Йом-Кипур — второй в череде больших осенних праздников еврейского календаря — считается самым священным днём в году. Многие евреи, которые игнорируют синагогу во все другие дни года, приходят на службы в Рош ха-Шана и особенно Йом-Кипур. Есть вещи, которые никогда не меняются. Ещё в первом веке еврейский философ Филон Александрийский писал, что Йом-Кипур «педантично соблюдают не только те, кто ревнует о благочестии и святости, но и те, кто вообще не проявляет никакой религиозности в любое другое время».1 Такова сила традиции и обязывающего влияния сообщества.
Йом-Кипур в Танахе
Не сложно представить, что в библейские времена празднование Йом-Кипура сильно отличалось от того, как он соблюдается сегодня. В то время не было синагог, по крайней мере, до Вавилонского плена. Вместо этого центром поклонения была Скиния (в нашей ранней истории), а затем Храм (со времён царя Соломона).
Что происходило в Йом Кипур? Не было ни Коль Нидрей, ни молитвы «Аль хет», ни Авину Малкейну. Вместо раввина был коэн (священник), который проводил в Скинии/Храме различные церемонии. Фактически коэны круглый год совершали от имени народа жертвоприношения животных — ритуалы, совершенно незнакомые нам сегодня. Существовали ежедневные жертвоприношения, а также специальные праздничные и еженедельные шаббатние жертвы — быки, козы и ягнята; некоторые приносились в жертву для искупления грехов, другие для приготовления трапезы с последующим праздничным общением.
Ритуалы Йом-Кипура
День искупления был посвящён покаянию и обретению прощения. Животных приносили в жертву в течение всего года, чтобы каявшиеся могли получить божественное прощение. Но считалось, что Йом-Кипур — это день, в который народ должен был снять с себя все те грехи, за которые жертвы ещё не были принесены. Все соответствующие искупительные ритуалы подробно описываются в 16 главе книги Левит, краткое изложение которой приводим ниже.
Ритуалы должны были впечатлять и внушать благоговение. Сначала первосвященник — из всех священников он был единственным, кто имел право совершать обряды Йом-Кипура, — облачался в белое, а затем приносил в жертву быка за себя и свои грехи. Потом он брал благовония и входил в Святое Святых — самое священное внутреннее помещение Скинии/Храма. Только он и лишь раз в году — в этот день — имел право входить в сокровенное пространство Святого Святых. Дым от воскуряемого ладана должен был скрывать из виду «престол благодати», т.е. крышку, покрывавшую Ковчег Завета, где между двумя золотыми изваяниями херувимов обитал Бог. Таким образом первосвященник не мог «смотреть» на Бога, который был слишком свят, чтобы его можно было увидеть. Кровью быка окропляли крышку Ковчега и перед Ковчегом, чтобы искупить вину первосвященника и всего священства. Затем всё это действо повторялось с козлом, приносимым в жертву во искупление грехов народа. Белая одежда, красная кровь, сладкий аромат благовоний, дым — в общем, очень впечатляющий ритуал, мощно воздействующий одновременно на несколько органов чувств.
В праздновании был ещё один драматический элемент. Первосвященник брал второго козла и, возложив руки на голову животного, исповедовал грехи Израиля, а затем изгонял козла в пустыню. Это символизировало снятие грехов народа. Поскольку животное «отпускали» в пустыню, его называли «козлом отпущения», что, конечно же, стало популярной метафорой для обозначения любого, кто несёт вину за кого-то другого.
Йом-Кипур в Новом Завете
В первые несколько десятилетий первого века Храм всё еще стоял — до разрушения римлянами в 70 году нашей эры. Это значит, что во времена Иешуа (Иисуса) и его первых последователей библейский Йом-Кипур — со всеми священниками и жертвами — был неотъемлемой частью еврейской жизни. В книге Деяний этот день упоминается как «пост», это было достаточно распространённое обиходное наименование данного праздника:
«Медленно плавая многие дни и едва поравнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного нам ветра, мы подплыли к Криту при Салмоне. Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея. Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошёл, то Павел советовал, говоря им: “Мужи! Я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни”» (Деяния 27:7-10) (выделено автором).
Йом-Кипур выпадал на сентябрь или октябрь, и с приближением зимы путешествия на кораблях по Средиземному морю становились всё более опасными. Хотя упоминание «поста» здесь служит указанием на опасность морского путешествия, мы знаем, что Павел и другие ранние еврейские последователи Иешуа продолжали жить как набожные иудеи, и соблюдение Йом-Кипура не было исключением. Очевидно, что автор книги Деяний, Лука (который, возможно, был евреем, а возможно, и не был — библеисты никак не придут к единому мнению), считал его чем-то привычным.
Хотя это единственное прямое упоминание данного дня в новозаветных Писаниях, тема Йом-Кипура — искупление — прослеживается через весь Новый Завет. Показательно, что в другой праздник, Песах, Иешуа говорил, что целью его предстоящей смерти является именно искупление:
«И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: “Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов“» (Матфея 26:27-29) (выделено автором)
Песах был подходящим временем для этого заявления Иешуа, поскольку прощение грехов есть по сути своей освобождение, которое и знаменует Песах. Однако наиболее подробно тема искупления рассматривается в тексте, известном как Послание к Евреям и адресованном еврейским последователям Иешуа:
«И не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евреям 9:25-26).
Здесь автор использует двойной образ: Иешуа — первосвященник, совершающий искупление за грехи людей, и он же сам — искупительная жертва. Эта картина первосвященника, приносящего себя в жертву на Йом-Кипур, ошеломляла читателя первого века, и она как нельзя ярко подчеркивает суть: Иешуа отдал свою жизнь в качестве искупления за нас. И хотя в Новом Завете об этом сказано довольно кратко, смерть Иешуа недвусмысленно показана как окончательный Йом-Кипур на все времена.
Примечания:
- Филон Александрийский. Особые законы.1.186.
автор — Рич Робинсон / cis.jewsforjesus.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Хороший разбор. Я бы сказал, калорийный, без добавок. Хотелось дополнить вторую половину.
Еще одним местом в Новом Завете, отсылающим к Йом ха-Кипурим является, на мой взгляд, следующее:
31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
(Матф.25:31-33) и далее до конца главы.
Овцы и козлы здесь соответствуют двум козлам — козлу для Господа и козлу для Азазеля. Первым Сын Человеческий говорит «приидите», а вторым — "идите от Меня [со своими грехами]". Т.е. первые пойдут к своему Господину (Господу), а вторые — к своему господину (Азазелю).
На первый взляд, может показаться, что здесь (ниже) происходит разбор дел. На мой взгляд, это просто соблюдение процедуры. Как и в истории с десятью девами подобную роль играло масло. Но сущность дела в чем: вас Я знаю, а вас Я не знаю. И все попытки найти «масло» к суду для всех пяти дев были бессмысленны.
Еще хотелось остановиться на названии праздника. Точнее на переводе. Как уже отмечал, не знаю иврита, но мое богословие говорит мне, переводят не совсем корректно. Обычный перевод — это «искупление». Но искупление совершилось на Песах. А на Йом ха-Кипурим происходит, на мой взгляд, избавление. Господь искупил нас на Песах, а затем нам, спасенным, Вождь нашего спасения помогает это спасение сохранить и избавляет нас от суда на Йом ха-Кипурим. Причем делает это не так, как было в эпоху Ветхого Завета:
11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
(Евр.9:11,12)
Здесь, на мой взгляд, более подходит второе значение слова «лютросис» — избавление. Что, похоже, подтверждает окончание главы:
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение.
(Евр.9:27,28)