В детстве я испытывал нездоровый страх перед отправкой голосовых сообщений.
Поскольку сейчас голосовой почтой уже практически никто не пользуется, наверное, нужно кое-что объяснить. Когда я учился в школе, большинство телефонов висели на стене и не имели определителя номера. Поэтому, если вы звонили и никто не брал трубку, никто и не знал, что звонили именно вы — если только не было оставлено голосовое сообщение. Вроде бы все просто (и безопасно), верно?
Однажды (мне тогда было лет десять) я позвонил, чтобы узнать, не хочет ли моя подруга, которая жила в доме через дорогу, пойти на улицу поиграть, но никто не ответил. Я повесил трубку. Через несколько минут я позвонил еще раз. Ответа не было, и я дал отбой. В течение следующего часа я проделал так несколько раз. Заметив моё странное поведение, мама спросила, что я делаю.
«Я просто звоню узнать, не хочет ли моя подруга поиграть, но дома никого нет».
«Почему бы тебе просто не оставить сообщение?»
Я напрягся. «О, нет, нет... Я попробую позвонить еще раз через несколько минут».
«Нет, Маршалл, продолжать так звонить невежливо. Ты должен оставить голосовое сообщение».
«Мам, ну, правда, ничего страшного. Они не будут против».
«Нет, — твердо сказала мама, — ты сейчас же возьмешь трубку и оставишь голосовое сообщение».
Я подождал, чтобы убедиться, что она говорит серьезно, а затем медленно снял со стены орудие ужаса. Было что-то кошмарное в том, что мой голос записывали — без возможности удалить свои слова, повторить попытку или позвонить по тайм-ауту, — что заставляло меня чувствовать себя незащищенным. Не помогало и то, что моя подруга была немного задиристой и пользовалась практически любой возможностью посмеяться надо мной.
И снова никто не ответил. Раздался страшный гудок. Мама пристально смотрела на меня. «Привет, эм... Дженна. Это Маршалл. Ну... Я просто хотел узнать, дома ли ты и хочешь ли поиграть. Так что... позвони мне, когда вернешься... эм... Во имя Иисуса, аминь».
Глаза мамы расширились, и, прикрыв рот рукой, она очень старалась не засмеяться. Моя молодая, неуверенная в себе кровь закипела. Она заставила меня сделать это. Как она могла!
Забавно, но мое (крошечное) унижение воспроизводит распространенный парадокс в молитве: Эти три слова — во имя Иисуса — уже так глубоко укоренились в моем сознании благодаря бесчисленным молитвам в нашем доме, что они инстинктивно вылились наружу. В то же время они стали настолько привычными, что начали терять свой вес и значение (так что я проболтался о них десятилетней девочке на другой стороне улицы). Многие из нас за время многочисленных ужинов и отходов ко сну, богослужений и изучения Библии забыли, что мы храним в этих трех ошеломляющих словах: «Во имя Иисуса».
Шесть граней в имени
Кто научил нас молиться во имя Иисуса? Откуда это пошло? Молитва «Отче наш» этими словами не заканчивается. На самом деле, если поискать, то можно понять, что в Писании нет ни одной молитвы, которая бы заканчивалась этими словами.
Мы слышим, как люди крестят во имя Иисуса (Деяния 2:38), исцеляют во имя Иисуса (Деяния 3:6), учат во имя Иисуса (Деяния 4:18), изгоняют бесов во имя Иисуса (Деяния 16:18) и творят чудеса во имя Иисуса (Деяния 4:30). Апостол Павел говорит нам, что всё, что мы делаем, словом или делом, мы должны делать «во имя Господа Иисуса» (Колоссянам 3:17). Однако самое ясное учение о молитве во имя Иисуса исходит от самого Иисуса в ту ночь, когда Он был предан.
