Как вернуться к обычной жизни после невосполнимой утраты? Сегодня с вопросом к нам обратилась Андреа. “Дорогой пастор Джон, — пишет она, — мой муж ушёл к Господу два месяца назад после четырёх месяцев борьбы с раком поджелудочной железы. Испытав неудачи в предыдущих семейных отношениях, мы встретились с ним в октябре 2019 года. Бог восстановил наши жизни, и мы поженились в октябре 2020 года. Я очень благодарна за время, проведённое с моим супругом. Господь возродил нас и наши отношения. Было огромной радостью жить рядом с искренне любящим человеком. У моего мужа есть двадцатилетний сын от первого брака. Мы надеялись провести отведённое нам время одной семьёй.
Но наши совместные благословенные дни оказались коротки, и наш мир рухнул. Мы уповали на слово Божие, надеясь на чудесное исцеление до самого конца. Но исцеления не произошло, и мой муж не выздоровел. Ему довелось испытать сильнейшие боли с приближением развязки. Друзья поддерживали и молились за нас. Но теперь, со смертью мужа, я потеряла смысл жизни. Естественно ли чувствовать себя так? Друзья спрашивают – как я, вернусь ли на работу? Я едва нахожу силы отвечать, что в порядке. Но душа полна скорби. Как мне жить дальше? На сердце очень тяжело. Я пытаюсь слушать проповеди и читать Библию, но сердце словно окаменело. Спасибо, и да благословит вас Господь”.
Андреа спрашивает: “Естественно ли так себя чувствовать?” – имея в виду потерю смысла жизни со смертью супруга. Что ж, на наше состояние после тяжёлой утраты влияет очень многое и поэтому норму определить здесь весьма трудно. Обстоятельства у всех разные: возраст, работа, здоровье, семья, отношения с людьми в целом, церковь, место жительства, дары, опыт, вера и многое другое. Различий очень много.
Но я почти уверен, что чем сильнее была ваша привязанность к тому, кого (или чего) вы лишились – будь то супруг, ребёнок, работа, жильё или здоровье – тем более естественно в такой ситуации ощущать потерю смысла в жизни или её ориентиров. Это правда. Поэтому я думаю, что ответ на вопрос скорее “да, это естественно”, чем “нет, это не естественно”.
Но вопрос, как мне кажется, не столько в том, естественны ли такие чувства, сколько в том, что же делать. Поэтому Андреа также спрашивает: “Как мне жить дальше?” И вот что об этом говорит Писание, ведь только в Боге мы должны находить окончательные ответы на все наши вопросы.
1. Ожидайте Господа
Первое, к чему бы я призвал, – ожидайте Господа. Не думайте, что ваша всепоглощающая скорбь останется навсегда. В своё время Господь это изменит. В своё время. А это значит, что теперь – назначенная Богом пора ожидания.
Годы наблюдений за своим собственным сердцем и пасторский опыт убедили меня в этом. Американцы, да и в принципе большинство современных людей хотят быстрых решений своих проблем. Мы ждать не любим, но Бог редко спешит. Это удивительно. Просто Бог редко торопится. Похоже, медленный темп нашего исцеления и укрепления угоден Ему.
Летом 1980 года, всего через полтора месяца после начала моего пасторского служения, я проповедовал об ожидании из Псалма 39. Проповедь называлась “Во рве с царём”. Мы слышим Давида: “Терпеливо ожидал я Господа” (дословно с KJV) – в этих словах заключена суть.
Он не говорит, как долго он ждал, и я рад, что мы не знаем – была ли это неделя, месяц или год. Вместо этого он говорит: “Терпеливо ожидал я Господа; и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой” (Псалом 39:1, дословно с KJV [40:1]). В своё время Господь совершил это. Давид продолжает:
“[Он] извлёк меня из страшного рва, из тинистого болота,
и поставил на камне ноги мои
и утвердил стопы мои;
и вложил в уста мои новую песнь –
хвалу Богу нашему.
Увидят многие и убоятся
и будут уповать на Господа” (Псалом 39:3-4, Синодальный пер.).
Давид, оглядываясь назад, называет время страданий “рвом” и “тинистым болотом”. В это время, говорит Давид, он “ожидал” и “взывал” к Господу. Опять же, он не говорит нам, как долго – неделю, месяц или год. Поступать так призваны все христиане – в своей мере и в своё время. Этого не избежит никто. Каждого из нас ожидает время, когда единственным выходом будет ожидать Господа – если, конечно, мы не собираемся взбунтоваться и всё бросить, что было бы крайне глупо.
