На этой неделе под Киевом проходит ежегодный международный Пасторский ретрит. Несколько сотен пастырей, епископов, руководителей миссий и служений собрались вместе, — как в онлайн, так и в офлайн формате, — чтобы совместно молиться, учиться, поддерживать друг друга и обмениваться опытом.
Мы пообщались с некоторыми участниками мероприятия и попросили их поделиться своим мнением о том, кому и зачем стоит принимать участие в пасторских ретритах.
Денис Сердиченко, епископ Одесской Народной Церкви, Украина:
– Я впервые на пасторском ретрите. Конечно, я и раньше слышал о нём, знаком со многими братьями. В этом году меня пригласили быть спикером и провести семинар на тему фандрайзинга, под названием «Как привлекать финансирование для своих проектов?». Наверное, поэтому у меня и получилось приехать сюда — не потому, что я не хочу приезжать, если я не спикер, но, знаете, есть время собирать камни, и время разбрасывать камни — и сейчас у нас в церкви такой период, что очень много работы. Мой отец, Петр Сердиченко, к сожалению, полгода назад умер, и это накладывается на определенный объем работы.
С моей точки зрения, самое главное на данном пасторском ретрите (и вообще на подобных мероприятиях) — это общение. Когда служители могут собраться вместе, они могут поговорить о том, что их волнует. Пасторы — тоже люди, и им также нужно душепопечительство. И это хорошая возможность помочь друг другу, помолиться, благословить — возможность побыть самим собой, в какой-то степени. Я считаю, что это очень полезно.
Однозначно, различные тематические семинары это усиливают, но главное, повторюсь — это общение, это знакомство, это поддержка.
Лена Кравцов, лидер мессианской общины «Бейт аКерем», Крайот, Израиль:
– Мы уже давно знаем о пасторском ретрите, и в последний раз принимали в нём участие еще до карантина, пару лет назад.
В первую очередь, лично мне не хватает пасторского общения в Израиле. В последние два года мы, на севере Израиля, особенно ощущали свою отрезанность от общения с другими служителями, поэтому мне очень не хватает общения с друзьями, с людьми с разными дарами, даже с разными теологическими взглядами. Не хватает вот такой дружеской поддержки.
Во-вторых, мы приезжаем сюда духовно освежиться, потому что в Украине особенная духовная атмосфера — это атмосфера живого общения и пробуждения, атмосфера движения Божьего — и эта атмосфера не такая, как в Израиле. И ты приезжаешь, чтобы наполниться, освежиться, перезарядиться, пересмотреть какие-то вещи, потому что со стороны они намного виднее — и к тебе приходит какая-то ясность и понимание.
Мы уже давно являемся частью мессианского движения, хотя родились духовно в церкви. Нам в Израиле было легко адаптироваться к этому движению, еще в девяностых, и оно было тогда немного другим — более американским. Но лично мне ближе то, что сегодня с мессианским движением происходит здесь, в Украине. Ближе по духу, по культуре, по характеру.
Я очень рекомендую пасторам церквей приезжать на пасторский ретрит, чтобы обогатиться и войти в это историческое наследие. Мой сын, например, вырос в мессианском движении, и сегодня он живет в Англии. Его тесть — церковный служитель в южной Англии, и мой сын, после знакомства с ним, начал делиться с ним мессианским ведением. И тот сегодня говорит, что его очень обогащает это понимание и откровение.
Валерий Григораш, епископ объединения церквей «Дом Хлеба», Кривой Рог, Украина:
– Впервые я побывал на пасторском ретрите порядка десяти лет назад.
Давайте так — трудно ли быть пастором? Недавно в Украине был пасторский день и один знакомый пастор в интернете выложил публикацию о том, как трудно быть пастором — и я прокомментировал: «Так хочется себя пожалеть...». Но это на самом деле, конечно, одно из самых сложных служений, и на то есть много причин: и люди, и отношения, и духовные моменты, и давление (как духовное, так и психологическое) — ты должен быть одновременно и хорошим проповедником, и хорошим управляющим, и хорошим бухгалтером, и хорошим отцом, и уметь изгонять бесов, и исцелять людей — в общем, люди ожидают от тебя, что ты будешь чуть ли не Иисусом.
Поэтому, я считаю, для пастора вообще очень важно время от времени куда-то уехать из церкви, из окружения, в котором он находится, потому что он там пребывает под постоянным давлением и многие вещи просто перестаёт видеть адекватно. И когда ты выезжаешь, когда ты находишься в духовной атмосфере, слушаешь свидетельства других служителей, их опыт, ты можешь как бы со стороны посмотреть и на свое служение, на то, что у тебя происходит, где тебе какую-то корректировку сделать.
Всегда на этих пасторских ретритах очень хорошая, просто прекрасная духовная атмосфера: Божье присутствие, поклонение, прославление, очень многое делает Дух Святой. Я думаю, что пасторы могут получать здесь свободу, духовное обновление для своей души. Но также здесь и очень много практических моментов. Мне нравится, что ретриты устроены, с одной стороны, очень духовно, но и очень практично, с другой стороны — здесь разбираются очень простые и жизненные моменты, и для многих пастырей это большое подспорье.
