Рано утром 24 февраля 2022 года меня внезапно разбудил телефонный звонок. Я взглянул на размытый экран, чтобы увидеть время. Было 5:30 утра. Имя вызывающего абонента на экране телефона принадлежало моему пастору. Я шарил в темноте, пытаясь ответить, отгоняя тревожное ощущение, что стряслось что-то ужасное.
Нажав на зеленую кнопку, я тут же услышал голос пастора, твердый, но приглушенный: «Началось. Они бомбят Киев».
Волна эмоций захлестнула меня. Мы с женой сидели в постели в шоке. Мы не знали, что делать. Пронзительный вой воздушных сирен пронесся по улицам города Киева — сирен, которые молчали со времен Второй мировой войны. Наши сердца учащенно стучали. Мы больше не стопорили. Мы бросились паковать чемоданы. Через несколько часов мы покинули нашу квартиру и поехали на миссионерскую базу в соседний город.
Я никак не мог начать адекватно реагировать на непрекращающийся хаос, с которым мы столкнулись в этот момент и в предстоящее время. Через несколько часов после начала войны в Украине тернопольская миссионерская база YWAM была преобразована в центр спасения беженцев.
Миллионы украинцев направились на запад, и многие из спасающихся от войны мирных жителей хлынули в наш город. Это была возможность для людей прилепиться к Богу и наблюдать Его сверхъестественную работу. Воспользовавшись этой ситуацией, мы увидели, как Он совершает великие дела.
Когда новые беженцы прибыли на нашу базу, они были голодными и напуганными. Им просто нужно было место, где можно было бы выспаться и восстановиться. Через несколько дней большинство из них продолжат эвакуацию в Западную Европу.
Сирены продолжали реветь — неприятное напоминания о том, что русское вторжение было все же реальным. Постоянно звонили люди, которые нуждались в помощи или хотели нам помочь.
Во время воздушной тревоги в подвал нашего дома сбегались незнакомые люди. Они жались друг к другу на матрацах, лежащих на полу, ожидая, когда умолкнут сирены. Глаза всех были прикованы к экранам телефонов, чтобы следить за последними новостями по обороне Киева и других украинских городов, находящихся в осаде.
Свидетельства на украинских тропах
Когда наконец-то наступили моменты тишины, люди поделились с нами своими историями. В одном случае мы слышали о группе, которая укрылась в двухэтажном здании. Один из них был учеником Иисуса Христа и во время бомбардировки искренне молился о защите своих товарищей. Пока перепуганная группа людей ожидала, ракета прорвалась через дом, вышла через стену и приземлилась во дворе, не взорвавшись. Все остались живы.
Услышав этот и другие случаи, когда Бог отвечал на молитвы, люди начали делиться тем, как Бог чудесным образом защитил и их также. Мы слышали еще одну историю о семье, оказавшейся в районе, который подвергался сильным артиллерийским обстрелам. Они просили у Бога Его защиты. Когда в дом попала ракета, она не взорвалась. Никто не погиб, в доме все остались живы.
Многие подобные свидетельства продолжают всплывать среди хаоса этой ужасной войны. Конечно, это действует Божья рука.
Еще больше невероятных моментов оставили неизгладимое впечатление на жителей Украины. В первые дни войны, прежде чем какие-либо международные правительственные агентства или частные группы помощи смогли инициировать широкомасштабное оперативное реагирование, церкви по всей Украине откликнулись на крики о помощи. Поскольку они хорошо знали свой город и были связаны с другими христианскими группами, они быстро организовали логистические и экстренные меры, в результате чего было спасено бесчисленное количество жизней.
В течение сорока восьми часов после начала войны церкви по всей стране были превращены в центры для беженцев, бомбоубежища и склады для продуктов и медикаментов. Фургоны и автобусы использовались для эвакуации. Часто за рулем находились дьяконы, помощники или церковные добровольцы. Если кому-то требовалась помощь, они почти наверняка находили ее в любой поместной церкви.
В некоторых местах ощущалась паника, но по мере эскалации террора и хаоса, тех, кто искал помощи, принимали в церквях, где они чувствовали искреннюю заботу верующих христиан. Между различными конфессиями возникло беспрецедентное сотрудничество, невиданное до войны, одно из величайших проявлений любви Бога в Теле Христовом, которое я когда-либо видел.
Все работали вместе, чтобы сделать все возможное, чтобы помочь как можно большему количеству людей. По мере того как миллионы украинцев направлялись на запад в поисках безопасности в Польше, Латвии или Германии, большинство людей встречали на своем пути группу христиан, протянувшую руку помощи. Благодаря этому сотни тысяч людей увидели любовь Иисуса и услышали Евангелие.
