Владимир Фукс, дьякон, кантор общины «Бейт Шомер Исраэль» в Берлине.
— Скажите, Владимир, что Вы думаете вообще об идее такой конференции «130-летия восстановления мессианского движения»?
— Это великолепно! Потому что это открывает новый взгляд на то, что, может быть, давно известно. Но вот как это происходило, возрождение мессианского движения, в той форме, в которой оно существует сейчас — это очень важно для верующих и для неверующих, для Молдовы, да и для всего мира! Я и раньше знал кое-что на эту тему, но информации настолько мало было... что здесь я, просто, черпаю, так сказать, из глубокого источника. Очень много интересной информации! Я рад что здесь оказался, благодарю Господа нашего!
— А как сейчас в Берлине обстоят дела с мессианским служением? Я так понимаю, что ваше служение направлено, преимущественно, на русскоязычных евреев или не только?
— Нет, уже на протяжении определенного времени это служение стало не только русским, все больше и больше немецких братьев приходит, присоединяется... Это также очень значимое событие, потому что у немцев есть своя проблема — с войной, с Холокостом... и тяжело вернуться к простому общению с еврейским народом. Но это происходит, слава Богу! С двух сторон происходит настоящее примирение.
Мы ведем служение на русском языке, но с переводом. Бывает и наоборот, когда кто-то из немецких братьев проповедует — тогда переводим с немецкого на русский.
— Вы, наверняка, с этим сталкиваетесь — например, в Израиле разные люди не очень приветствуют эмиграцию в Германию... Тем не менее, получается, что в Германии евреи могут найти своего, еврейского Мессию?
— Да. Конечно, можно по-разному смотреть на эти вещи, но тот факт, что в этой стране, в которой, можно сказать, вычистили полностью мессианское служение... а оно ведь до войны было! Не одна община только в Берлине была, и по всей Германии было много мессианских общин! До сих пор в Берлине стоит здание — помещение мессианской общины, существовавшей до войны. Так вот, это возрождение в Германии произошло потому, что евреи из бывшего Советского Союза оказались в Германии, потому что они — инициаторы новых мессианских общин в Германии. Поэтому, с такой точки зрения — это плюс для Германии. Как оно будет дальше — посмотрим, у Господа свои пути для своего народа.
По крайней мере, я так скажу — не просто так евреи оказались в Германии. В этом также есть Божье водительство.
Фиона Сорбала, миссионер Chosen People Ministries в Лондоне.
— Фиона, как Вы узнали об этой конференции?
— Я проработала почти десять лет в бывшем Советском Союзе, в России, на Украине и потом здесь, в Кишиневе. И я познакомилась с Наташей и Семеном Поздыркой больше десяти лет назад. И Кишинев, и Молдова очень близки моему сердцу, потому что мой муж отсюда, с севера Молдовы.
— Каково, на Ваш взгляд, значение Иосифа Рабиновича для мессианского еврейского движения?
— Мы говорим о том, что сто лет назад, может быть, почти 200 тысяч евреев приняли Иисуса, Иешуа. Но только Рабинович, в принципе, успел построить общину мессианского иудаизма, где они могли соблюдать традиции еврейского народа. В Англии, в 1811 году собралась группа, которая называлась «Бней Авраам» — сорок евреев, которые хотели собираться вместе, для поддержания друг друга. В то время, если ты принимал Иешуа и совершал водное погружение — тебе говорили, что ты уже не еврей, ты — христианин. Потому что «всё это — мертвая жизнь; еврейство мёртвое; иудаизм — просто законничество; теперь ты свободен в Мессии Иисусе Христе». И уже второе-третье поколение даже забывали о том, что они евреи. Поэтому, Рабинович считается уникальной фигурой, потому что он успел создать не просто мессианскую общину, которая собиралась по шаббатам. Он сам написал сиддур, мессианский молитвенник и соблюдал традиции, потому что он очень хотел не отрезать своё еврейство от своей веры в Иисуса Мессию. Поэтому он уникален. Была еще одна группа в Америке, которая также пыталась подобным образом действовать, но они не были так успешны в этом, как Рабинович. Поэтому он — уникален. Мы можем видеть его работу. В этом маленьком крае, Бессарабии, и по всей Европе очень многие евреи покаялись. И это было уникально, что они успели, в то же время, стать мессианскими евреями, как мы понимаем это на сегодняшний день, а не евреями-христианами, как это называлось раньше.
