, Ровенской, Тернопольской... со всех областей. В том, как отреагировала Церковь, действительно большое благословение.
Буквально несколько дней назад мне позвонили из местной госадминистрации из отдела труда и соцзащиты (мы довольно тесно с ними сотрудничаем) с просьбой: «Скажите в денежном эквиваленте, на какую сумму вы оказали помощи переселенцам». Мы посчитали, и вышло больше миллиона гривен, и это только то, что прошло через нашу церковь. Вот уж действительно — «ничего не имеем, но всем обладаем, мы нищие, но многих обогащаем».
— А сколько у вас в церкви человек?
— Около 170 членов. Церковь небольшая, но волонтеров довольно много, которые служат, помогают, трудятся своими автомобилями. Что касается нашего Красноармейского района, то мы этой работой занимаемся вместе с церквями близлежащих городов. А что касается районов вокруг Славянска и Краматорска, то там, на помощь местным верующим приезжают команды с многих областей, особенно помогли бригады с западной Украины, которые отстраивали разрушенные дома. Это очень серьезная помощь. Спасибо им, и слава нашему Богу!
Последнее: 26.07. Спасибо!