В книге Есфирь, праздник Пурим напоминает об освобождении Израиля во времена Персидского царства. Хотя многие хорошо знакомы с историей царицы Есфирь, не все замечают основополагающее послание о последствиях за непослушание и о том, как Бог даёт второй шанс тем, кто исполняет Его волю. Эта история начинается ещё с царя Саула и может дать лучшее понимание событиям, которые имеют своё продолжение в книге Есфирь.
В 1 книге Царств 15 главе Бог сказал Саулу завоевать амаликитян и уничтожить всё, включая скот. Несмотря на то, что Саул был победителем, он оставил в живых Агага, царя амаликитян, и сохранил лучшую часть скота, а затем обвинил во всём народ, когда столкнулся с Самуилом. За такое непослушание Саул лишился царства и запустил в действие некоторые процессы, о которых даже не думал.
Спустя 500 лет, евреи живут в изгнании в Персии, и наступает момент кровной мести. Аман, сын Хамадатхи Агагита (Есфирь 3:1), был высоко поставлен царём Персии (Есфирь 3:1). Аман, кажется, наслаждался своим высоким положением и властью. Обнаружив, что Мардохей, еврей, не поклонился ему, Аман наполнился яростью и запланировал убить всех евреев. Почему такая жёсткая реакция? Потому что для Амана это не просто высокомерие, а историческая ненависть и личный вызов семейной мести.
Аман – Агагит, то есть потомок Агага, царя амаликитян. Хотя в Писании об этом не говорится, но очевидно, что царь Саул сохранил жизнь другим членам семьи Агага, возможно, в надежде на то, что царская власть другой нации подчинится Израильскому правлению в знак признания его власти. Вероятно, Аман был воспитан, зная о происхождении его королевской семьи, и о том, как их царство пало от рук евреев. Теперь, когда он был у власти, он мог отплатить евреям сполна за то, что сделал Израиль с его семьей, — уничтожить и «захватить их имущество в качестве добычи» (Есфирь 3:13). Ему всего лишь нужно было манипулировать царём, чтобы иметь право сделать это.
Цель Амана заключалась в том, чтобы его план выглядел так, будто он делает это для царства, ожидая получения большего авторитета и лучшей жизни, что он считает по праву ему принадлежит. Обратите внимание на его предложение о том, как почтить слугу царя, которым, как он думал, был он сам:
«…пусть принесут одеяние царское, в которое одевается царь, и приведут коня, на котором ездит царь, возложат царский венец на голову его, и пусть подадут одеяние и коня в руки одному из первых князей царских, — и облекут того человека, которого царь хочет отличить почестью, и выведут его на коне на городскую площадь, и провозгласят пред ним: так делается тому человеку, которого царь хочет отличить почестью!» (Есфирь 6:8-9)
Другими словами, «Дайте мне выглядеть и чувствовать себя царём, ведь я им был в прошлом.» Как оказалось, для Амана не было более серьезного оскорбления, чем требовать от него сделать все эти почести для Мардохея, потомка евреев, который уничтожил царство его семьи. Он был настолько лично опозорен и опустошён свершившимся, что «Аман поспешил в дом свой, печальный и закрыв голову.» (Есфирь 6:12)
С того момента дела Амана пошли от плохого к худшему. На царском пиру в доме Есфирь его сценарий был раскрыт, и, пока он умолял о пощаде царицу, царь подумал, что он набросился на неё. Амана быстро повесили на виселице, созданной для евреев, и его дом был передан Есфирь. Но поскольку указ был скреплён царской печатью, угроза для евреев ещё не закончилась. Царь издаёт новый указ по всему царству, позволяя евреям «собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жён, и имение их разграбить.» (Есфирь 8:11)
Обратите внимание, насколько это похоже на первоначальные повеления Бога Саулу ещё 500 лет назад. Бог давал евреям возможность исполнить Его волю или поступить так, как раньше – сохранить добычу, как это сделал Саул. На этот раз в последующей схватке они сделали всё правильно. Семья Амана Агагита была полностью уничтожена, и в главе 9 три раза говорится о том же: «а на грабеж не простёрли руки своей» (Есфирь 9:10, 15, 16). Спустя 500 лет они исполнили Божьи повеления и в праздник Пурим празднуется эта победа.
Как ни странно, Есфирь является единственной книгой в Библии, где Бог не упоминается, и всё же Он активен и вовлечён во все обстоятельства. Говорят, что мы никогда не проваливаем Божьи испытания — мы просто продолжаем брать их снова и снова, пока не поступим как должны. В наших повседневных обстоятельствах, признаём ли мы участие Бога или нет, Он даёт нам множество возможностей следовать Его повелениям. С милосердного Божьего взгляда на будущее, когда мы делаем правильный выбор, это достойно празднования.
Автор — Даг Херши / firm.org.il
Перевод — Татьяна Куракова для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!