Интервью в Бабьем Яру

Во время мемориального служения в Бабьем Яру, а также по его окончании мы имели возможность взять несколько интервью у его участников и спикеров. Среди них — служителя, пастыря крупных церковных объединений и руководители миссий. Узнать, что думают все эти люди о мемориальном служении, объединившем в себе христиан разных конфессий, вы можете по прочтении интервью ниже.

Пастор Филипп Савочка, старший пастор церквей «Спасение»

— Пастор Филипп, нам интересны Ваши мысли и соображения относительно мемориального служения, которое проходит сегодня в Бабьем Яру.

Я думаю, что на каждой дороге есть вехи и знаки, которые указывают — куда идти и куда не нужно идти. Вот эта, на сегодняшний день, веха — куда нужно идти. И если мы не будем помнить этого события, оно будет повторяться снова и не обязательно с еврейским народом, оно может повторяться с другими народами. Если мы не будем помнить этой истории, она обязательно повторится, только с другими. Мы думаем, что это может обойти, но зло, если его не искоренять, оно будет произрастать. Поэтому для меня это очень важно. Здесь присутствуют много наших пастырей, поэтому мы будем помнить, мы будем вспоминать об этом и я верю, что чем больше будем вспоминать, тем меньше шансов повторения таких историй. Поэтому, мир Израилю, шалом Израилю, шалом евреям, живущим в Украине и по всему лицу земли и государству Израиль.

— Мы видим, что сегодня присутствуют пастыря разных церквей, разных конфессий — что Вы думаете по поводу такого объединения и каким вам представляется завтрашний день всего этого?

Ну, прежде всего, это показывает, что большинство церквей не только не против этих событий, они по-особенному молятся и благословляют евреев, их позиция — не просто посерединке, их позиция — это благословение Израилю, вот их позиция. Поэтому, меня радует, что будущее будет очень-очень благословенным, потому что это событие как бы объединило, потому что это Божий народ, это дети Авраама. Меня радует, что здесь сидят первые лица 10-15 конфессий. Слава Богу за это! Вместе с евреями, с мессианскими общинами молятся.

Сергей Шидловский, руководитель движения «Искателей Бога»

— Сергей, почему Вы здесь сегодня?

Для того, чтобы выразить и сочувствие, и сострадание, и поддержку Израилю и всему еврейскому народу, так как мы должны помнить то, что здесь произошло, чтобы больше никогда подобного не произошло.

— Как Вы узнали об этом служении?

Я узнал об этом событии от Бориса Сауловича Грисенко, раввина Киевской Еврейской Мессианской Общины, и считаю его инициативу и инициативу общины стратегически важной, потому что Бог всегда ищет человека, который возьмет на себя ответственность. И Он нашел такого человека в лице Бориса Сауловича и при поддержке всех его помощников и общины. Тем не менее, они в одиночку не справятся. Задача слишком большая. Мы должны всем миром подключиться и поддержать их руки в этом, несомненно, Божьем деле.

— Какое значение имеют подобные мемориальные служения для всего христианства, в первую очередь здесь, на Украине?

Подобные служения имеют огромное значение, потому что история помогает изменить будущее. Забыть — значит повторить. Сама идея высоко поднимать исторические факты снова и снова, каждый год на этом месте и на любом другом подобном — означает предостерегать все будущие поколения, все народы мира, чтобы не только защищать Израиль и поддерживать его, но и всячески содействовать умножению и процветанию еврейского народа.

Рик Стромбек, основатель служения «KOINONIA Ministries»

— Пастор Рик, что сегодня привело Вас сюда?

Еврейский народ, во-первых, особое место в моем сердце занимает. И я пришел почтить то, что произошло здесь, и это особенное событие, это мероприятие. А также потому, что Борис Саулович — мой личный друг, у нас с ним отношения уже столько лет. Он пригласил меня и я пришел, для того чтобы поддержать его и всю еврейскую общину.

Вы бываете в разных уголках мира, видели ли Вы еще где-нибудь подобное — объединение христиан вокруг еврейского служения?

Такого я не знаю. Здесь очень особенное место и особенное мероприятие, и я очень благодарен Богу, что я смог побыть здесь сегодня, как и раньше, когда я бывал на подобных мероприятиях и в Бабьем Яру также.

— Какие есть перспективы у всего того, что происходило сегодня здесь?

Я бы очень хотел, чтобы это продолжало развиваться и переростало во что-то много большее.

Борис Михайлович Забарко, доктор исторических наук, председатель Всеукраинской Ассоциации евреев — бывших узников гетто и нацистских лагерей, руководитель научно-просветительного центра «Память Катастрофы»

— Борис Михайлович, насколько это мемориальное служение важно для христиан и евреев?

Это событие, которое состоялось накануне 70-летия Бабьего Яра — это очень важное событие в религиозном, но пожалуй даже больше в политическом, смысле. Признание того, что Холокост — это не чисто еврейское явление, а общемировое, в котором принимали участие представители разных стран и народов. Признание того, что мир не выдержал испытания Катастрофой тогда, когда один народ убивал другой народ. Это признание того, что Церковь молчала тогда, когда должна была звучать и призывать к тому, чтобы спасать евреев. Это признание того, что нужно извлекать уроки из этого, чтобы это больше никогда не состоялось. Надо смотреть друг на друга открытыми глазами. Это то, что христиане наконец-то, спустя много лет, как и религиозные деятели других стран, взяли часть вины и на себя. Это признание того, что евреи помнят это и знают это. Это признание того, что евреи знают о позиции Церкви в годы Холокоста, со знаком плюс и со знаком минус, и о том, что мы помним и знаем тех благородных христиан, которые, рискуя своей жизнью и жизнью своих детей спасали евреев, особенно еврейских детей. Это то, что открыто было сказано сегодня. Мне кажется, это важно для еврейской общины, для христиан, для неевреев также.