В главах 14-16 Евангелия от Иоанна записаны последние слова Иисуса к ученикам перед тем, как Он пошел на крест, и во всех трех главах Он упоминает о силе молитвы во имя Его: «О чем ни попросите во имя Мое» (Иоанна 14:13)... «О чем ни попросите Отца во имя Мое» (Иоанна 15:16)... «О чем ни попросите Отца во имя Мое» (Иоанна 16:23). Обращая внимание на повторение этих слова, мы понимаем, насколько важна такая молитва для последователей Иисуса, и узнаем, по крайней мере, шесть причин, по которым христиане должны молиться во имя Его.
1. Доступ: Бог слушает вас
Молясь во имя Иисуса, мы вновь обретаем единственную причину верить в то, что Бог действительно услышит наши молитвы. Мы осмеливаемся склониться перед Отцом только потому, что Сын решил склониться на кресте. Прежде чем призвать учеников молиться таким образом, Иисус говорит им: «Я есмь путь, и истина, и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанна 14:6). Никто не приходит иначе, как через Меня — но каждый, кто приходит во имя Мое, будет принят, услышан и любим. Жизнь, смерть на кресте и воскресение Иисуса возносят наши молитвы на небеса.
Иисус говорит (только послушайте Его слова): «В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога» (Иоанна 16:26-27). Другими словами, Мне больше не нужно просить Его о чем-то для вас. Нет, во Мне вы можете сами просить Всевышнего.
2. Любовь: Бог выбрал вас
Бог слушает наши молитвы не только потому, что Христос умер за нас, но и потому, что задолго до того, как Его Сын родился и пошел на крест, Он уже избрал нас как Своих. Он решил, не основываясь ни на чем в нас или о нас, любить нас и спасти во Христе.
«Не вы Меня избрали, — говорит Иисус, — а Я избрал вас и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите у Отца во имя Мое, Он дал вам». (Иоанна 15:16)
Я избрал вас, чтобы ваши молитвы имели силу. Это значит, что каждая молитва, которую мы произносим от Его имени, — это возможность вспомнить о незаслуженном чуде нашего избрания. Бог неба и земли, Тот, Кто сотворил все сущее, Тот, Кого вы отвергали и оскорбляли своими грехами, принял решение любить вас.
И если бы Он не избрал вас, вы бы никогда не смогли верить и уж тем более молиться. Иисус говорит: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Иоанна 6:44; также 6:65).
3. Сила: Бог может сделать все
Когда Иисус вознесся на небо, Он покинул Своих учеников, но на самом деле Он их не оставил. Перед тем, как подняться на облака, Он сказал: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матфея 28:20). Как Он мог сказать это, когда физически покидал их? Читаем дальше Его слова: «И Я попрошу Отца, и даст вам другого Утешителя, Который будет с вами вовек, Духа истины» (Иоанна 14:16-17, см. также 14:25-26).
Духом Иисус по-прежнему пребывает с нами, даже внутри нас. Поэтому Его имя — это постоянное напоминание о Его пребывающем, удовлетворяющем, дающем силы присутствии.
«Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». (Иоанна 15:4-5)
По молитве всё возможно во имя Его. Без Его имени у нас ничего не получится.
4. Безопасность: Бог хранит вашу веру
В конце Своего пребывания Он говорит ученикам: «Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились» (Иоанна 16:1). Я неоднократно говорил вам (среди прочего) молиться во имя Мое, чтобы вы не отпали от Меня, чтобы вы не впали в искушение и не потерпели кораблекрушение в вере. Наступали страшные дни; дни, когда их вера переживала самое большое испытание. «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь», — предупреждает он их несколькими стихами позже. «Но мужайтесь: Я победил мир» (Иоанна 16:33). И во имя Мое вы тоже это сделаете.
Итак, по нашим молитвам во имя Иисуса не только совершаются самые великие дела в мире и среди тех, кого мы любим, но и производится что-то сверхъестественное внутри нас. Через них Бог укрепляет нашу веру в Бога. Он использует Свою бесконечную силу, чтобы укрепить нашу любовь к Нему (1 Петра 1:5). Молитва — это, пожалуй, самый главный способ, с помощью которого Бог творит в нас сердце и дает жизнь, которые угодны Ему, а мы творим дела, которые пребудут в вечности (Филиппийцам 2:12-13).
