Самый трудный момент в жизни Сергея Накула разворачивался на переполненном киевском вокзале вскоре после вторжения России в Украину. Пастор отправлял свою жену, двух сыновей и группу прихожан из поместной церкви в безопасное место за пределами страны, подвергшейся нападению.
Несколькими неделями ранее жена Накула настаивала на том, чтобы остаться с мужем и любимой церковью, но по мере того, как российские нападения становились все более ожесточенными, а захват Киева казался все более вероятным, Накул мягко взял верх: «Любимая, тебе пора уезжать».
Он стоял на железнодорожном перроне, переполненном людьми, держа жену за руку и гадая, когда же он снова увидит ее, сыновей и членов церкви. «Это был самый ужасный момент для меня как для отца и пастора, ответственного за этих людей,» — говорит он. Когда позже пришло известие, что группа добралась до безопасного места в соседней стране, Накул почувствовал облегчение. «Слава Господу,» — вспоминает он. Теперь он мог служить без страха.
Согласно украинским правилам, 45-летний пастор должен был остаться, как и большинство мужчин в возрасте от 18 до 60 лет. Но Накул чувствовал себя обязанным остаться, несмотря на законы военного времени. Почему? «Я пастор, вот простой ответ», — ответил он в недавнем звонке из дома в Киеве. Он подумал о том, что Иисус – это пастырь, который никогда не оставил бы своих овец: «И если я пастырь по образу и подобию Иисуса, то как я могу оставить своих людей?»
Шесть месяцев спустя Накул всё еще служит церкви в Украине и надеется, что близкие скоро смогут присоединиться к нему. Служение без семьи — это лишь один из способов, как Накул и другие служители приспособились к христианскому служению в течение полугода неожиданной войны. Бомбардировки, переезд 12 миллионов человек, вынужденных оставить Украину, и неуверенность в будущем требуют от лидеров служения адаптироваться к меняющейся ситуации, сохраняя надежду на неизменное Евангелие.
Накул говорит, что Евангелие помогает ему оставаться на плаву. «Я испытал удивительную верность Господа», — говорит он. «И это очень ценно».
Неожиданные посланники
Для Накула верность Господа началась задолго до того, как он узнал об Иисусе. В детстве, живя под советским контролем в Украине, он был мало знаком с Библией — но ему было интересно. Он проводил время в библиотеке, читая атеистические книги, потому что в них содержались фрагменты Писания, которые авторы пытались опровергнуть. Только так Накул мог найти то, что он называет «кусочками Евангелия». Оглядываясь назад, он считает свой необъяснимый интерес «просто чистой благодатью в его жизни».
После обретения Украиной независимости в 1991 году, в результате распада СССР бывшие советские республики оказались в экономическом спиральном падении. Времена были мрачные и часто отчаянные, но однажды днем в 1994 году Накул встретил на улице двух молодых людей, которые задали ему простой вопрос: «Не хочешь ли ты поговорить об Иисусе?»
Эти два человека, посещавшие евангельскую церковь, объяснили ему основы христианской веры. Они также подарили Накулу Новый Завет. «Вы даже представить себе не можете, что значило в то время получить Новый Завет бесплатно», — говорит Накул.
Когда он прочитал его, послание, которое он нашел внутри, «было как свежий воздух». «Это было похоже на свет», — вспоминает он. «Как будто открылась дверь на небеса». Через несколько месяцев Накул принял спасительную веру в Христа и посвятил свою жизнь служению.
Служение в военное время
Служение Накула включало девять лет работы пастором реформатской церкви «Благодать» в Киеве. Когда 24 февраля началось российское вторжение, Накул превратил подвал церкви в бомбоубежище, где продолжались богослужения, даже когда число прихожан ненадолго сократилось до четырех человек.
Пастор приспособился к меняющемуся количеству людей в церкви, поскольку некоторым пришлось эвакуироваться из страны, а кого-то призвали на военную службу в Украине. Накул и сам приходил на военную тренировочную базу, но чиновники отправили его домой, чтобы он мог служить своей общине. Его друг, пастор соседней баптистской церкви, недавно отправился служить солдатом.
Тем временем Накул документировал разрушения войны в качестве старшего диктора Дальневосточной вещательной компании (FEBC), международной христианской радиосети. В первые дни вторжения он снимал видео разрушенных зданий в своем районе и рассказывал о тяжелых условиях жизни киевлян, оставшихся в городе.