— Сегодня мы слышали истории о праведниках мира. Прошло 70 лет, мы видим что сегодня христиане оборачиваются лицом к Израилю, к евреям. Можно ли это назвать определенным прогрессом? Можно ли назвать тех христиан, которые открываются для этого — друзьями Израиля, друзьями евреев?

Да, вы полностью правы. Те события, которые происходят в мире, и особенное в последние десятилетия, я изучаю это — произошли большие изменения в христианской политике любых церквей. То, что вспоминают о событиях 70-летней давности, то что отмечают не только вину, но что ищут и находят тех праведников мира, которые спасали евреев, и не только праведников, а тех простых христиан, простых людей, которые давали крынку молока, показывали дорогу, давали возможность переночевать хотя бы одну ночь — они не праведники, они не герои... но они герои в том смысле, что когда рядом соседи выдавали евреев, когда рядом соседи были полицаями, надо было иметь большое мужество и большой героизм, чтобы, несмотря на запреты властей, несмотря на предательство колаборантов, спасать евреев. И сейчас Украина среди праведников мира выходит на 4-е место в мире, и порядка 2300 человек мы нашли, которые спасали евреев. Это, конечно, очень мало по сравнению с теми безразличными, которые не убивали евреев, но и не спасали также... но, быть героем — это очень сложно. И поэтому мы высоко ценим тех христиан, которые в годы войны все сделали, помогли, спасли и благодаря им выжило много евреев.

— Много людей пришло сюда сегодня, большинство из них — христиане, которые помнят о том, что произошло здесь в годы войны, и почитают память погибших здесь. Сквозь призму сегодняшнего события, можно ли сказать, что евреи могут больше доверять христианам, чем это было раньше?

Я думаю, что в Украине многое изменилось в самые последние годы. Тот государственный антисемитизм, который был в годы советской власти — я считаю, что этого нет. Есть проявления антисемитизма бытового, интеллектуального... но то, что евреи изменили отношение в лучшую сторону к украинцам... отношения между украинцами и евреями сегодня стали намного мягче и лучше, чем это было раньше.

Сестра Мария, монахиня из евангельской общины в немецком городе Дорнштадт

— Очень приятно видеть здесь Вас, как представителя немецкого народа. Что Вы думаете обо всем происходящем?

То что здесь сегодня произошло — это знак нового возрождения. Мы очень благодарны, что мы здесь из Германии можем испытать это, видеть это.

— В Германии уже давно и постоянно происходят такие служения, когда немецкие христиане вместе просят прощения у евреев. Мы видим, что такое покаяние немецкого народа перед евреями за то, что их предки сделали в истории, приносит благословение для всей страны. Сегодня также и украинские христиане действуют подобным образом. Можете ли Вы провести параллели?

В Германии мы видим у христиан эту готовность смотреть на прошедшее и готовность принять правду об этом. Это уже довольно давно идет в Германии, но в Восточной Германии это только начинается из-за идеологии коммунизма, которая была там раньше. И раньше это все было одно и то же — нападки на Советский Союз, фашизм... все было одно. И сейчас только начинают смотреть на прошедшее другими глазами. Это очень важно — посмотреть на все отдельно, не просто в общем, но разделяя одно от другого. И самое важное — мы можем только просить Бога простить нас, и выразить нашу глубокую боль об этом. Но через признание начинается кое-что новое. И чем больше христиане соединяются, тем сильнее это становится. Это здесь сегодня было знаком этого — совместное возрождение.

Борис Саулович Грисенко, раввин Киевской Еврейской Мессианской Общины

— Вот только закончилось мемориальное служение. Скажите, все ли произошло так, как Вы ожидали?

Я думаю, что в целом произошло несколько лучше, чем мы ожидали. Может быть, людей было чуть меньше, чем мы ожидали. А в плане погоды, в плане организации, в плане выступления людей, в плане действия Святого Духа, конечно, об этом каждый судит индивидуально, но то как я это увидел и почувствовал — произошло лучше, чем мы ожидали. Это не что-то супер и невероятное, но все-таки Дух Святой превзошел наши ожидания.

— Как Вы думаете, какое это служение имеет для христианского сообщества Киева и Украины?

Это очень важно, с моей точки зрения, важно особенно для христиан разных церквей, конфессий и деноминаций, потому что именно вот эта болевая еврейская тема, которая, можно сказать, в плохом смысле многие века соединяла христиан. Также как, вот мы смотрим сейчас на Ближний Восток — что соединяет многие мусульманские народы? Ненависть к Израилю. Потому что, даже если мы будем говорить об исламе — то ислам только условно соединяет народы. У них столько толков в исламе — сунниты взрывают шиитов, шииты взрывают суннитов, а внутри еще... но ненависть к Израилю объединяет всех. Я говорю не обо всех, но о фанатиках-мусульманах — они взрывают друг друга и через два дня они вместе, рука об руку, выходят на демонстрации против Израиля. К сожалению, христиане на протяжении многих веков, по крайней мере, большинство христиан, демонстрировали такое же единство в отношении еврейского народа, безбожное единство. А сейчас Господь помиловал нас, и мы живем в такое время, когда все больше христиан объединяется, чтобы открыто заявить о своей любви к Израилю, о своей любви к еврейскому народу, о своем сострадании к евреям и о своем твердом намерении стоять за еврейский народ, а не против.

И вот это мемориальное служение, и вчерашний семинар — я думаю, они прежде всего нужны христианам. Но с течением времени, и евреи увидят, насколько это благотворно для них.

Интервьюер — Алекс Фишман

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!