Иосиф Рабинович: В чем несчастье евреев?

Иосиф Рабинович: В чем несчастье евреев?

Вступительное слово

Имя Иосифа Рабиновича – основателя первой официально зарегистрированной в мире еврейской мессианской общины Израильтян Нового Завета, которая образовалась в 1884 г. в Кишиневе, знакомо многим современным мессианским (и не только) верующим. Его сердце было переполнено желанием спасения еврейского народа. Его проповеди, изданные на иврите, идише, русском и английском языках широко известны англоязычным читателям, но, к сожалению, не очень известные всему нынешнему русскоязычному миру, публиковались в конце 19, начале 20 века Джеймсом Адлером, Ильей Аксельрудом, а также были опубликованы в журналах евангельских миссий для Израиля — Jewish Intelligence, Jewish Herald, Scattered Nation Trusting & Toiling и др. Практически все эти публикации неизвестны широкому кругу современных русскоязычных читателей. В типографии Иосифа Рабиновича под его авторством были изданы Сидур израильтян Нового Завета (молитвенник) на иврите, пасхальная агада (сказание), сборник песен для богослужений, сборник проповедей на иврите и другие книги и брошюры. Некоторые экземпляры книг хранятся в Иерусалимской библиотеке. Кроме того, Иосиф Давидович достоин того, чтобы быть признанным одним из переводчиков Библии, поскольку он сделал перевод большей части Нового Завета на бессарабский диалект идиша (разговорный язык южно-европейских евреев). Этот перевод был издан в Америке 100-тысячным тиражом. Благодаря долгой и кропотливой исследовательской работе нашего современника, датчанина, д-ра теологии Кая Кьер Хансена, информация об Иосифе Рабиновиче и восстановлении мессианского движения в конце 19 века, дошла сегодня до современного читателя.

В этой и последующих публикациях мы постарались собрать обращения И. Рабиновича, публиковавшиеся при его жизни и бывшие доступными только его современникам. Это далеко не все материалы. Существует еще множество писем и публикаций в журналах и книгах конца 19 и начала 20 века, издававшихся на английском, русском, иврите и идише. Мы верим, что его жизнь и деятельность являются свидетельством удивительной сверхъестественной работы Всевышнего в осуществлении Его плана по спасению Израиля, в созидании Его Общины, и в  восстановлении полноты в Теле Мессии.

Ребцин Наталия Поздырка

В чем несчастье евреев?

(из изданной И. Д. Рабиновичем брошюры на еврейском жаргоне идиш, Кишинев)

Кто обладает, так сказать, «еврейским» сердцем, тот никогда не навздыхается в достаточной степени, — тот всегда чувствует какое-то неопределенное давление, какую-то общую тягость, незнакомую ни одной из других наций.

Поэтому-то горе, переносимое евреем, не даром зовется «еврейским горем»: оно является достоянием чад израилевых, богатых и бедных, образованного класса и черни.

Это — особая болезнь, благодаря которой еврей сознает себя всегда каким-то несчастным существом в мире: чего-то ему не достает, чего-то он постоянно ищет и не находит, пока, наконец, не распрощается с жизнью в недовольстве и досаде.

Болезнь эта получила даже у евреев особую кличку: они ее называют «голут» (изгнание). Часто из уст даже интеллигентного еврея вы услышите следующую фразу: «оно, конечно, все хорошо, но еврей все-таки в «голуте». Бедный же и несчастный люд всегда говорит: ох, горе наше великое, оно так же бесконечно, как еврейский «голут».

Таким образом, в слове «голут», употребляемом евреями во всяком удобном и неудобном случае, выражается страшная и продолжительная боль, испытываемая только евреем, и никем другим, и пронизывающая его до мозга костей.

Если мы, евреи, спрашиваем самих себя: что такое «голут» и в чем заключается весь его ужас, то нам остается признать, что истинное значение этого слова нам также чуждо и непонятно, как сама еврейская «болезнь». Мы сознаем, что больны, но болезнь нам незнакома. Мы говорим о «голуте» и не знаем что он, собственно, собою представляет.

