Итак, позвольте мне коротко затронуть предположения, которые есть у тех, кто придерживаются различных Больших Историй. Это не попытка изложить чужое мнение, и я описываю эти предпосылки только в общих чертах. Но возможно Вы узнаете свои собственные среди приведённых ниже.
Если Вы — традиционный ортодокс, тогда вашим действенным предположением является то, что Писание должно быть отфильтровано через раввинистическую интерпретацию. Вы, возможно, даже думаете, что задаться вопросом о том, “что Писание говорит само по себе” — это детский и незрелый подход к Писанию. В конце концов, в традиционном еврейском образовании, Тора сама по себе, Хумаш, это не для начинающих: старшие ученики изучают Мишну, а после этого Талмуд, Тосефту, комментарии и так далее. Для вас “посмотреть, что говорит Библия сама по себе” будет, наверное, не вызовом, а нежелательным предложением обойти Божественным образом установленный раввинский авторитет и накопленную мудрость. В конечном итоге мы с вами можем оказаться людьми, говорящими о разных вещах.
Мой вызов вашим предпосылкам заключается в том, что я бы призвал вас подумать об идее авторитета (власти). Возьмите, например, Даниила 7:13-14. В этом отрывке мы читаем:
“Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.”
Кто по вашему мнению этот “как бы Сын человеческий”? Превосходит ли его власть раввинскую? Стих Даниила 7:13 получил мессианскую интерпретацию в Талмуде, в трактате Сангедрин 98a. С точки зрения верующих в Иисуса, Он — является Мессией и тем, кто описан в седьмой главе Даниила. Он называл себя Сыном Человеческим, со ссылкой на этот стих, и “народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.” [1] Он даже говорил, что “дана Мне всякая власть на небе и на земле.” [2]
Что же это за человек мог быть, сказавший такие слова о себе и о котором так говорили, могли бы мы спросить? Возможно, стоит больше узнать о том, для кого была провозглашена такая власть и которую он сам провозглашал для себя.
Если Вы погружены в учение Каббалы, особенно в её версии, описанной здесь, тогда ваше действующее предположение состоит в том, что реальность скорее более мистическая, чем рациональная (в конце концов, Каббала — это еврейский мистицизм). Вы можете верить, что каббалистическая Большая История имеет смысл, потому что вселенная, как показала наука, является более странной, чем можно было бы подумать (вспомните, например, квантовую механику). Возможно, то же самое можно сказать и о Боге. Возможно, Он действительно существует в десяти эманациях, возможно, было космическое разрушение сосудов, возможно, здесь на земле есть потерянные искры, которые нам нужно отыскать.
Мы можем согласиться, что реальность и рациональная, и сверхрациональная одновременно, иногда даже мистическая. Я бы хотел обратить ваше внимание на то, что эта Большая История на самом деле обходит стороной нашу собственную ответственность за грех и зло и слишком много вкладывает в нашу способность исправлять вещи. В конце концов, есть радикальная природа зла, как это видно, например, из Псалма 52:4: “Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного,” или из Иеремии 13:23: “Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? так и Вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?” Грех и зло не коренятся в сотворении сами по себе, но находятся в нашей развращённой человеческой природе.
Более того, действительно ли мы способны принести искупление через подчинение Богу? И снова я призываю вас задуматься о том, почему в Новом Завете апостол по имени Павел предлагает другое мнение:
“Ибо Христос [Мессия], когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос [Мессия] умер за нас, когда мы были еще грешниками.” (Римлянам 5:6-8)
Может ли быть так, что у нас нет сил соблюдать мицвот, по крайней мере, точно не до такой степени, чтобы это привело к исправлению мира? На самом деле, вместо того, чтобы находить и извлекать искры, Новый Завет говорит об «извлечении» другого рода: об «извлечении» или восстании Иешуа из мёртвых, чтобы дать нам жизнь, когда мы не можем это сделать сами для себя. И если Вы находите странность Лурианской Каббалы её прелестью, то конечно же странно узнать, что еврейский учитель первого века воскрес из мёртвых, намного раньше окончательного воскресения из мёртвых, которое ожидает иудаизм.
Если Вы — либерально настроенный светский еврей, вашим текущим предположением, наверное, является то, что человечество в конце концов достигнет совершенства. Хотя не многие настолько оптимистичны, как в прошлые времена, относительно политических или экономических утопий, современные техно-утописты всё ещё надеются на технологический рай. Даже в постмодернистском мире утопия не умерла. В еврейских кругах эта будущая утопия всё ещё имеет глубокие корни в пророческой этике и основных еврейских ценностях.
Хотя я согласен с вашим акцентом на этике, я бы призвал вас пересмотреть ваше рабочее предположение о прогрессе или о том, что наша цель — “конвергенция”. Параллельный взгляд на библейскую и современную историю показывает, что человечество не становится постепенно лучше, и технологическая утопия сегодня многими не видится высоконравственной. [3] Почему авторы Библии писали стихи наподобие этого? Что в их опыте свидетельствовало против идеи стабильного прогресса?
“Ты поступал хуже всех, которые были прежде тебя, и пошел, и сделал себе иных богов и истуканов, чтобы раздражить Меня, Меня же отбросил назад.” (3 Царств 14:9) [4]
Даже принимая во внимание наличие в этом стихе гиперболы, описание истории Израиля в Еврейской Библии ясно показывает, что эта история не состоит из одних непрерывных нравственных усовершенствований. На лицо как раз обратное: наша библейская история завершилась в изгнании, поскольку “накопились” грехи и зло, следуя терминологии библейских авторов. В наше время, вначале Первая Мировая Война, а потом и Холокост подорвали веру девятнадцатого века в неизбежный прогресс. Хорошо известно изменение отношения Герберта Уэллса, отражённое в его письменных заявлениях, от безудержного оптимизма до глубокого отчаяния — и это всего за каких-то девять лет! Хорошо утешать себя, что технология и социальные действия могут улучшить мир. Но, знаете ли, реальность кусается.
