Каждый год с августа по февраль моя кредитка ищет пятый угол. Вспоминая подготовку к новому учебному году, водоворот осенних и зимних каникул, меня бросает в дрожь при мысли о времени, проведённом в супермаркетах, гигантских пакетах с сезонными наборами, набитыми в мою машину. И когда приходит время покупать сладости на День святого Валентина, меня от всего этого, честно говоря, уже мутит.
Погоня за материальным опустошает наши души – это замечают даже не христиане. И современная американская культура предлагает выход: “Лучше приобретайте впечатления, а не вещи”.
Этот совет напоминает христианам Евангелие от Матфея 6:19 – “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут”. Вот мы, одобрительно кивая головами, и принимаемся составлять списки “впечатлений”, призванных оживить праздничную пору в наших семьях.
“Подарки-впечатления” могут быть отличным вариантом, особенно если места в доме уже не осталось или вы не уверены, что ещё одной игрушке, свитеру или кофейной чашке обрадуются. Дарение впечатлений также может помочь провести чудесное время с вашими близкими. Однако приоритет впечатлений над вещами вовсе не является, как бы ни казалось, панацеей от материализма, и христиане должны осознавать опасность заблуждений, присущих этой философии.
Мнимые противоположности
Понятия “впечатление” (ощущение — прим. пер.) и “вещь” – это просто два измерения единой реальности: Бог сотворил носителей Своего образа во плоти, чьи действия неразрывно связаны с материальным миром. Рассуждая о впечатлениях как о подарке, люди обычно имеют в виду посещение привлекательных мест, занятие чем-либо интересным, требующим особенных условий или средств, употребление изысканных блюд и напитков. Говоря же о вещах, мы имеем в виду книги, которые мы читаем, одежду, которую мы носим, музыкальные инструменты, на которых мы играем. Впечатления мы получаем от обращения с вещами, и вещи доставляют удовольствие только в том случае, если их можно ощутить.
Разобравшись с этой кажущейся дихотомией, обратим внимание на более тревожную проблему замены вещей впечатлениями. Она заключается в том, что нейтральной такую замену назвать очень трудно. Чаще всего она носит тонкий оттенок потворства.
Нам хочется думать, что, подавляя желание обладать в угоду впечатлениям, мы боремся с материальным. Но что это, как не манипуляция материальным миром для получения удовольствий? И что мы обычно ищем в ощущениях, как не наслаждений?
Честная оценка
Апостол Иаков, описывая, как жадность порождает грех и всякого рода зло, вразумляет верующих, которые просят “не на добро, а чтобы употребить для… [своих] вожделений” (Иакова 4:3). Правда в том, что мы подвержены искушению искать удовлетворения своих желаний в обладании вещами и получении удовольствий. И то, и другое, если мы не будем внимательны, может отвлечь нас от достаточности Христа и необходимости следования за нашим Господом.
Также я заметила, что большинство из поборников впечатлений на самом деле хорошо обеспечены материально и не испытывают недостатка ни в чём “необходимом” для безопасной, здоровой и комфортной жизни. Если у нас есть лишние деньги, позволяющие наслаждаться не имеющими жизненной важности впечатлениями, то было бы неплохо, вместо празднования победы над материальным, вспомнить, что “от всякого, кому дано много, много и потребуется” (Луки 12:48).
Ни вещи, ни впечатления сами по себе не насытят человеческую душу. Так же, как наше имущество воруют, оно гниёт и приходит в негодность (Матфея 6:19), наши чувства легко страдают из-за потери документов, болезней и слабеющей памяти. К счастью, Иисус не оставляет нас в отчаянии. Вместо этого Он призывает нас “собирать себе сокровища на небе” (Матфея 6:20).
Лучшее устремление
Что же всё это значит в реальности? Все должны получить лишь “мысли и молитвы” в подарок на Рождество в этом году? Конечно нет.
Вещи и впечатления могут стать препятствием в наших отношениях со Христом, что, конечно, недопустимо. Ведь мы и празднуем Рождество именно потому, что Сын Божий пришёл во плоти, дабы через нашу веру в Его воплощение, совершенную праведность, смерть и воскресение во плоти, Он мог полностью искупить нас, возродив Святым Духом. Отныне едим ли, пьём или делаем что иное (рисуем, растим сад, играем в пиклбол) – всё можем делать во славу Божию (1 Коринфянам 10:31).
Вместо того, чтобы выбирать подарки, отдавая предпочтения впечатлениям, Христос призывает нас стремиться дарить друг другу любовь – добродетель, доступную нам как в вещах, так и во впечатлениях.
Нет необходимости усложнять или намеренно одухотворять проявление любви. Разумная умеренность позволит нам как помогать нашей церкви, так и выразить свои чувства “меньшим из братьев” (Матфея 25:40). Это может выглядеть как знак искренней привязанности и восхищения объектом вашего внимания. Это может быть предложением совместного благотворного времяпрепровождения, тёплые воспоминания о котором вы сохраните надолго. Нет причин исключать подарок, действительно отражающий личные предпочтения вашего друга, способный привнести новые краски в его будни. Можете даже купить бейсбольный мяч и пару перчаток для игр со своими детьми в свободное время.
Гоняющийся за материальными или чувственными наслаждениями увянет на путях своих (Иакова 1:11), но “любовь никогда не перестает” (1 Коринфянам 13:8). Пусть в этот сезон подарков, братья и сестры, нас узнают по нашей любви!
Автор — Холли Линн Смит / thegospelcoalition.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!