«Мне пришлось жить в двух совершенно разных мирах. Вначале, как еврею, а затем — как христианину. Вначале — в ограниченном мире сомнений и суеверий, под гнетом строгих законов. Затем, по милости Божьей, я пробрался сквозь темноту к свету, через смерть — к жизни. И с тех пор я стал посланником Евангелия, проповедником благой вести о свободной и радостной милости Бога в Йешуа Мессии. Я провозглашал примирение, воплощенное в воскресшем Мессии, евреям и неевреям, потому что я должник тех и других».
Хаим Гурланд
Вильно
Хаим Гурланд родился в 1831 году и был сыном ревностного раввина из города Вильно в Литве.
С детства он стремился к образованию. Когда ему еще не было и пяти лет, отец объяснил ему значение слова «Бог». Вскоре он уже читал Священное Писание и так полюбил повествование об Илье, что однажды даже убежал из дома, так как «хотел подняться на небеса, как Илья». Едва живого от истощения мальчика нашли только через несколько дней.
В детстве с Хаимом произошел еще такой случай. В книге духовного содержания он увидел изображение распятого Христа, которое потрясло его. Он забрался на чердак, чтобы скопировать рисунок. А так как это занятие потребовало не одного часа, родители начали искать его. Из-за спины отец увидел картинку. Внезапно в сумерках перед Хаимом грозно предстал отец, огорченный и потрясенный. Отец сделал ему суровый выговор и в назидание выпорол его. Решено было, что Хаим станет раввином.
После трех лет обучения в раввинской семинарии он был посвящен в духовный сан. В день посвящения в раввины он писал: «Это был самый ужасный, самый несчастливый день в моей жизни!» У него уже тогда были большие сомнения, относительно многих глав Талмуда, но, подчиняясь воле своих родителей, Хаим пошел по этому пути, хотя чувствовал, что во многом это не сможет удовлетворить его. Но в этот раз традиции победили, и он принял назначение его раввином в город Вилкомир.
Однако его терпения хватило очень ненадолго в синагоге он стал публично высказывать сомнения в святости некоторых частей Талмуда и вызывал своих слушателей на дискуссию. Слушатели видели горящие глаза молодого раввина и не принимали его вызова. Главный раввин потребовал, чтобы он прекратил такую практику ведения службы, но он отказался повиноваться. Прослужив еще два года, реб Хаим покинул синагогу и одновременно отказался от сана раввина.
Кишинёв
Несколько лет он зарабатывал на жизнь, давая частные уроки. Однажды торговец книгами предложил ему Новый Завет на древнееврейском языке. Впервые бывший раввин прочел Нагорную Проповедь, послания Павла и другие отрывки. Вдруг открылись ему новый мир, новое отношение к жизни, живая связь с Богом. Одновременно горечь переполняла сердце, так как оно не могло все объять.
Вскоре он услышал о пасторе Флатине, который был связан со многими евреями в Кишиневе, и познакомился с ним. Однажды Флатин пригласил раввина к себе домой: «Я рисую, — сказал пастор, — был бы рад дать вам уроки рисования и уроки немецкого языка, если бы вы, со своей стороны, читали мне раз в неделю Библию на древнееврейском языке. Я хотел бы укрепить свое знание древнееврейского».
Раввин согласился. Читая Библию, они дошли до главы 53-й книги Пророка Исайи, которая является одной из знаменательных в Библии. Евреи обычно не читают эту главу. Они боятся ее читать, так как христиане считают, что она наиболее ясно объясняет значение страданий Мессии, Его смерть и воскресение. Поэтому раввин Гурланд попросил пастора Флатина пропустить эту главу. Тогда пастор сказал: «Я буду молиться, чтобы Бог дал вам смелость захотеть узнать спасительную Божью истину». С того времени раввин не мог заставить себя не думать об этой замечательной главе и решил, что было бы малодушием не попытаться узнать, что Бог открыл в ней.
Когда пастор Флатин пришел в следующий раз, Гурланд выразил желание прочесть вдвоем пятьдесят третью главу. Пастор с радостью согласился, но вначале предложил прочитать из Нового Завета рассказ о страданиях Мессии. После этого отрывка они открыли Библию и стали читать 53-ю главу из Исайи, которая была написана более чем за 700 лет до рождения Мессии. Потрясенный раввин Гурланд воскликнул, что глава была жуткой и прекрасной картиной страданий Мессии, принятых Им за нас на Голгофе. Затем двое мужчин долго беседовали. И постепенно Гурланд пришел к решению признать Господа Йешуа Мессию, 33-летний Гурланд и его жена решили заключить завет с Мессией и принять крещение.