— Фиона, а как сейчас в Великобритании с мессианскими общинами? Как Церковь относится к мессианским евреям?
— У нас большая проблема с теологией замещения. Очень небольшая часть евангельских церквей понимает, что нужно проповедовать евреям. Шотландская Церковь, которая раньше, до войны, имела огромную работу среди евреев Европы, сократила всю работу и стала пропалестинской. И у нас такая проблема, что очень часто, как и говорил доктор Кай Кьер-Хансен — людям легче просто поддерживать Израиль финансово и морально, чем проповедовать ему. И на английском мы говорим, что у нас в «messianic» слишком много «mess» («бардак») в мессианском иудаизме. Но это не значит, что мы должны всё выбрасывать. Мы, те, кто понимает это, должны поправить наше движение и быть более солидными. В Англии у нас есть союз — British Messianic Jewish Alliance (Британский Мессианский Еврейский Союз), и я даже нахожусь в его комитете, но все равно... на нашей прошлой конференции было всего 120 человек. Немного. Это немного обидно. И мы сейчас не понимаем, как привлекать Церковь, и евреев, к своим корням. И часть моей работы — проповедовать и учить Церковь о ее корнях — еврействе. Как рав Шауль говорил, что это древо питается соком из корня, и если отрезать Церковь от корня — она будет мертва. И я считаю, что Шотландская Церковь стала очень маленькой и слабой, потому что они перестали проповедовать евреям. У них есть огромный фонд в банке, и они не могут даже пальцем прикоснуться к этим деньгам, потому что это деньги — исключительно на евангелизацию евреев. А они теперь стали против этого. А ведь Бог говорил Аврааму: «Благословляющего Израиль, Я благословляю!»
Александр Шайнога, старейшина мессианской общины «Ор Машиах», декан Мессианского еврейского библейского института (MJBI).
— Александр, поделитесь своими впечатлениями от конференции?
— В моем понимании, это очень толковая конференция. Общее впечатление: я увидел большой труд людей, которые уделили реально время на то, чтобы исследовать вопросы относительно корней мессианского еврейского служения. Я считаю, что это очень важно, потому что очень часто люди из церковного окружения, или может быть даже неверующие, говоря о мессианском движении, они говорят: «Ну, вы какое-то современное изобретение. Вас привезли американцы в девяностые годы. Где вы взялись? Мы здесь были всегда, наши отцы и деды верили...» и т.д. Фактически, они говорят это просто потому, что не знают на самом деле истории, не знают как всё было. Они искренне верят в эти заблуждения, и подчас это, к сожалению, дает им повод к такой религиозно-христианской гордыне и определенному превозношению.
Поэтому, когда мы разбираемся в этих вопросах, изучаем эти вопросы — приходит свет. И я считаю, что такая просветительская работа — это также часть служения еврейской мессианской общины, потому что когда приходит свет — уходит тьма, и это дает возможность еще больше соединиться двум составляющим Тела Христа — еврейской и нееврейской составляющей. И это еще больше приносит единства, понимания, возможности благословлять. Это еще больше и ближе приводит людей к покаянию, к настоящему покаянию, которое приводит к примирению, основанному на Писании, на правильном взгляде друг на друга.
Поэтому, я благословлен. Мне очень нравится проделанный труд, книга, которая подготовлена — те сотни часов, проведенные в архивах, количество перебранной и проанализированной литературы. Я очень рад тому, что эта конференция состоялась.
— То есть мы, как мессианские верующие, сегодня можем не стесняться того, что якобы недавно мы возникли, а наоборот понимать, что история у нас гораздо более глубокая?
— Абсолютно верно. Если мы не предвзято смотрим в Писание, мы видим, что история еврейской мессианской общины началась с апостолов, началась с Иешуа... Почему бы и нет? Почему бы нам не вернуться к этой истории? Это, также, не дает нам повода для превосходства, не дает нам повода для превозношения. Но, тем не менее, хорошо знать, как оно есть на самом деле. Не жить в выдуманном мире, не жить в иллюзиях.
Интервьюер — Алекс Фишман
Последнее: 01.01. Спасибо!