Думаю, что некоторые пасторы церквей могут не спешить принимать участие в таком мессианском мероприятии просто из-за недостатка информации. Они просто не понимают, зачем им нужно еврейское служение. Но мы видим, что в Писании этот вопрос однозначно имеется. Мы видим, что первая Церковь состояла из двух гармонично сплетённых частей. Писание говорит, что «Господь из двух соделал одно», но, тем не менее, была и еврейская часть, и часть верующих из язычников — и они взаимно обогащали друг друга. Всё это остаётся и сегодня, и есть огромное духовное влияние еврейской части, и это никогда не отменялось Богом. На самом деле, Писание говорит, что Бог не отверг Свой народ. Апостол Павел использует слово «никак», отвечая на этот вопрос. Поэтому, я думаю, мало-помалу это отношение среди пасторов будет меняться.
Моё личное свидетельство: Бог несколько раз сильно прикасался ко мне во время пасторских ретритов, во время служения Бориса Сауловича у нас в церкви, когда он проводил семинар об антисемитизме — это было очень сильно, многие люди получили свободу, изменились их жизни. У нас в объединении также есть очень сильное свидетельство одного пастора — когда он начал совершать покаяние на могилах убитых евреев, это привело к пробуждению в его церкви.
Андрей Фарбер, раввин мессианской общины «Алия-Нетания», Израиль:
– Впервые я побывал на пасторском ретрите, когда он еще проходил в Радомышле, в Житомирской области.
Я для себя однозначно увидел в этом ретрите то место, где ты получаешь, во-первых, назидание на пасторском уровне, в самых разных вопросах и от самых разных служителей. Второе — это атмосфера пасторского ретрита, когда есть возможность познакомиться с новыми людьми, есть неформальное общение, когда можно погулять и пообщаться, выпить кофе, и уже в личной беседе делиться опытом, обмениваться контактами, завязывать отношения. И очень ценно, что в одно место съезжаются служители даже не просто из разных городов, но и из разных стран.
Я сам был раньше далек от еврейской темы (хотя я еврей), я сам был пастором христианской церкви, но я думаю, что любой служитель, читающий Библию, увидит, что одна Божья судьба связывает Церковь и Израиль. И в последнее время тема Израиля и еврейства поднимается на поверхность, у людей в церквях появляется интерес — и если они не будут получать ответы от своего пастора, они будут искать эти ответы на волнующие их вопросы в Ютубе, в интернете, и не факт, что они попадут на здоровые источники.
Этот пасторский ретрит предоставляет отличную возможность тем, кто понимает происходящее. Ведь мы, как служители и пасторы, не можем быть специалистами по всем вопросам, а так как еврейский вопрос поднимается сегодня, у любого пастора есть здесь возможность познакомиться с этой темой, обменяться контактами с мессианскими служителями, которые верят в того же Иисуса, для которых Иисус — Бог, в учении которых есть евангельская полнота. И это возможность восполнять тот вакуум, который возникает у людей, — чтобы люди получали это восполнение из здорового источника, а не от сомнительных интернет-учителей, для которых уже и Иисус не Бог, и в учении которых есть многие другие крайности и заблуждения, из-за которых люди, бывает, оставляют и церкви, и служения — и это в итоге отбрасывает тень вообще на всё еврейство.
Владимир Бурцев, пастор церкви «Новое Поколение», Винница, Украина:
– Я приезжаю на пасторский ретрит уже третий год. Узнал о нём я от своего друга, раввина Винницкого Еврейской Мессианской Общины, Руслана Романюка, который неоднократно меня приглашал на эти ретриты.
На пасторском ретрите я начал получать более глубокое понимание об Иешуа, что лично мне помогло делиться этим в своей церкви, с братьями и сестрами, помогло эффективнее евангелизировать. Также я увидел, что здесь спикеры делятся своими слабостями и глупостями, которые они допускали в своем служении — и это помогло мне осознать, что я не пропащий парень, и что со всеми происходят неприятные вещи в жизни и служении. И мне стало не так стыдно за себя. Я понял, что всё будет хорошо и всё наладится.
Это очень приятное время, потому что я здесь не один, мне не одиноко, я познакомился здесь со многими людьми. Это действительное ожидаемое время для меня. И я также понимаю, что с тем, что я здесь получаю, мне нужно будет что-то делать. И это меня мотивирует — я понимаю, что я еду сюда не просто потусоваться, а еду что-то получить от Бога и потом это реализовывать.
Иногда, когда я рассказывал знакомым пасторам об этом ретрите, мне говорили что-то вроде: «Зачем тебе эти ретриты? Ну, мы — церковь... ты — пастор... а это их еврейский движ...» Но я очень благодарен Богу за то, что однажды я решился и приехал сюда, и я понимаю, что это не «их движ», но что, по Писанию, это «наш движ» — мессианский, христианский — это наш движ!
И самое главное, почему я это делаю — я искренне хочу, чтобы это помогало мне приносить больше плода для Господа, в служении Ему, потому что есть обещание, что «будешь получать сок жизни от корня». И плоды для Бога — это именно то, что меня мотивирует больше всего.
интервьюер — Алекс Фишман
Последнее: 26.07. Спасибо!