— Борис Саулович, поделитесь, пожалуйста, своим мнением — какое значение имеет фигура Иосифа Рабиновича для современного еврейского мессианского движения?
— Я думаю, что Иосиф Рабинович, его служение — они дают, в какой-то мере, некую легитимность мессианскому движению, которое многие воспринимают, как пришедшее с Запада в девяностые годы. Вот, не было, не было — тут приехали какие-то американцы и устроили какое-то непонятное движение, только в девяностые годы... И понимание, в общем-то, таких людей как Рабинович, как Розенберг, их служение, как это было во второй половине 19-го века, в начале 20-го; и что вообще мессианское движение у нас возникло примерно одновременно с приходом первых баптистов... Только разница в том, что первые «двигатели» мессианского движения были местными, в отличии от всех баптистов, которые были из-за рубежа. А пятидесятники появились еще позже на территории тогдашней Российской Империи.
И когда сейчас некоторые наши протестантские братья смотрят на это, как на какую-то причуду, какой-то вывих религиозной моды — это просто неведение, непонимание того, что здесь на самом деле происходило около 150 лет назад.
Одно это уже придает большое значение служению Рабиновича и других, таких как Гурланд, как Розенберг и других.
Но, этим не исчерпывается значение Рабиновича. На самом деле, это показывает, что до возникновения современного сионизма и еще до начала современного пятидесятнического движения, до Азуза-стрит, до Уэльса и т.д., началось вот это новозаветнее возрождение в еврейском народе. И это очень интересный момент.
— Почему?
— Мы привыкли считать, что знаем о существовании духовной связи между тем, что происходит в Теле Мессии и тем, что происходит с Израилем. Но, обычно, наши представления таковы: Бог ведет это параллельно и каким-то образом оно, в духовном мире, связано так, что в этом мире этих связей не проследишь. И выводы, обычно, такие — когда в Церкви начинается новое движение, это влияет на Израиль, это положительно влияет на еврейский народ. И это правда, так и есть, и в 20-м веке мы видим ряд параллелей. Но, оказывается, что существует не только такая связь. Оказывается, что, на самом деле, вот это самое последнее время, в которое мы живем — время великого восстановления — не только происходящее в Церкви влияет на Израиль, но и происходящее в еврейском народе влияет на Церковь.
Очень интересно, что, оказывается, почти с самого начала этого периода, который, условно говоря, начался примерно 150 лет назад — не только происходящее в Церкви влияло на Израиль, но и происходящее в Израиле влияло на Церковь. И не только были связаны духовные события в Церкви и возрождение государства Израиль, возрождение национального самосознания среди многих евреев и т.д., но и напрямую связано движение Святого Духа в Израиле и в Церкви. И это показывает, что влияние того, что происходит в еврейском народе, на Тело Мессии и через него — на все человечество, не только впереди, не только в будущем, когда оно станет явным для всех, но оно уже происходит, и происходило с самого начала этого процесса активного восстановления. Это вторая причина, второй фактор важности фигуры Иосифа Рабиновича и его служения. Но и этим оно не исчерпывается.
В самом начале, так сказать, современного мессианского движения, Иосиф Рабинович ясно сформулировал некоторые положения, которые до сих пор недостаточно ясны для многих мессианских деятелей. И определенные непонимания в этих вопросах приводят к конфузам и «пробуксовке» некоторых мессианских служений. А он четко и ясно сформулировал, в соответствии с Новым Заветом Бога Израиля, в первую очередь с народом Израиля, эти важные положения. Для всех, кто служит евреям и хочет разобраться в библейских основаниях этого служения, это очень важно. Потому что, собственно говоря, когда мы берем его идеи, его формулировки, его, так сказать, символ веры, включая то, что на чехле свитка Торы было написано «Йешуа Машиах — конец Закона» по-еврейски... когда мы берем это, мы понимаем, что дальнейшие «шатания» — это уклонение от того источника, от того изначального пункта восстановления, который Бог дал. Это не просто, вот «люди ищут, поскольку ничего не было понятно, то они наощупь идут...» Нет, с самого начала всё было понятно. Можно было, проверив это по Писанию, основываться на этих положениях веры. Но из-за, как раз, игнорирования или из-за неведения, или недостатка ведения, стало происходить то, что происходит в некоторых (это касается меньшинства мессианского движения) кругах. Это третья причина, почему Иосиф Рабинович и его служение важно для современного мессианского движения.
Четвертая причина. Оказывается, с самого начала Бог показал, что еврейское Евангелие на самом деле открывает еврейские сердца. И теория о том, как многие думают, что «дело спасения евреев — далеко, где-то в будущем, что сейчас это нереально...» несостоятельна, и с самого начала Бог показал, что это реально. В очень сложных условиях, в условиях давления со всех сторон, буквально, сотни евреев открывали свои сердца здесь, в Кишиневе, и потом дальше, открывали свои сердца для Евангелия искренне, без всяких преференций, не для выгоды, а наоборот, зная, что это будет им стоить многого, становились еврейскими верующими настоящего Брит Хадаша. И это ведь только начало, когда еще не было ни других примеров, ни разработанной системы, ни денег, ничего не было. Если это было возможно тогда, то тем более это возможно везде и сейчас.
Пятая причина. То, что Иосиф Рабинович показал особенную семейную близость Иешуа к еврейскому народу. Показал не только Его «еврейскость», но и показал, что, будучи Господом, Спасителем и истинным Богом Израиля, Иешуа, в то же время, — Он родной брат всех евреев и Он часть этой, вечной с одной стороны, с другой стороны — сейчас живущей еврейской семьи. Вот эта еврейская, семейная сторона Евангелия была им очень интересно показана. В отношении современного мессианского движения, я думаю, он опередил свое время, потому что сейчас это только кое-где начинает раскрываться.
Я, все-таки, скажу еще о шестой причине. Это важно для всех верующих, всех евангельских верующих на территории бывшего Советского Союза. Потому что многое, что по сути своей органически присуще нашим народам: вера строго по Библии, библейские основания всей жизни верующего, многие другие ценности Реформации — они, оказывается, были укоренены здесь уже давно. И то, что впоследствии это, как-бы заново, пришло с Запада, не отменяет такую «органичность» нормального евангельского движения для территории бывшего Советского Союза. И попытки представить это все, как что-то чуждое, западное, сектантское — они несостоятельны, когда мы видим такие примеры, как Иосиф Рабинович, его община и таким образом возникшее движение. То есть, это уже касается не только евреев и Церкви, их отношений и т.д., но это касается вообще христианства на территории бывшего Советского Союза.
Интервьюер — Алекс Фишман
Последнее: 26.07. Спасибо!