Мои слова являются вам с первого взгляда несколько странными. Кто, в самом деле, не знает буквального значения слова «голут»? Ведь «голут» означает — изгнание, и если мы говорим, что евреи в «голуте», то мы этим выражаем наше изгнание из святой земли — Палестины. Но согласитесь, что такое узкое понятие о слове «голут» должно вас само по себе убедить в односторонности его, и что вам остается признать, что вы скорее чувствуете, но не понимаете значения этого слова.

Давайте, на самом деле объяснимся по душе. Какой еврей станет теперь, по истечении 18 столетий, серьезно горевать о разрушении храма и об изгнании его предков из земли Израильской? Ведь разрушение храма и изгнание из Палестины имеют для нынешних евреев гораздо меньшее значение, чем любой историко-национальный факт, и далеко не повергают их в горе и уныние. Разве мы не слышим, как еврей подчас насмешливо выражается, что не стоит оплакивать разрушение храма, так как само это место имеет теперь большую ценность? И все-таки каждый еврей ежеминутно чувствует в глубине души своей тревогу и давление и не перестает охать о еврейском «голуте».

Трудно допустить, чтобы еврей под словом «голут» разумел не изгнание из святой земли, а потерю политической самостоятельности. Не один, ведь, народ очутился в положении евреев, оторвавшись от своей почвы, и даже сравнительно весьма недавно, а между тем никто из них не предается такому отчаянию, как еврей, и мы не замечаем, чтобы среди этих народов все без исключения, богачи и бедняки, интеллигенты и неучи, вопияли о страшном своем «голуте».

rabinowic1b

Еще абсурднее думать, что тягость «голута» для современных евреев заключается в том, что они лишены возможности присутствовать на торжественных богослужениях с жертвоприношениями и не имеют представителей — первосвященников. Кому же не известно, что еврей, начиная с русского или галицийского фанатика и кончая цивилизованными немцами и французами Моисеева закона, совсем не думают теперь ни о благодетельных молитвах первосвященников, ни о священной крови животных, проливаемой у алтаря для очищения от грехов. Цадики считают себя вправе за индульгенции отпускать грехи своих приверженцев. Строгие раввины заменяют фактическое жертвоприношение чтением соответствующих глав из святого Писания и выставляют на вид изречение талмуда, по которому «ученый может быть хоть незаконнорожденным и все-таки будет стоять выше первосвященника-неуча». У просвещенных же проповедников гуманизм это жертвоприношение, а доктор философии – первосвященник.

И так, вопрос остается тот же: в чем несчастье евреев? Что это за болезнь, именуемая еврейским «голутом»? Быть может, если бы нам удалось определить признаки болезни, мы бы могли легко найти средство для излечения ее. Ведь, диагноз всегда труднее терапии.

Солидный врач не ограничивается у одра больного одними объяснениями последнего и указаниями его на те или иные симптомы, определяемые, обыкновенно, по случайным болевым ощущениям и не всегда служащие верным отражением болезни. Такой врач знает прекрасно, что объяснениям самого больного нельзя придавать особого значения. И действительно, повышенная, например, температура и учащенный пульс могут служить спутниками, как обыкновенной лихорадки, излечиваемой несколькими порошками хинина, так и осложненной и для жизни опасной нервной горячки. Вот почему врач, желающий принести пользу больному, занимается тщательным исследованием домашней обстановки его, образа жизни, занятий, питания, собирает всевозможные сведения из его прошлого и тех событий, которые предшествовали появлению болезни. И только по добывании всех этих данных, врач в состоянии делать более или менее правильное заключение и приступить к основательному лечению.

Попытаемся применить те же приемы и к «еврейской» болезни. Для правильности диагноза, мы должны совершенно игнорировать еврейские стенания и жалобы; нам нечего прислушиваться к тому, что больной указывает на испытываемые им политические стеснения и экономическое давление, что он проливает слёзы об отсутствии храма и культа жертвоприношения. Мы обязаны заниматься историей больного еврея, восстановить все разнообразные осложнения его многострадальной жизни, вызвавшей, в конце концов, такой серьезный недуг.