Когда евреи узнали, что раввин Гурланд собирается принять крещение в церкви пастора Флатина и тем самым публично признать свою веру в Йешуа, их возмущению и негодованию не было конца. В ярости они написали ему, что его крещение обернется бедствием для евреев, и поклялись, что если он осмелится сделать это, они убьют его прямо в церкви после крещения. Пастор Флатин спросил Гурланда, не предпочтет ли он заключить завет дома, на что раввин ответил «Нет, Йешуа Мессия — живой могущественный Спаситель Он защитит меня. Если же нет, то я хочу испытать страдания и умереть за Него».
Настал день крещения. Евреи были крайне возбуждены. Церковь была переполнена христианами и евреями. Служба началась спокойно. Флатин в своей проповеди рассказал о Йешуа, Который пришел, чтобы найти и спасти то, что было утрачено людьми.
Перед крещением Гурланд произнес маленькую речь, в которой рассказал, как читая 53-ю главу из Исайи, он поверил, что Йешуа Мессия и есть обещанный людям Мессия и Избавитель. Во время церемонии крещения и дальнейшей службы все было спокойно. Однажды Йешуа успокоил бушующее море. На сей раз он умиротворил бушующие сердца. После службы одна пожилая женщина сказала новому христианину «Восемнадцать лет я молилась Богу и просила Его спасти вашу душу!»
Начало пути
После этого для раввина началась новая жизнь. Он изучал теологию в Берлине, а в дальнейшем был посвящен в протестантского служителя. В тот день в своей проповеди он привел слова из Послания к Римлянам 1:16: «Ибо я не стыжусь благовествования Мессии, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Эллину».
Гурланд стал служить в Кишиневе заместителем пастора Флатина, своего друга и духовного отца. Он не забывал и своих братьев-израильтян. Часто беседуя с ними, многих из них он привел к спасению через Мессию. Его усилия стали известны в Германии и в России. Через несколько лет церковь в Курляндии (Латвии) призвала его на службу миссионером среди евреев. Здесь он вел класс Библии для еврейского населения, поддерживая огромную переписку с евреями, и был назначен приводить людей к Господу. Он рассказывал о своей деятельности, выступая в других церквах, а также в Синоде, стремясь вызвать интерес к Израилю в сердцах своих собратьев-христиан.
Однажды он написал: «Работа среди евреев не должна быть поручена лишь нескольким людям. Это часть работы нашей Церкви, и она касается нас всех».
В его работе было много разочарований, много испытаний и борьбы. Но Гурланд стремился возбудить в сердцах многих христиан любовь к евреям и желание работать с ними, чтобы как можно больше евреев могли найти путь к спасению.
Спустя несколько лет Гурланда назначили главным пастором церкви в Митаве. В связи с этим, к его искреннему сожалению, его миссионерская работа была приостановлена, так как новое назначение отнимало много времени. Однако позднее, когда состояние здоровья не позволило ему продолжать службу в этой должности, он смог полностью отдать себя миссионерству — сначала в Риге, затем в Одессе.
Одесса
Напряженный труд подорвал его здоровье, он стал часто болеть. В 1895 году, в возрасте 64 лет Гурланд переехал в Одессу.
Когда же его спрашивали, как ему удается, несмотря на слабое здоровье, все-таки продолжать активную деятельность, он отвечал «Я хороший проповедник для самого себя! Болезнь — это тяжкое испытание, особенно хроническая болезнь. Знаю это по собственному опыту. Господь часто дает достаточно света только лишь для того, чтобы сделать один шаг. Но для верующего порой довольно и этого шага, чтобы прийти к конечной победе, потому что Господь Бог чудесным образом ведет его от темноты к свету».
Снова и снова он подогревал в сердцах христиан чувство любви к древнему, избранному Богом, народу и просил молиться за него. Снова и снова призывал своих еврейских собратьев обратиться к Мессии, Который умер за всех, евреев и неевреев.
В 1899 году к его служению в Одессе присоединилась небольшая группа верующих евреев из Кишинёва. Это были последователи Йосефа Рабиновича, основавшего в своё время в Кишинёве первую в новозаветной истории мессианскую синагогу верующих в Йешуа. После смерти своего лидера, они вспомнили о Гурланде и выразили желание продолжать служение вместе с ним.
