Тяжелое социально-экономическое положение восточного региона Украины, особенно после начавшихся в 2014 году военных действий, приведших к разрухе и без того вымирающие села; «суетная жизнь, переданная от отцов», выражающаяся в многовековых языческих обрядах; так называемая православная вера, которая сводится к формальности и слепому следованию традициям; и отношение недоверия как образ жизни обусловливают специфику благовестия в этом крае.
Для рассмотрения особенностей донесения Благой Вести взяты некоторые населенные пункты в Донецкой, Луганской и Харьковской областях без упоминания их названия, основываясь на рассказах очевидцев и участников жизненного уклада той местности, то есть служащих в тех локациях миссионеров.
Небольшой шахтерский городок и прилегающие к нему села в Донецкой области.
Людям здесь месяцами не выплачивают зарплаты, на мизерные пенсии рассчитывать не приходится. Население занято в основном хозяйством, обработкой земли, а кто помоложе уезжает или намерен это сделать в поисках заработков.
В этих краях не все определились, какой флаг вывесить на фасаде собственного дома, поэтому села разнятся между собой атрибутами разделения. Разруха. Уныние. Безнадежность. Но люди все равно во что-то верят. Кто в гороскопы, кто к бабкам за выкатыванием порчи обращается, возводя таких «целителей» в ранг добродетелей, плохо осознавая, что после подобных «сеансов» сами же терпят крах в жизни, страдая от алкоголизма и теряя семьи. В Бога тоже верят, но только «в душе», считая свою веру личным делом.
Самое лучшее в таком положении вещей, считают миссионеры, это начать с социальной помощи продуктами и одеждой нуждающимся людям. И строить простые дружеские отношения с ними на длительную перспективу, искренне участвовать в их жизнях, например, помочь по хозяйству.
Легче всего на контакт идут люди, у которых есть острые проблемы. Например, мать зависимого от алкоголя сына сама обратилась к миссионерам за помощью.
Детей и подростков миссионеры Донбасса считают самой лучшей почвой для семян Доброй Вести. В селах нет никаких развлечений, а команды миссионеров для них нередко организовывают лагеря, спортплощадки, разные кружки, клубы Суперкниги. Через все эти инструменты и искреннее общение благовестникам легко подружиться с детьми и подарить надежду на Христа.
Миссионеры в Донецкой области отмечают необходимость быть чутким к потребностям людей и всегда быть готовым завести в любом месте и с любым человеком разговор.
Аграрный городок и поселки рядом в Луганской области, где предприниматели озабочены посевами, а пенсионеры, малообеспеченные и многодетные — тем, как пережить очередную зиму, ведь расходы на коммунальные услуги превышают уровень доходов.
Здесь население благоволит к языческим праздникам, рассматривая их скорее как возможность повеселиться. Даже Рождество постепенно теряет свое религиозное значение и тяготеет в умах людей больше к светскому мероприятию.
«Я не видел здесь открытого противостояния Богу. Люди не против насаждения христианских ценностей, но поступают по-своему. В выстраивании дружеских отношений сложностей тоже нет, люди простые на любом социальном уровне, но восприятие, конечно, остается у каждого своим. Нас, миссионеров, не гонят, но и воспринимать как несущих истину, не стремятся», — поделился местный миссионер и пастор церкви.
Поэтому он, в первую очередь, проводит среди паствы и невоцерковленных людей просветительскую работу, акцентируя внимание не на исполнении обрядов в тот или иной праздник, а на его духовном смысле.
Также в городке немало нуждающихся людей, поэтому как инструмент евангелизации актуальна социальная и гуманитарная помощь, которые позволяют строить дружеские отношения на перспективу.
Миссионеры общаются и с представителями других конфессий для объединения интересов в спасении душ, отмечая некоторую пассивность со стороны церквей в отношении к благовестию.
Село в Харьковской области, основанное еще в 17-м веке, издревле славилось буйным нравом его жителей. Как признается местный миссионер, «дух бунта» ощущается и по сей день. Не каждый проповедник, хоть раз побывавший здесь, решается приехать еще раз, потому что даже у воцерковленных людей на лицах отражается откровенное недовольство.
Местный миссионер, опекающий людей в этом селе и еще в десяти окружающих его деревнях, рассказывает, что села находятся в стадии вымирания: молодежь уезжает, школы закрываются, остаются в основном пенсионеры. Люди недоверчивые, разочарованные, разбитые, не имеют уверенности в завтрашнем дне. Единицы среди населения настроены оптимистически, бодрятся, хотя тоже живут в недостатке. На тысячу — всего пару таких человек.
Население настолько бедное, что не все люди могут кушать вдоволь хлеба. Самая примитивная гуманитарная помощь, которую раздают миссионеры, вплоть до поношенных вещей, востребована.
В таких условиях что-то делать своими силами у служителей даже мысль не возникает, только с Божьей помощью и Его силой.
До карантина в этой местности команда миссионеров проводила массовые мероприятия — концерты с участием небезызвестных исполнителей. Временами, например, приезжали в села с населением 120 человек, варили на всех кашу, проводили евангелизационный концерт с раздачей Евангелия. На такое событие собиралось 80% всего населения села.
В тех местах, где ранее были открыты домашние церкви, миссионеры области продолжают проводить массовые мероприятия, раздавать евангелизационные газеты, библейские календари, организовывать детские лагеря. К старшему поколению проще всего достучаться через продуктовые наборы.
Миссионерам Харьковской области также открыты двери и в местные больницы, где лежат люди с неизлечимыми болезнями. В практике служителей насчитывается немало случаев, когда после беседы с ними люди принимали Господа и уходили в вечность.
Подводя итоги вышеизложенного, можно выделить несколько особенностей благовестия в восточном регионе Украины. Это личный евангелизм, основанный на дружбе с человеком. Опека пожилых людей, социальная и гуманитарная помощь как восполнение физических потребностей и приобщение населения, особенно детей, ко Христу через разного рода евангелизационно-развлекательные мероприятия. Миссионерам также приходится вести просветительскую работу как среди прихожан церквей, так и невоцерковленных людей.
Материал подготовил пресс-центр Миссии «Христос есть ответ»
Последнее: 26.07. Спасибо!