5. Уверенность: Бог не отвергнет Своего Сына
Почему Отец не оставляет без внимания молитвы во имя Своего Сына? Иисус говорит нам: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Иоанна 14:13-14). В наших молитвах (даже тех, которые кажутся короткими и незначительными) на карту поставлена слава Самого Бога, и Бог не отступит от Своей славы и не поступится ею. Это значит, что ни одна молитва не является незначительной для Бога. Он ответит на молитвы во имя Иисуса, потому что Он яростно, со всей Своей суверенной силой предан возвеличиванию этого имени. Если бы Бог пренебрег просьбами, произнесенными во имя Иисуса, это означало бы, что Он отказался от причины создания вселенной — Своей славы.
Поэтому наши молитвы должны быть не только во имя Иисуса, но и ради имени Иисуса. А это значит, что, молясь во имя Иисуса, мы присоединяемся к Иисусу в том, что Он любит делать больше всего, в чем Он абсолютно и вечно решительно настроен, а именно — прославлять Бога.
6. Награда: Радость ваша будет совершенной
Иисус дает нам, по крайней мере, еще один великий стимул молиться во имя Его всегда и с дерзновением:
«Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Иоанна 16:23-24)
Всего лишь главой ранее Он говорит: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Иоанна 15:11). Итак, Бог отвечает на наши молитвы во имя Иисуса ради Его славы — «чтобы Отец прославился в Сыне». И Бог отвечает на наши молитвы во имя Иисуса, потому что хочет, чтобы мы были как можно более счастливы — «чтобы радость ваша была полной». Это две великие цели здоровой молитвенной жизни: слава Бога и наша максимально полная радость в Нем.
А поскольку Бог прославляется в нас, когда мы испытываем в Нем наибольшее удовлетворение, эти две цели на самом деле не две, а одна. Это две стороны одной молитвы. Джон Пайпер пишет:
«Единство этих двух целей — славы Божьей и радости Его детей — четко сохраняется в молитве. Поэтому христианские гедонисты, прежде всего, будут людьми, посвятившими себя искренней молитве. Как жаждущая лань опускается на колени, чтобы напиться у ручья, так и характерная поза христианина-гедониста — на коленях» (Желание Бога, 160)
Как закончить молитву
Через несколько десятилетий после моего мучительного опыта с голосовым сообщением у меня произошел еще один случай, который повлиял на то, как я произношу эти три слова. В то время я учился в семинарии и был в служении, регулярно возглавляя свою поместную церковь. Во время одного из богослужений я произнес молитву хвалы, выражая коллективную благодарность нашей общины Богу за Его доброту, обеспечение, суверенную любовь, которая дает нам спасение. Я провел много времени в подготовке к руководству общиной.
После служения ко мне подошел пожилой верующий и поблагодарил за молитву. «Однако я заметил кое-что в ваших молитвах», — сказал он. Я был удивлен и немного нервничал. Неужели я делаю это неправильно? Не сказал ли я что-то еретическое? Во мне проснулся маленький мальчик с телефонной трубкой, полный страхов. «Это то, как вы заканчиваете свои молитвы», — сказал он. – «Вы торопливо произносите слова — «во имя Иисуса». Они звучат как нечто второстепенное. Это же не должно быть так. Помедленнее произносите эти слова. Наслаждайтесь ими».
С тех пор я никогда не молился как раньше. И вот я обращаюсь к вам, как хороший отец к своему сыну. Три самых важных слова в молитве — это не слова, которые нужно произносить торопясь или бормотать, ими нужно наслаждаться и их нужно провозглашать. Они открывают путь к общению с Богом: доступ, любовь, присутствие, безопасность, уверенность, радость. Помедленнее произносите эти слова. Наслаждайтесь ими.
Автор — Маршалл Сигал / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!
Амен!