«Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твое...» (Матфея 6:9)
Сколько уст говорили эти слова с тех пор, как Господь Иисус впервые научил их произносить? На скольких языках? Сколько разных людей, в разных обстоятельствах склоняли свои головы и сердца, чтобы помолиться так, как велит Иисус?
Умирающие люди молились. Необразованные молились. Даже неверующие и злодеи молились. Дети молились. Великие и мудрые находили для молитвы время. Каждый континент на земле слышал произнесенные шепотом эти слова. Племена в отдаленных деревнях и цари в высоких дворцах кланялись и повторяли за еврейским пророком из Назарета. Была ли другая молитва, которой чаще молились? Были ли другие слова, которые произносили больше раз?
И все же, если большое число людей повторяют наставления нашего Учителя о том, как молиться, то многие ли смогут повторить то, что написано непосредственно перед ними — а именно, то, как молиться не нужно? Понимают ли люди, что наставления нашего Господа о молитве являются одновременно показывающими положительный и отрицательный подход, что они не просто сами по себе, но даны в противопоставлении друг другу? Для некоторых из нас, произносящих блуждающие молитвы, лучшее, чему мы можем научиться, — это не молиться как фарисей или язычник.
Молитвы фарисеев
Нравится ли вам, когда люди вокруг вас замечают и восхищаются вами, когда вы молитесь?
Первый принцип «как не нужно молиться» Иисуса направлен против лицемера, воплощенного в фарисее. Когда фарисей молился, он не столько хотел молиться, сколько чтобы его видели молящимся. Как птица в период спаривания, он громко пел молитвы, выставляя себя напоказ.
«И когда молитесь, — начинает Иисус, — не будьте, как лицемеры. Ибо они любят стоять и молиться в синагогах и на углах улиц, чтобы их видели другие» (Матфея 6:5).
Такой человек вкладывает всё своё усердие, сосредоточенность и интерес в публичные молитвы. Он приходит на углы улиц или присоединяется к домашним группам. То, что многим может показаться волнующим и глубоко духовным, не производит впечатления на Того, Кто знает их беспокойные мысли: А смотрят ли на меня сейчас люди? Произвожу ли я на них впечатление?
Иисус показывает нам пример такого «посмотрите-на-меня» молитвенника, который не может не возвеличивать себя даже при отсутствии публики.
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Луки 18:10-12)
Другими словами: «Боже, спасибо Тебе, что когда Ты смотришь на меня — и когда я сам смотрю на себя — мы оба видим такую приятную картинку! В отличие от этого человека, отвратительного как для язычника, так и для иудея, Ты сделал меня весьма приятным зрелищем. Дважды в неделю мой живот урчит и скручивается от поста. На моих полках со специями не залеживается то, что принадлежит Тебе!» «Будь милостив ко мне грешнику» живет за много миль от его разума в далеком городе под названием Оправдание.
Молитесь ли вы так, чтобы произвести впечатление на других? Чтобы составить духовное резюме? Какова ваша жизнь тайной молитвы? Стоите ли вы когда-нибудь так высоко или сияете таким святым сиянием, когда знаете, что за вами наблюдают другие? Иисус учит, что вы не должны уподобляться им, потому что «они получили награду свою». Вместо этого «когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матфея 6:5-6).
Молитвы язычников
Приходилось ли вам заканчивать молитву и понимать, что вы не можете вспомнить ничего из того, о чем только что молились? Вы говорили по-христиански — соблюдали молитвенные фразы, приближались к Богу устами и почитали Его устами, в то же время ваше сердце было далеко от Него. Такая себе молитва на автопилоте.
«И когда молитесь, — учит Иисус, — не говорите пустых фраз, как язычники, ибо они думают, что за многословие свое будут услышаны» (Матфея 6:7).
Язычники возносили пустые мантры, говорили заезженные и заурядные банальности, бесплодные избитые фразы. Молитва для язычников часто оказывалась не более, чем формулой — произнеси определенные слова столько-то раз, и боги услышат тебя и ответят. Просто бормочите заклинания, чтобы пробудить божество от дремоты, и оно в конце концов благословит вас. Жрецы Ваала действовали подобным образом в своем противостоянии с Илией, молясь «Ваал, ответь нам!» с утра до полудня (1 Царств 18:26).