Другие радиоведущие FEBC проводили молитвенные собрания онлайн и направляли слушателей в консультационный центр служения за духовной помощью. Во время молитвенного собрания в июне одна из слушательниц написала, что в соседнее с ней здание только что попала ракета. «Я слышу крики людей,» — написала она. Радиоведущая помолилась за испуганную слушательницу и через несколько минут получила ответ: «Ваши молитвы помогают мне не бояться. Они дают моему сердцу покой».
Помощь раненым
Хотя мира особенно не хватает в некоторых частях Украины, граждане в большинстве городов и сел переживают эмоциональное тяжелое состояние, живя в стране, раздираемой войной. Напряженность создала потребность в духовной помощи, которую Накул и другие пасторы считают такой же неотложной, как и удовлетворение физических нужд.
Федя Минаков говорит, что это верно и в семинариях.
Профессор иврита и Ветхого Завета Евангелическо-реформаторской семинарии Украины оставил дом в Киеве, когда в феврале начались бомбардировки, и поселился недалеко от западной границы страны. (Сейчас он уже воссоединился с семьей, которая вернулась из эвакуации в Голландию).
Семинария приспособилась к условиям военного времени, проводя занятия онлайн для студентов, разбросанных по Украине и Европе, и готовится к осеннему семестру, который будет включать новый курс, уже почти полностью заполненный — капелланство.
Это оправданно в стране, где много мужчин было призвано на войну в короткий срок, но Минаков говорит, что подготовка капелланов предназначена не только для солдат. Пасторы просят о более специализированном обучении тому, как помочь прихожанам и другим членам общины, страдающим от таких проблем, как посттравматическое стрессовое расстройство после нескольких месяцев бомбардировок, смертей, разрушений, разделения семей и переселения. «Им нужна помощь в том, как быть пастором в стране, где все страдают от войны», — говорит он.
Пасторы также нуждаются в обучении, чтобы продолжать обычную работу по созданию церквей даже в чрезвычайных обстоятельствах. Минаков говорит, что пасторы и студенты, рассеянные по Украине и Европе, видят необходимость в большем количестве церквей с проповедью о том, как оставаться верными в районах, где люди становятся более духовно отзывчивыми. «Их жизни находятся под угрозой, и поэтому они задают серьезные вопросы», — говорит он о людях в местных общинах. «И мы можем сказать им, что Библия и Христос дают единственные реальные ответы на эти вопросы».
Военное время как поле для жатвы
Сергей Рахуба воодушевлен чутким служением поместных церквей, свидетелем которого он стал, будучи президентом «Миссии Евразия», евангельского служения, которое обучает и мобилизует лидеров церквей по всему региону, в том числе и в родной для Рахубы Украине.
Хотя служение не является гуманитарной организацией, за последние шесть месяцев оно откликнулось на многие нужды. Работая с местными церквями, группа поддерживает центры для беженцев и дневные лагеря для тысяч перемещенных детей. На территории Украины группа также направила одних из первых добровольцев для помощи гражданам на территориях, захваченных Россией и вновь освобожденных украинскими солдатами.
По словам Рахубы, недавно команда служителей добралась до деревни с населением около 500 человек в регионе, который находился под контролем России в течение двух или трех месяцев, прежде чем украинские войска изгнали россиян. Команда сообщила, что жители были голодными и в отчаянии, что российские солдаты забили весь скот в их маленьком городке. Команда раздала жителям продуктовые наборы и Священное Писание — это служение продолжается и в других регионах.
Рахуба благодарен многим евангельским церквям, которые сохраняют гибкость и находятся в авангарде служения своим общинам. «Церкви восстают из пепла разрушений», — говорит он.
Надежда на будущее
Вернувшись в Киев, пастор Сергей Накул продолжает привыкать к новым обстоятельствам, и он по-прежнему видит ценность в том, чтобы оставаться постоянным членом своей общины в Киеве, а также работать в радиосети FEBC. Он надеется, что семья скоро сможет воссоединиться с ним, но говорит, что его подбодрило недавнее посещение жены — он впервые увидел ее после эвакуации. «У нас был как будто медовый месяц», — говорит он. «Это были шесть дней, которые полностью освежили нас».
Пока супруги не воссоединятся, пастор говорит, что его продолжает освежать Божья благодать, которая сопровождает его с первых дней жизни. «Я говорю людям, что не знаю, что будет дальше», — говорит он. «Но единственная уверенность, которую вы можете иметь как дитя Божье, — это доверие к драгоценным обетованиям Бога, воплощенным во Христе». Накул говорит, что послание, которое он подчеркивал в начале войны, он провозглашает и сейчас: «Бог с нами».
Автор — Джейми Дин / thegospelcoalition.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!