Молитвы в зоне боевых действий
Когда стало известно, что российские войска почти подошли к Киеву, местные жители отреагировали на немедленную эвакуацию в городах, уже находящихся в активной осаде или на прямой линии надвигающейся атаки. Поскольку не все украинцы владеют автомобилями, самостоятельная эвакуация была затруднительна. Услышав о потребности в транспортных средствах, верующие церквей разных стран устремились к украино-польской границе на автобусах и микроавтобусах.
Волонтеры ехали по опасным дорогам в зоны боевых действий под прикрытием молитвы и веры. Оставшиеся готовились к приему беженцев.
Одна эвакуационная группа позже рассказала мне, что им в тот опасный момент было крайне важно пребывать в духовном чувствовании к тому, что происходит вокруг и избегать любых дорог, которые, по их мнению, были небезопасными. Они путешествовали по бездорожью и через фермерские поля альтернативными маршрутами, чтобы добраться до бомбоубежищ, полных людей, ожидающих спасения от взрывов.
Теперь ситуация стала еще более опасной. Российские силы атаковали эвакуационные машины, и несколько храбрых верующих братьев погибли, когда были взорваны их машины. Позже их товарищи увидели обгоревшие автомобили, — свидетельство самоотверженности украинских христиан, отдавших свои жизни в этой войне за жизни других людей.
Кризис породил еще больше жутких историй. В социальных сетях были размещены сообщения о миссионерах и добровольцах, убитых во время помощи в передвижении беженцев. Но даже это не могло остановить решимость этих неустрашимых служителей, верующих в Иисуса Христа.
Одна группа добровольцев возвращалась со спасательной операции, когда они проезжали по мосту через реку. Через несколько минут они услышали рев ракеты, которая попала в мост и разрушила его.
Наш фургон въезжал в сильно милитаризованный Киев. Подъезжая к церкви, где люди ожидали эвакуации, мы ощущали мрачную атмосферу обреченности, нависшую над когда-то оживленным городом. Солдаты стояли на военных постах. Десятки разбитых автомобилей усеяли улицы. Постепенно мы стали осознавать реальность путинского вторжения.
Мне было трудно принять зрелище запустения моего родного города. Когда мы подъехали к церкви, к ожидавшим нас фургонам подошли усталые группы мирных жителей. Семьи обнимали своих отцов и сыновей на прощание; большинство мужчин боеспособного возраста остались защищать город.
Когда мы собирались уезжать, я попросил тех, кто был в моем фургоне, молиться о Божьей защите. После того, как мы помолились, я переключил передачу и приготовился покинуть парковку. Внезапно мальчик в задней части фургона издал пронзительный всхлип: «Я хочу папу!». Мое сердце разбилось. Я ничего не мог сказать. Я только слушал его встревоженную мать, которая изо всех сил пыталась утешить малыша.
По мере того, как центры беженцев на западе заполнялись, люди, прибывающие из зон боевых действий, не желали сидеть без дела. На нашей базе люди, не теряя времени, искали любую возможность чем-то помочь. Они готовили еду, мыли полы и ванные комнаты, загружали автомобили едой и припасами. Каждый день был наполнен активным движением.
Как только люди прибывали, большинство сразу же понимали, что они попали в христианскую общину. По вечерам во время богослужений некоторые приходили послушать проповедь. Уезжая из центра далее, на запад, многие вежливо благодарили верующих братьев и сестер за помощь. Другие были явно удивлены, когда узнавали, что все это совершенно бесплатно и никто не возьмет с них никакой платы.
Моменты, подобные этому, побуждали нас продолжать двигаться вперед, даже несмотря на то, что продолжали поступать сообщения в новостях о нападениях россиян.
Однажды ночью молодой человек водитель-эвакуатор спросил меня: «Как мне спастись?» Услышав Евангелие, он уверовал в Иисуса и помолился Богу о прощении своих грехов. Через несколько дней мы установили небольшой надувной бассейн и крестили его.
Чудеса посреди трагедии
Ежедневно на границах Украины наблюдался душераздирающий сценарий. Мужчины, которые привезли свои семьи для выезда в другие страны, долго обнимали своих жен и детей, прежде чем отправить их в безопасное место в Европу, не зная, когда они снова увидят своих близких. Затем женщинам пришлось путешествовать самостоятельно со своими детьми, столкнувшись с неопределенностями военного времени. Некоторые из них вооружились перцовыми балончиками и кухонными ножами. Собираясь пересечь границу, они выбрасывали запрещенные предметы, оставляя растущую кучу грубого оружия, разбросанного вдоль заборов.