К сожалению, сам больной находится в таком состоянии, память его настолько притупилась, что пользоваться личными его сообщениями нет никакой возможности, а поэтому нам приходится в этом отношении прибегнуть к другому источнику. Таким источником, и наиболее точным и верным, является святое Писание, заключающее в себе все, что относится к жизни еврейского народа со дня его возникновения до впадения в свою чудовищную болезнь. Этот источник дает нам возможность определить, что такое еврейский «голут», в чем он заключается и почему он так внедрился в организм еврейства, подтачивая его жизненные силы и отнимая всякую надежду на облегчение. Святое Писание рассказывает нам следующее о народе еврейском:

  • 1) «Он нашел его в пустыни» (Втор. 32) — колыбелью народа, значит, была печальная пустынная местность.
  • 2) Сам Яхве его Отец.
  • 3) Миссия его заключалась в прославлении имени Иеговы — Отца во всем мире и возвеличивании его в глазах всех народов (Исаия 43).
  • 4) Он находился более в обители Отца (Исход 25).
  • 5) Пища его составляла все, что «исходило из уст Господа» (Втор. 8).
  • 6) Жилище его было чисто и опрятно, ибо и Сам Иегова в нем обитал.

rabinowic1c

О причинах заболевания мы находим следующее указание во второй книге Паралипоменон:

«первосвященники много грешили вместе со всем народом, осквернив освященный в Иерусалиме дом Иеговы, осмеяв всех посланных им пророков и апостолов и слова Его»

Поэтому-то и велик гнев Иеговы, отдавшего еврейский народ на произвол Навуходоносора, царя вавилонского. Этим и объясняется то, что значительная часть евреев погибла под мечом вавилонского победителя, а остальные попали в плен для того, чтобы стать вместо «рабов Божьих», «рабами Вавилона».

Все сказанное приводит к безошибочному заключению, что еврейский «голут» не заключается в том, что еврей, не имея возможности обрабатывать свою собственную палестинскую землю, обречен быть торгашом в чужих странах, а в том, что он прогнан Иеговой и предоставлен собственной своей судьбе. Ни в чем ином не проявляется несчастье евреев, как только в том, что уже давно его не согревал светлый луч лица Иеговы.

Сам Иегова и предсказал им, что если они Его оставят и нарушат Его завет, то Он сокроет лице Свое от них и они будут истреблены (Второзаконие 31).

Раз для евреев нет лика Иеговы, раз им недостает веры в Его силу, дающую свет, жизнь и славу, — им трудно довольствоваться всеми сокровищами природы: их не утешает ни мудрость, ни богатство, ни почести, ничто их не удовлетворяет и поэтому-то они всегда ищут, вздыхают о давно прошедшем и недостижимом.

Еврейская «болезнь» со всеми ее страшными мучениями недаром тревожила благородное сердце псалмопевца, восклицающего:

«Боже! возврати нас, воссияй лицом Твоим, и спасемся» (Пс. 80)

Еврейский «голут» прекратится лишь тогда, когда Израиль вновь возвратится к своему Отцу — Иегове, Которого обрести можно только через посредство Царя Давида, упоминаемого евреями в одной из молитв, как «вечно живой и могучий!».

Это единственное средство. Об этом мы находим указание и у пророка Осии, предвещающего, что потом обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего, и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостию Его в последние дни (Осия, 3). Это «благоговение», о котором говорит пророк, и будет служить залогом процветания Израиля, ибо, возвратившись к Иегове, он до конца дней будет трепетать над своим примирением с Господом, чтобы вновь не сокрылся лик Его и не наступило новое испытание.

Как должна произойти встреча Израиля с «вечным Давидом» — об этом надеемся еще поговорить при удобном случае.

Выдержки из книги предоставлены Кишиневской еврейской Мессианской общиной Бней Брит Хадаша

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!