Будучи представителем Российского Библейского общества в России и представителем миссии «Мэлдмей» (Англия), Гурланд ходатайствовал перед губернатором Одессы о разрешении открыть магазин Библейских книг, где он смог бы распространять книги Нового Завета на идиш и иврите среди еврейского населения города.
Вот текст этого обращения от 10 сентября 1903 года:
Его Превосходительству господину Одесскому Градоначальнику
От проживающего в Одессе по Спиридоновской улице, в доме №7
бывшего проповедника в Митавской церкви Св.Троицы Рудольфа Германа Гурланда, состоящего членом общества по распространению Св.Писаний в России.Желаю открыть в Одессе при квартире моей, на Спиридоновской улице, в доме №7, книжный магазин исключительно для продажи книг Ветхого и Нового Завета на всех европейских языках, а также на еврейском языке. Имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство о выдаче мне надлежащего разрешения. Пастор Рудольф Герман Гурланд.
22 сентября 1903 года разрешение было получено и в 1904 году «Магазин Библейских книг и литературы» в Одессе был открыт. Из книги Веры Кушнир «Жизнь только одна»:
«В витрине лежала огромная открытая Библия (оба Завета) с подчёркнутыми в ней местами, а вокруг была разложена другая духовная литература — и над нею надпись на идиш, объясняющая характер выставленного материала. Подчёркнутые места менялись каждый день, и проходящие мимо евреи время от времени останавливались, чтобы их почитать. Такое новшество в городе привлекало внимание многих.
Однажды один еврей остановился у витрины и начал читать Новозаветную историю о Закхее, еврее, пожелавшем видеть Иисуса. Прохожий еврей заинтересовался этим рассказом, но не мог дочитать его до конца, потому что продолжение было на следующей странице. Пришлось войти в магазин и спросить о конце рассказа. Ему подали Новый Завет. Он уплатил за него и ушёл домой. Вопрос, знал ли он, что он купил, так и остался без ответа, но через некоторое время пришёл другой еврей и сказал, что один знакомый порекомендовал ему известную книгу, которую он купил в этом магазине. Постепенно всё больше и больше евреев начали заглядывать в книжный магазин. Они неохотно уходили из него и задавали множество вопросов продавцам (миссионерам), что открывало неограниченные возможности для провозглашения Благой Вести о Христе»
10 октября 1903 года в Одессу приехал Леон Розенберг, бывший на то время представителем миссии «Мэлдмей». Он вспоминает о Гурланде в брошюре, посвящённой обзору христианской общины евреев-евангелистов, известной также как Первая Еврейская Христианская церковь Одессы.
«Для распространения Св.Писания в России посвятили себя многие уверовавшие сыны Израиля…В их числе был известный Рудольф Гурланд, главный пастор в Митаве, работавший на благо своего народа с 1864 по 1905 год и почивший в Господе после тяжёлой болезни 4 июля 1905 года»
В 74-летнем возрасте Гурланд отправился в свой вечный дом. На похоронах его зять, пастор Биленштейн, сказал словами Псалма 121: «Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень». Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, — Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно».
Итог
В 33 года Хаим Гурланд принял Йешуа как Мессию Израиля и вместе с женой, как знак подтверждающий их веру, они приняли крещение, это произошло в Кишинёве, в 1864 году. Через 20 лет он будет свидетелем и непосредственным, хотя стоит отметить — не столь активным, участником движения Йосефа Давидовича Рабиновича, а с 1895 года уже в Одессе Гурланд заложит основание ещё одного не мене интересного движения, во главе которого станет Леон Розенберг.
Жизнь этого удивительного человека, еврея-христианина, любившего свой народ, вдохновило на служение многих евреев, верующих в Мессию. Он был своеобразным мостиком, который соединил духовный опыт поколений.
Будучи пастором в лютеранской церкви, он не забывал своего кровного родства и его молитва часто была аналогична молитве другого не менее известного раввина Шауля, апостола Павла:
«Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение» (Рим.10:1)
Его слова, обращённые к Церкви актуальны и действенны и сегодня: «Работа среди евреев не должна быть поручена лишь нескольким людям. Это часть работы нашей Церкви, и она касается нас всех».
В.Э.Ш. (Одесса)
Последнее: 26.07. Спасибо!