Как не следует реагировать на страдания

Как не следует реагировать на страдания

Добрый день! Сегодня у нас вопрос от нашей слушательницы Лизы, касающийся первых глав Книги Иова: “Здравствуйте, Пастор Джон! Спасибо за вашу передачу! Мы часто размышляем о том, как Иов переносил страдания. “Терпение Иова” – так говорит об этом Иаков в своём послании (Иаков 5:11). Но при этом мы упускаем из внимания ответ его жены (Иов 2:9–10). Можете ли вы прокомментировать её слова и рассказать, чему они могут научить нас о том, как не следует реагировать на личные страдания?”

Удивительно, но и Ветхий, и Новый Завет рассказывают, как Бог использует сатану для очищения, укрепления и сохранения Своих детей. Другими словами, Бог использует замыслы сатаны, делая его инструментом того, что тот ненавидит – доверия к Богу и освящения. Говорю об этом, чтобы напомнить – участие сатаны в страданиях Иова не является уникальным, и никто из нас не может полагать, что избежит подобного.

Вспомните, как Павел во 2 Коринфянам 12:7 говорит, почему ему было дано жало в плоть: “чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился”. Итак, цель сатаны вовсе не в том, чтобы удержать нас от превозношения. Его цель – сделать нас гордыми, высокомерными и самодостаточными. Но это жало было дано, чтобы удержать Павла в смирении и в его доверии к Богу. Оно было послано Богом, но в качестве посланника Бог использовал сатану.

Если мы усматриваем в наших страданиях руку сатаны, это не значит, что наш любящий Отец не предусмотрел их к нашему благу.

Два ответа на страдание

Поэтому мы не удивляемся, что Бог делает сатану орудием ужасных страданий, испытывая Своего слугу. Сатана говорит Богу: “Простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?” И сказал Господь сатане: “Вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей” (Иов 1:11–12). Сатана отходит и, с позволения Бога, лишает Иова всех его волов, верблюдов, ослов, а затем губит всех его десятерых детей.

Поразителен ответ Иова, возвеличивающий достоинство и верность Бога: “наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял”. Он не сказал, что это сатана забрал. «Господь забрал; да будет имя Господне благословенно» (Иов 1:21). О сатане у него даже мысли нет. Нам не открыто, знал ли Иов вообще о том, что происходило на небесах. Иов обращается непосредственно к источнику своих страданий и благословляет Бога, доверяет Богу, всецело отдаёт себя Его воле.

Сатана бросает ещё один вызов Иову и Богу, говоря: “Кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его” (Иов 2:4–5). Читая это я не мог не подумать о Еве: “Это кость от костей моих и плоть от плоти моей” (Бытие 2:23). Быть может речь шла и о ней – его кости и плоти? “Благословит ли он Тебя?” (Иов 2:5). Бог продолжает Своё испытание и разрешает сатане: “Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги” (Иов 2:6). И тот, с позволения Бога, поражает Иова ужасными язвами. Иов 2:7: “И поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его”.

И затем Иов встречается со своей женой. Иов 2:9–10: “И сказала ему жена его: ты все ещё твёрд в непорочности твоей! похули Бога и умри”. Именно этого хотел добиться от Иова сатана. “Будь Ты проклят, Бог! Хватит с меня жизни моей!” Вот, жена Иова – кость от кости, плоть от плоти его – оказалась орудием его искушения, встала на сторону сатаны, стала частью замысла лукавого.

Урок жены Иова

Для чего же автор говорит нам об очевидном отчаянии жены Иова? Я думаю, что он преследует две цели. Первая – показать, что в наших страданиях наш самый близкий друг или любимый человек может отвернуться от нас (по крайней мере, так может показаться). Наша плоть и кровь, часть нас самих, может стать частью замысла сатаны.

Вторая цель, я думаю, – не дать испытаниям озлобить нас (как не позволил себе Иов), а скорее пробудить в нас надежду о любимом человеке, ставшем частью сатанинского искушения, призвать нас ко свидетельству о Боге. И я думаю, что именно так и поступает Иов, отвечая жене: “Ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими” (Иов 2:10).

Итак, вот о чём он говорит. Во-первых, давайте иметь ясное представление о Боге. В Его праве посылать нам как мир, так и бедствия. Он ничем нам не обязан. Мы ничего не заслужили у Него и не можем с Ним торговаться. Он не был несправедлив с нами, жена. Его пути недостижимо высоки. Даже если мы не понимаем этого сейчас, в своё время Он их нам откроет. И во-вторых, слова Иова полны надеждой на то, что его жена не закостенела в своём отступлении, а лишь на время оступилась.

Четыре признака надежды

Я думаю, автор книги хочет, чтобы мы это поняли. Читая, мы не всегда это замечаем, но я думаю, что у автора несколько путей для этого. Я вижу, по крайней мере четыре признака надежды в её ситуации, которые Иов увидел первым.

1. Вплоть до их разговора, несмотря на смерть её десяти детей, нет никаких упоминаний о её отчаянии или горечи, даже когда Иов говорит: “Господь дал, Господь и взял” (Иов 1:21).

2. В конце книги, когда мы читаем об осуждении Елифаза, Вилдада и Софара, о ней снова нет ни слова упоминания (Иов 42:7).

3. Мы не слышим слов её протеста в ответ на объяснение Иова о суверенном праве Бога приносить добро и зло, бедствие и утешение.

4. И, самое важное, Иов не говорит, что она неразумна. Он говорит: “Ты говоришь как одна из безумных” (Иов 2:10). То есть, он не считает её такой. “Я не думаю, моя дорогая, что ты неразумна. Твои ужасные потери – они причина твоей временной слабости”.

Поэтому я думаю, что мы читаем на страницах книги Иова о его жене не для того, чтобы узнать о её осуждении, а для того, чтобы ещё раз познать торжество веры, надежды и любви Иова.

Уповай на Бога и живи

Тони, может быть ты да кто-то из наших слушателей знаком (в чём я не уверен) с циклом моих больших стихотворений об Иове. Во втором из них я постарался передать эту надежду, обратившись ко встрече Иова с его женой. Может быть, сегодня будет к месту закончить нашу передачу попыткой понять мысли Иова в этом воображаемом разговоре, чтобы посмотреть, к чему бы они могли прийти вместе. Итак, вот всего несколько строк из этого стихотворения:

Из пепла поднялся и встал
С женой он рядом, молвив ей: “Я то же б
Чувствовал, что ты, будь я тобою.
Но как, жена, могу проклясть я Имя
Того, Кто прав со мной всегда,
Кто дал ответ молитве ныне?”
“Молитве? Что ж просил ты?”

“Чтобы я нёс боль, не ты.
О, Дина! Удержи уста
От слов безумных тех, кто слеп,
Закрыв глаза, кричит, что Бога нет,
Иль Он неправ, Свой суд верша.
В том нет греха признать, моя душа,
Что мир и боль — небес дары.
Не разумея ныне смысла
Страданий тяжких от Его руки,
Нам надо верить, уповать и ждать.
О, Дина, станешь ждать со мной?”
“Дай сил!”, ответила, “Постой,
Тебе я смерти не желала. Ты чище
В язвах всех, чём я”. И, преклонив колени,
Нашла для поцелуя место
На поражённом теле.
“Ведь помнит Бог и о таких, как я?”
Коснувшись головы её, ответил Иов:

“И о тебе услышал Он меня.”

Автор — Джон Пайпер / © 2025 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 01.01. Спасибо!