Как распознать лжеучителей?

Как распознать лжеучителей?

Как мы распознаем лжеучителей? Актуальный вопрос, который мне часто задают. Он всегда таким был. Вот одно типичное электронное письмо, отправленное слушателем подкаста по имени Krikor. «Здравствуйте, пастор Джон! У меня такой вопрос: Библия предостерегает нас от лжеучителей, но как мне определить, является ли человек, которого я слушаю в Интернете, ложным учителем? Некоторых людей обвиняют в том, что они лжеучителя. Как отличить? На что обратить внимание?»

Что ж, начну с того, что я бы не ставил планку настолько низко, чтобы перестать слушать людей только в том случае, если их справедливо можно назвать лжеучителями. Многие люди являются учителями, которые просто вводят в заблуждение и бесполезны во многих отношениях, но их еще не называют лжеучителями. Лучше ставьте высокие стандарты. Слушайте людей, которые поистине сосредоточены на Боге, возвеличивают Христа, пропитаны Библией, зависят от Духа, которые несут на себе отпечаток подлинности в своей жизни.

Но так как вы спросили о выявлении лжеучений и лжеучителей, позвольте мне дать вам четыре библейских способа оценить, является ли кто-то лжеучителем. Я делаю это только потому, что Библия соглашается с вами в том, что мы должны осознавать реальность лжеучителей, и в этом помогут нам следующие проверки.

1. Проверка на плоды

Во-первых, мы должны посмотреть и проверить плоды в их жизни. Иисус говорит в Евангелии от Матфея 7:15–20:

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их».

Кроме того, Павел придавал огромное значение этому принципу святости и праведности в животворном доверии к Евангелию. Я увидел это недавно только потому, что прорабатываю 1 Послание Фессалоникийцам в книге «Посмотрите на книгу». Итак, для Павла это имело колоссальное значение в двух главах.

Вот что он говорит в 1 Послании Фессалоникийцам 1:5: «Наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами». Здорово, правда? А затем он продолжает об этом говорить в следующих двух главах: «Вы знаете, какими людьми мы оказались, поэтому судите о нас по нашим жизням».

Конечно, не всегда легко увидеть плоды поведения в жизни учителя, особенно когда видишь его только в интернете, правда? Вот почему вам нужно внимательно следить, уделить время и принадлежать церкви – реальной, живой церкви верующих из плоти и крови, где есть настоящий живой проповедник, чья жизнь перед вами как на ладони. Так что, тяжело это или нет, но Иисус сказал: «Вы узнаете их по плодам».

2. Проверка доктринального учения

Во-вторых, нужно проверить, является ли центральная доктрина здравой, например, учение о воплощении в 1 Иоанна 4:1–3, где Иоанн говорит:

«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире».

Другими словами, если кто-то отрицает, что Иисус Христос есть Богочеловек – Он — Бог, пришедший во плоти – то такой человек является лжеучителем или лжепророком. Иоанн не имеет в виду, что если вы правильно понимаете вопрос воплощения, то вы не сможете совершить других серьезных ошибок. Не в этом дело. Он просто указывал и разбирался с конкретной проблемой в конкретной церкви, и по этой ситуации признание того, что Христос пришел во плоти, означало, что вы говорите истину Божью. Вы правильно поняли, и это было проблемой в той церкви.

Павел подчеркнул ту же важность доктрины, доктринальный тест в 1 Послании Тимофею 6:3-4. Он говорит:

«Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения».

Другими словами, нам нужно оценивать учения, которые преподаются, в соответствии со здравыми словами Господа нашего Иисуса Христа, и их значением для благочестия. Это проверка номер два: учение, здравое учение.

3. Проверка на соответствие Священному Писанию

В-третьих, нужно проверить, согласуется ли учение с Писанием. Павел сказал в 1 Коринфянам 14:37–38: «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни. А кто не разумеет, пусть не разумеет». Здорово! Авторитет апостолов должен находиться в подчинении, иначе вы — лжеучитель; вас не должны признавать.

Иоанн сказал это так в 1 Иоанна 4:6: «Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения».

Другими словами, апостолы возвысили свое учение до уровня проверки истины. Если человек не подчиняет свое мышление и учение авторитету апостолов — авторитетным учителям Христа, написавшим Новый Завет, — тогда они не являются надежными учителями. Это не значит, что они не говорят правду. Каждый человек время от времени говорит правду — даже дьявол. Но это не делает их надежными учителями.

4. Проверка Евангелием 

Наконец, есть проверка самим Евангелием. Апостол Павел очень ревностно говорил об этом. К Галатам 1:8–9:

«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема»

И благовестие, которое он имел в виду, когда говорил, что оно, изложено в Послании к Галатам, — это добрая весть о том, что мы получаем оправдание только по вере, не по делам закона. И он резюмирует это так в Послании к Галатам 5:2–3:

«Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон».

Другими словами, если вы настаиваете на соблюдении закона как на способе оправдаться перед Богом, вам нужно соблюдать абсолютно все положения закона, и вы должны делать это безукоризненно. И затем он заканчивает таким ужасным предупреждением: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Галатам 5:4).

Наша лучшая защита

Итак, есть как минимум четыре библейских критерия проверки, является ли учение ложным:

  1. проверить плод поведения;
  2. проверить, является ли учение здравым;
  3. проверить, соответствует ли оно Писанию;
  4. проверить, соответствует ли оно чистому Евангелию оправдания по вере.

В заключение я хотел бы просто напомнить, что лучший способ защитить себя от лжеучителей — это быть частью здоровой церкви, проповедующей Библию, и каждый день с молитвой насыщаться Библией.

Автор — Джон Пайпер / © 2021 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!