Так же и с нами.
Хотя мы не молимся камням, дереву или солнцу, Иисус не хочет, чтобы Его ученики молились истинными словами истинному Богу ложно. Впустую. Не знаю, как у вас, но молитвы во время еды могут быть первыми, лишенными жизненной силы (что вообще значит «благослови эту пищу для нашего тела»?). Слишком часто мой рот двигался, молитвы произносились — но не от меня. Благочестивое чревовещание.
Наш Господь разоблачает скрытую неуверенность под пустыми фразами языческих молитв: «Они думают, что будут услышаны за свое многословие». Язычники не уверены в расположении сердца Бога по отношению к ним — поэтому они умиротворяют, впечатляют или усовершенствуют невежественных и равнодушных богов. Они пытаются привлечь их внимание, бросая пыль в небеса, отчаянно желая, чтобы кто-то ответил им.
Такая неуверенность в себе перекликается с моими молитвами «говори больше». Действительно ли меня услышали? Кажется, что молитва менее надежна, чем, скажем, текстовое сообщение, так как там хоти бы видно, что оно доставлено и прочитано. Молитва так не работает. Мне кажется, что я молюсь почтовым голубям — когда каждый из них улетает, я надеюсь, что хоть некоторые из них прибудут в пункт назначения.
Молитва, состоящая из пустых фраз и множества слов, может превратиться в вероятностное предложение. Чем больше голубей, тем больше шансов, что Бог получит послание. Менталитет «третий раз — наверняка». Но Иисус рассеивает наши бессвязные страхи: «Не будьте как они, — наставляет Он, — ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения» (Матфея 6:8). Прежде чем вы подойдете к престолу Отца, Он знает. Он знает ваши нужды — Его взор не отвратился от вас. Язычники молятся неизвестному богу. Мы молимся Отцу.
Молитва для христиан
Иисус начинает молитву «Отче наш, сущий на небесах» словами «Молитесь же так» (Матфея 6:9). Затем Он соединяет наставления о том, как не надо молиться, с молитвой «Отче наш».
Я полагаю, что Иисус дает нам эту молитву отчасти для того, чтобы противопоставить её ошибкам лицемеров и язычников. В своей короткой молитве Иисус дает нам альтернативу фарисейской молитве «смотрите все на меня» и языческой молитве «говори побольше».
Против лицемерных молитв Он учит нас молиться так:
«Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Матфея 6:9-10)
Иисус учит Своих учеников молиться о том, чтобы был виден Бог во всей Своей славе, а не мы. Вместо того, чтобы наши имена святились, наши царства приходили, наша праведность была видна, хвалилась и восхищалась — или какими бы различными способами мы ни просили об этом — мы хотим, чтобы Божье приходило и почиталось. Эта молитва, произнесенная из сердца, а не только устами, превращает лицемеров в поклонников, меняя фокус сердца от себя к Богу. И когда слава Божья станет истинным желанием нашего сердца, мы полюбим тайную молитву.
Против языческих молитв Иисус добавляет:
«Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Матфея 6:11-13)
Вместо того, чтобы будить храпящее божество, стремясь умиротворить бога, которого мы по-настоящему не знаем, мы молимся небесному Отцу. И поэтому, вместо того чтобы пытаться произвести впечатление или играть в вероятностные игры с божественным ухом, мы можем молиться простыми, детскими и даже краткими молитвами к нашему Отцу (эта молитва насчитывает 57 слов на греческом языке, 38 — в рассказе Луки), зная, что Его ухо открыто к нам через Иисуса Христа. Мы просим Его о нуждах, о которых, как мы уже говорили, Он и так знает. Он — Отец, желающий, чтобы Его сыновья и дочери подошли поближе и рассказали Ему обо всех просьбах своего сердца.
Один из лучших способов молиться — это знать, как не нужно молиться. Вместо того чтобы молиться, превознося себя, кричать: «Посмотрите же на меня!», мы молимся о том, чтобы Божью славу любили и ею восхищались. Вместо того, чтобы молиться пустословием, болтовней, неуверенными молитвами, мы молимся о хлебе насущном и прощении, зная, что Он знает наши нужды и простил нас во Христе прежде, чем мы попросили Его.
Автор — Грег Морзе / © 2023 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!