В то же самое время, делать хорошие вещи — это правильно. Это правильно — работать для социальной справедливости и зелёной планеты. Но это совсем не одно и то же с ожиданием стабильного прогресса или конвергенции, кульминационной точкой которой будет утопия. Учитывая безостановочную природу нравственных проблем в этом мире, я бы попросил вас пересмотреть ваше рабочее предположение о том, что мы можем достичь рая своими собственными усилиями.
Возможно, ваше мышление не настолько оптимистично, как традиционное либеральное. В то время, как Вы верите в справедливость и действуете в рамках тиккун олам, Вы действительно не знаете, почему мир такой, как есть, и куда идёт человечество или еврейский народ. Большая История, которая описывает всю жизнь, является иллюзорной или даже мнимой. В то же время, вместо того, чтобы пытаться понять вселенную, нам просто надо притереться к этой жизни.
Здесь я хочу сказать, что без Большой Истории, на самом деле нет ни одной причины быть высоконравственным в этом мире, совершать тиккун олам, быть евреем — нет причины, кроме либо просто инерции, либо подспудного чувства, что в жизни должен быть смысл, даже если мы не можем его найти. Слова Иешуа бросают вызов: “Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.” (Иоанна 14:6). Не все, конечно, верят в то, что существует истина в последней инстанции, доступная к познанию. Кто может знать, что есть истина? Конкурирующие претензии на то, чтобы называться истиной, создают больше проблем, чем решают. Рассмотрим этот разговор между Иисусом и Понтием Пилатом, римским прокуратором (так называлась его должность) древней Иудеи.
“Пилат сказал Ему: ‘итак Ты Царь?’
Иисус отвечал: ‘ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.’
Пилат сказал Ему: ‘Что есть истина?’” (Иоанна 18:37-38)
Вы практически можете услышать циничный смех в словах Пилата. Вы, возможно, не являетесь циником, но проявляете некоторую симпатию к вопросу Пилата. Тем не менее, многие, кто поставил себе вопрос: “Кто такой Иисус?”, пришли к убеждению, что Он на самом деле — истина, Тот, кто даёт всеобъемлющий смысл жизни для евреев и неевреев в равной степени. Одна притча из Еврейской Библии говорит: “Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума.” (Притчи 23:23)
Если Вы можете хотя бы образно купить или продать истину, то она должна иметь какую-то ценность. Её стоит искать, и я призываю вас исследовать, есть ли настоящая Большая История, сосредоточенная на Иисусе.
И, наконец, если Вы — сионист, особенно светский, мы с Вами можем прийти к согласию в вопросе о важности поддержки Израиля. И мы можем утверждать, что сегодняшний Израиль — это больше не молодая нация идеалистов, как в первые десятилетия. В основе этой Большой Истории лежит предположение, что наша история по большей части была историей угнетения — по мнению, высказанному еврейским историком Сало Бароном [5] — и что обеспечение выживания евреев (от внешних и внутренних угроз, таких, как, например, ядерный Иран и смешанные браки) остаётся одной из главных мотиваций еврейских мышления и действий.
Моя задача здесь заключается в рассмотрении вопроса о том, как гарантировать выживание евреев? Поскольку мы оба согласны с центральным значением Израиля как отечества нации, я бы попросил Вас подумать о том, есть ли за этими кулисами “божественный актёр”. В самом начале нашей истории, в Библии Бог говорит Аврааму: “Пойди... в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.” (Бытие 12:1-3).
Если это правда, тогда еврейский народ — не историческая случайность, а Божественным образом созданный народ. Тогда есть ещё такой отрывок из пророка Иеремии:
“Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф — имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда. Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь.” (Иеремия 31:35-37)
Интересно, что стихи о том, что Бог заключает Новый Завет с Израилем, находятся прямо перед этим отрывком. Как еврейские последователи Иисуса мы верим, что Иисус как Мессия провозглашал именно этот Новый Завет. Как же тогда, спросите вы, вхождение в Новый Завет согласно Иеремии через веру в Иисуса может означать уничтожение еврейского народа? В книге Иеремии Новый Завет появляется в тесной связке с сохранением еврейского народа.
Конечно, вы захотите подтвердить или даже отстоять свои действующие предположения, как я отстаиваю свои. Но мы всегда должны быть готовы к тому, что нашим предположениям может бросить вызов реальность, с которой мы сталкиваемся в мире. Я верю, что Большая История Мессии Иисуса лучше всего согласуется с этими реалиями — и для евреев, и для всех остальных.
Примечания
- Матфея 7:27-28.
- Матфея 28:18.
- Сравните с антиутопией Олдоса Хаксли “О дивный новый мир” и Джорджа Оруэлла “1984” или любым другим антиутопическим фильмом или романом. Из совсем недавних, например, фильм по роману и сам роман Кадзуо Исигуро “Не отпускай меня”.
- Относительно слов, подобных “хуже всех, которые были прежде тебя”, смотрите также 3 Царств 16:30, 4 Царств 21:9, 4 Царств 21:11, 2 Chronicles 33:9.
- То, что еврейский историк Сало Барон называл “слезливой концепцией еврейской истории.” Барон возражал против изображения еврейской истории исключительно в терминах гонений.
Автор — Рич Робинсон / jewsforjesus.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!