За пределами румынского города Сигету Мармацией, напротив реки Тиса, в темной ночи стоит вереница машин. Свет автомобильных фар выхватывает неясные очертания фигур: женщин, детей, пожилых людей – семьи бегут от войны в Украине. Они продвигаются вперед очень медленно. Колонна из машин растянулась на 15 километров. Некоторые из них уже провели здесь ночь ожидания на холоде, надеясь доехать до Сигета и оказаться в безопасности.
Когда, наконец, это путь будет завершен, их встретят христиане, готовые предложить помощь. Баптистские и пятидесятнические церкви северной Румынии прилагают совместные усилия, чтобы встретить беженцев. Эта история повторяется на контрольно-пропускных пунктах в разных странах, расположенных вдоль южных и западных границ Украины.
По сообщению ООН менее двух недель назад, после того, как Россия вступила на территорию Украины, по меньшей мере, 2 миллиона украинцев и людей других национальностей бежали из своей охваченной войной страны. Больше половины оказались в Польше, но сотни и тысячи бегут в небольшие страны, расположенные поблизости.
Эта тенденция может нарастать. Южный украинский город Одесса, готовящийся к потенциальной атаке со стороны России, соседствует с Молдовой, которая подготавливается к возможности увеличения числа украинских беженцев со стороны совместной границы.
Из-за продолжения войны церкви Восточной Европы мобилизовались, чтобы послужить беженцам, бегущим из Украины. Превращаясь в своеобразные полустанки для усталых путешественников, они предлагают еду, кров, транспорт и надежду спасения. Вот несколько примеров служения беженцам из Молдовы и Румынии.
Кишинев. Молдова
Когда в Украине разразилась война, пастор Михай Чисари из церкви «Образ Бога» в Кишиневе, Молдова, поехал в Одессу, чтобы помочь вывезти оттуда друга-миссионера. По прибытию на границу в городе Паланка, он быстро осознал масштабы кризиса. Очередь из машин. Тысячи эвакуирующихся. Потрясенное правительство Молдовы.
Чисари немедленно вернулся домой и арендовал грузовик. Он снова ехал два часа до Паланки, чтобы предложить помощь. «Первыми пассажирами были люди из Туркменистана, Азербайджана и Ирана, студенты и рабочие из Одессы». Чисари смог довезти их до Кишинева, устроить им пристанище в здании своей церкви и поделиться любовью Господа. «Я никогда и представить бы не мог, что моя церковь будет наполовину заполнена мусульманами», — говорит Чисари.
В первые дни его церковь практически не служила этническим украинцам. Вместо этого «Образ Бога» приютила зарубежных студентов из Нигерии, Камеруна, Эфиопии, Непала и Индии. Они пробыли там один или два дня, а затем поехали дальше.
Сейчас прибывают в основном женщины и дети из южной Украины. Когда они приезжают, церковь предлагает им еду, одежду и предметы личной гигиены. В здании нет душевых, поэтому члены церкви открывают свои дома. (Чисари замечает: «Если ты провел в машине 30 часов, то действительно готов помыться»)
Хотя большинство беженцев остается здесь лишь на короткое время, – и несмотря на языковой барьер, – церковь ищет пути восполнения их эмоциональных и духовных нужд. Верующие женщины приводят своих детей, чтобы навестить измученные семьи. И пока дети играют вместе, матери собираются на молитву.
Церковь также помогает путешественникам продолжать свой путь. Координируя действия с церквями по всему региону, они могут помочь вынужденным странникам, направляя их к христианам в ближайшие города или страны. Совместными усилиями церкви организовали «коридор» для беженцев – почти похожий на метро – обеспечивая помощь в передвижении и с документами.
Но не все едут дальше. Некоторые решают остаться. Последние два воскресенья здание церкви «Образ Бога» было заполнено людьми. Во время поклонения верующие организовали перевод на родной язык беженцев. Также они разработали евангелизационную брошюру на разных языках. Она написана в виде письма другу, деликатно раскрывающего зло войны. «Те, кто приходит сюда, ранены. Они уверены, что Россия плохая», — говорит Чисари. «Но мы стараемся очень аккуратно показать им, что у всех нас есть проблема со злом. И проблема эта — наши грехи...».
Сигету Мармацией, Румыния
Воскресным утром после начала войны, Габриель Михня стоял перед своей маленькой румынской общиной, после всего двухчасового сна. Почти всю ночь он молился о том, чтобы Бог помог ему вдохновить своих членов церкви на помощь потоку украинских беженцев, пересекающих границу. Пастор призвал свою паству к посвящению: «Для нас настало время сделать что-то для людей. Для людей вне церкви».
В тот день Баптистская церковь Сигета «Вифания» взялась за дело. Группа братьев прошла по домам членов церкви, чтобы собрать одежду, матрасы, одеяла и полотенца. Они переоборудовали подвал здания и зал для собраний во временное пристанище.
В ту неделю церковь приютила около 120 беженцев, первым из прибывших была жена украинского пастора Вося Потяк. Вося на шестом месяце беременности. Когда в ее родном городке Кричово начались военные действия, она бежала, оставив мужа служить в Украине. Вося неустанно работает в церкви Вифания, помогая с переводом и служа беженцам.
Как и многие верующие в других странах Восточной Европы, церкви Сигета не довольствовались тем, что просто принимали и кормили приходящих. Они также оплачивали счета за бензин, помогали им найти жилье в близлежащих городах, и даже организовывали их дальнейшее передвижение до отдаленных городов, таких как Будапешт и Прага.
Совсем недавно Михня начал поездки в Украину в сопровождении братьев-христиан. Церкви северной Румынии координируют усилия по доставке через границу грузовиков с пожертвованными продуктами – маслом, мукой, водой. Они вышли на связь с украинскими пасторами, которые могут принять эти продукты (в определенном месте), а затем вернуться в свои города через Закарпатскую область, чтобы распространить их среди нуждающихся – миссия как гуманитарная, так и евангелизационная.
Больше всего Михню изумляет отклик его общины на существующий кризис. «Люди нашей церкви на самом деле живые камни», — говорит он. «Они жаждут помочь. Они собираются для молитвы. Они свидетельствуют о Христе и Его Евангелии». На протяжении последних двух недель он говорил им: «Настало время перейти от проповеди к делу. Сейчас наилучшее время жить жизнью веры и делать добро, к которому мы все призваны».
Свет миру
Будь то походная кухня или теплое место для отдыха, импровизированный медицинский пункт или дом молитвы – даже просто временная передышка на пути – церковь стала важнейшим полустанком для утомленных беженцев. Не потому что эти здания предлагают лучшие условия проживания или безопасное место, но потому что внутри них находятся живые камни, в которых обитает Сам Господь
Красота Христова спасения и нового творения отражается в тех, кого Он спас и в тех, кого Он использует для спасения Своей любовью. Когда церковь исполняет свою миссию быть светом во тьме, Бог исполняет Свои цели по спасению людей. Там, в Румынии, Михай Чисару уже видит проблеск надежды в темноте наших дней: «Я свидетельствовал многим открытым и интересующимся. Я вижу как Бог работает уже сейчас. Скоро мы увидим жатву».
Автор — Эллиот Кларк / thegospelcoalition.org
Перевод — Анастасия Муратова для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!