И затем Давид открывает – чем же отвечает Бог на наше ожидание. Он говорит, что Бог в итоге приходит, ставит нас на нерушимом основании и вкладывает новую песнь в наши уста. И что же происходит? “Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа”. Другими словами, порой события нашей жизни, наше упование на Бога во время ожидания во рвах и болотах, служат средством обращения других к Господу, когда они, видя наше поведение, приходят к вере.
Смиренное ожидание Давида и его окончательное избавление послужили благу других людей. Они поверили Господу, потому что их побудило к этому смиренное упование Давида. В одном из моих любимых гимнов об этом поётся так:
“Всему своё время у Бога.
Он радость пошлёт, когда время придёт.
Когда испытав и очистив тебя,
Ни лжи и ни скверны в тебе не найдёт”.
Знайте, Андреа, – у Господа есть цель для вашей горестной поры утрат и потери смысла жизни. Верьте Ему и терпеливо ожидайте Господа. Он придёт. В Псалме 22:3 говорится: “[Он] подкрепляет душу мою”. Сейчас вашу душу словно покинули остатки жизни, она окаменела и стала бесчувственной. Но именно поэтому вы должны ждать. Бог обещает: “Я подкреплю”, и это слово означает, что он вернёт вашу душу к жизни. Об обессиленной и безжизненной душе Бог говорит: “Я подкреплю твою душу”.
2. Размышляйте о ценности Христа
Во-вторых, мой совет – вспоминая, насколько дорог был вам супруг, размышляйте одновременно о высшей ценности Христа. Пусть возникающие в вашей памяти чудесные мгновения общения с вашим супругом усиливают вашу любовь ко Христу – ведь в Послании к Ефесянам 5 говорится, что именно это является целью супружества. Брак призван быть отображением, картиной любви Христа к Церкви и верности Церкви Христу. Он призван помочь нам постичь чудо и ощутить радость наших отношений со Христом.
Когда память наполняет ваш разум и сердце воспоминаниями об искренней любви и преданности друг другу, обращайте эти чувства ко Христу. Используя аналогию с музыкой – транспонируйте тональность вашей привязанности к супругу в тональность музыки любви ко Христу.
Скажите вашему мужу: “Мне так сильно тебя не хватает! Ты был очень, очень дорог мне. Рана от твоего ухода в моём сердце так велика!” И затем обратитесь ко Христу: “Иисус, я знаю, что Ты бесценен. Без Тебя, Иисус, жизнь моя была бы лишена смысла и пропасть в моей душе не заполнил бы никто. Но у меня есть Ты, Иисус, и Ты мой истинный Супруг. Я молюсь, чтобы Ты помог мне ощущать Тебя рядом и укрепил мои чувства к человеку, которого я потеряла”.
Думаю, что Бог делает наши супружеские отношения столь притягательными именно для того, чтобы мы могли ощутить наслаждение в принадлежности Иисусу. И с пониманием этого даже боль от утраты супруга усиливает силу чувства единения со Христом.
3. Молитесь, чтобы Бог исследовал ваше сердце
В-третьих, я бы призвал молиться Псалмом 138:23–24:
“Испытай меня, Боже, и узнай сердце моё;
испытай меня и узнай помышления мои;
и зри, не на опасном ли я пути,
и направь меня на путь вечный”.
Говорю так потому, что мы должны честно признавать возможность того, что наша любовь к супругу может быть таковой, что посягает на нашу любовь к Иисусу.
Иисус сказал: “Кто любит отца или мать [другими словами, членов семьи] более, нежели Меня, не достоин Меня” (Матфея 10:37). Мы должны регулярно обращаться к Господу с прошением исследовать наши сердца: “Господи, есть ли кто-то или что-то, соперничающее с Тобой за мои сокровенные привязанности?” Ведь в этом случае боль от утраты такого человека почти наверняка станет лишь более тяжелой и обескураживающей.
4. Позвольте Богу научить вас чему-то в этот период
И наконец, ожидая от Господа возвращения радости и смысла жизни, просите Его открыть вам – чему Он намерен научить вас именно в эту пору утрат и скорби, как в никакое другое время вашей христианской жизни.
Сказать это меня побуждают стихи 67 и 71 Псалма 118. Они удивительны. Стих 67 говорит: “Прежде страдания моего я заблуждал; а ныне слово Твоё храню”. И затем стих 71: “Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим”.
То есть, Андреа, не тратьте время своей скорби бесцельно. В нём скрыты дары Божии и для вас, и для других чрез вас. Вопросите Его о них и примите. Если потребуется – даже запишите в свой дневник и после позвольте Господу использовать вас для блага других. Он поставит на камне ноги ваши. Он вложит в уста ваши новую песнь. Увидят многие и убоятся — и будут уповать на Господа.
Автор — Джон Пайпер / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!