На эти самые пограничные переходы миссионеры приезжали со всего мира, чтобы помочь этой нескончаемой волне людей. Утомленные путники получали горячую пищу и слушали Евангелие. Терпеливо ожидающим в длинных очередях, тысячам беженцев была предоставлена возможность обратиться к Богу. И многие ответили на приглашение Иисуса принять спасение. Некоторые люди буквально заливаясь слезами, когда кто-то рассказывал им о Божьей любви и утешении.
Небольшое количество добровольцев разместили посты в кафе и других местах сбора. Они также наблюдали за любыми подозрительными передвижениями. Бог позволил им остановить нескольких секс-торговцев, выдававших себя за добровольцев и намеревавшихся похитить молодых женщин, искавших помощи в беженстве.
К сентябрю этого года почти 7 миллионов украинцев бежали в Европу в поисках убежища с начала войны. Потеряв всё, они столкнулись с проблемой ориентации по жизни в новой стране. Одна из самых больших трудностей, с которыми сталкиваются беженцы, — это потеря привычного окружения. Но вместе с тем пережитые трудности пробудили в них острое осознание нужды в помощи Божией. Сердца, которые когда-то были закрыты, начали открываться, и теперь люди готовы слушать, как кто-то рассказывает о необходимости молитвы и упования на Бога.
Все это создало богатую среду духовной открытости. В результате в странах, где нашли убежище украинцы, начали насаждаться новые церкви. До войны во многих из этих принимающих стран не было или почти не было духовной общности украинцев. Из-за языкового барьера и культурных различий интеграция в ранее существующих церквях была непростой.
Но какой бы ужасной эта война ни была и как бы парадоксально это не звучало, она создала благоприятную атмосферу для проповеди евангелия и помогла посвященным верующим собрать людей вместе, сформировать новые духовные общины среди беженцев, рассеянных по разным странам Европы.
Я был на водном крещении в Дании и слышал свидетельства о том, что тоже самое происходит и в Чехии. В этих странах, а также и в других, распространяющееся Евангелие является несомненным доказательством того, что Бог может все обратить во благо.
По мере того как это духовное пробуждение продолжается в Европе, в городах Украины также наблюдается возобновление движения евангелизации среди тех, кто травмирован военными потрясениями. Центры, которые постоянно предоставляли продовольственные наборы перемещенным семьям в своих городах, сделали еще один шаг, чтобы установить более тесную связь с ними. Небольшие молитвенные группы и занятия по изучению Библии растут с невероятной скоростью, поскольку сердца людей открываются, чтобы услышать о том, как иметь отношения с Богом.
В одном южном городе я видел людей, которые сначала приходили в местную церковь, чтобы получить пакеты с едой, теперь же посещают евангельские собрания. Жажда Божьего Слова неуклонно растет и приносит свои плоды.
В районах к северу от Киева, освобожденных от российских войск в апреле 2022 года, усилия по оказанию помощи были перенаправлены на другие цели. Несколько групп христиан уже объединились, чтобы принять нуждающихся и подготовить их к трудным зимним месяцам.
Уже построено более ста домов, и продолжают строиться многие другие. И все это можно наблюдать всего лишь спустя пару месяцев после того, как те же самые улицы были опустошены разрухой и смертью войны.
Мы верим в то, что нас ожидают еще большие дела. Эта война научила меня тому, что жизнь состоит не столько в том, что я могу построить, сколько в том, что я могу дать. Иногда мы становимся парализованными, когда сталкиваемся с вещами, с которыми еще не умеем справляться, когда мы чувствуем себя слишком робкими, чтобы двигаться вперед. Но пример Иисуса ярко сияет на страницах Писания, помогая пройти через испытания.
Перед Украиной стоят грандиозные задачи. Однако любые трудности становятся преодолимыми, когда мы доверяем Господу. Он совершает Свою работу через Свою славную церковь. Его царство не зависит от меня одного, и это повод для мира и радости. За последние несколько месяцев я наблюдал Его руку во всем происходящем, хотя вначале мне было не сразу и не совсем все понятно. Находясь посреди войны в Украине, я убедился, что Божья любовь всегда побеждает ярость сатанинской тьмы.
Автор — Денис Мельничук / charismamag.com
Перевод — Татьяна Корниенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!