По определенным причинам я всегда полагал, что лжеучения должны быть бесхитростными, даже грубыми.
Выступление этой женщины, впрочем, имело вид полотна, на котором был искусно изображен солнечный день у океана. Волны ласкают берег, солнце стоит в зените, её ритмичный голос гипнотизировал, словно эти волны, бьющиеся о берег. Она наносила широкие мазки сочными синей и жёлтой красками. Она показывала картину слушателям — и большинство из них доверчиво принимали её, улыбаясь и кивая с благодарностью. Она называла это искусство «христианским».
Слушая её, я думал — «какая чарующая картина». Но чем больше она говорила, тем больше нарастал во мне гнев. Если бы эта картина была уродливее, я бы нашёл в себе больше терпения; когда ложь отвратительна, меньше вероятность, что ей поверят. Но эта женщина не только закрасила Божий шедевр поспешно выхваченными, но по сути проигнорированными стихами из лежащей перед ней Библии — она продолжала выдавать своё творение за оригинал. Казалось, её слушатели не видели ужаса, сокрытого за этой красотой.
Писание, которое она цитировала, не учило тому, чему учила она, но из людей, настолько сосредоточенных на прекрасных красках и приятном пейзаже, по видимому, мало кто это замечал. На этом острове была водружена мудрость человеческая; мудрость Божья была отодвинута на задний план.
Эта страшная красота
Как мне напомнили, Сатана больше похож на волка из «Красной шапочки», чем на современные изображения чудовища Франкенштейна. Он не ступает с грохотом, громко возглашая о своём прибытии; он переодевается, чтобы не выдать себя. Он маскируется, выдает тьму за свет, грех за праведность, низ за верх, ад за рай. Лёжа в постели, он прячет клыки, чтобы казаться безвредным.
И так же поступает его последователи.
«Эти люди — лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых... И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,. а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды». (2 Коринфянам 11:13–15)
У многих из наиболее эффективных злодеев этого мира наилучшие манеры. Лжеучителя выдают себя за служителей Божьих. Они научились имитировать походку, манеру писать сообщения в соцсетях и публичный образ Божьих избранников. Они кажутся очень религиозными. Они должны поступать так, иначе как они приобретут последователей? Они занимают «самые почётные места в синагогах» (Марка 12:39, Современный перевод). Они дают десятину с самой незначительной вещи (Луки 11:42). Они молятся дольше, чем большинство из нас (Марка 12:40).
Какова бы ни была внутренность, внешность их чаши очень чиста. Они кажутся праведными (Матфея 23:25–27). Их одеяние на ощупь кажется настоящей овечьей шерстью (Матфея 7:15). Они многим жертвуют ради проповеди, «пересекая море и сушу, чтобы залучить к себе хоть одного приверженца, и когда находят такого, то превращают его в ещё худшее исчадие ада, чем они сами» (Матфея 23:15, Современный перевод).
Если вы ожидаете, как я когда-то, встретить лжеучителя, который будет выглядеть либо звучать как таковой, вы можете ждать очень долго. Ни сам Сатана, ни его лучшие солдаты не одеты в собственную униформу. Его волки не только носят овечью одежду; они приходят к вам овечьей походкой. Они посещают (и даже ведут) молитвенные собрания и домашние группы. Они не выдают себя поведением. Время от времени они «блеют». Они даже могут быть искренними, не имея намерения обмануть, возможно, искренне веря в своё собственное послание, но это не делает их менее опасными. Волки могут быть очень вежливыми, очень милыми, обезоруживающими и, возможно, мы живём в то время, когда их всё труднее распознать.
«Важно, как вы это произносите»
Тон, с которым что-либо произнесено, делают сейчас одним из критериев истины — это принято даже многими христианами, и это очень опасно. Наша плоть стремится к дружелюбию, вдохновению, неге, поддержке. Изящное богохульство, произнесённое по ходу рассказывания семейных историй, будет лучше воспринято некоторыми людьми, называющими себя христианами, чем прямо высказанная библейская истина о грехе и неверии. Нарисуйте пейзаж сочными синей и жёлтой красками, и будет мало значить, какую ложь вы произносите; а если вы говорите истину, то ваш тон должен быть приятным, без нотки угрозы.
В то время как пророки и апостолы — и сам Иисус Христос — были бы быстро заблокированы в соцсетях, поскольку они бы прямо, твёрдо и решительно возвысили бы голос против зла их времени, сыновья Сатаны действовали бы свободно, используя непрямую речь, банальность и пустую любезность, улыбаясь в лицо тем, кого они пожирали бы. Но замечаем ли мы это? Оцениваем ли мы, как кто-то говорит более, чем то, что он говорит? Придаём ли мы большее значение тому, что мы чувствуем, когда слушаем, чем тому, что мы слушаем?
Помощь и соучастие
Некоторые люди, именующие себя верующими, судя по всему, уже более подвержены влиянию культуры, чем требованиям Бога. Они ценят мягкость тона. Когда они участвуют в спорах между христианами и их оппонентами по злободневным вопросам современности, они встают на сторону неверующих — не потому, что христиане ошибаются, но из-за тона, которым они произносят истину. Кажется, они выражают свою позицию только тогда, когда поддерживают что-то, что уже стало популярным и порицает тон их собратьев.
Вы, те, кто закатывает глаза и жалуется по поводу каждого словесного выстрела по заблуждениям, почему вы помогаете и содействуете богохульству? Не успевает верный Богу человек что-либо сказать, как вы уже шикаете на него. Мы должны шептать спящему миру? Мы должны делать вид, что не верим в то, что исповедуем? Мы должны никогда не пытаться быть услышанными, не разгораться гневом, видя, что с овцами делают волки? В то время как сыны геенны изрыгают в микрофон свои ереси, должны ли Божьи сыны говорить лишь про себя? Христиане не имеют права укорять, увещевать, делать замечания? На кону лишь правила приличия?
Когда хвост торчит наружу
Так было и с этой женщиной. Её голос был дружелюбен, тон приятен. Она держалась так, как это привычно нашему поколению; и для неё самой это было привычно. Чтобы удержать внимание аудитории, она часто вставляла в свою речь анекдоты. В ней было очарование, способное разоружить любую овцу.
Но к показному дружелюбию она добавила другой жизненно важный ингредиент — благовидность. Наилучшая ложь всегда стремится угодить моде. Лжеучителя подыгрывают и подпевают тому, что уже звучит вокруг; истинных же пророков — Иисуса и Иоанна Крестителя — бранили за то, что они одни не желали подыгрывать всем остальным (Матфея 11:16–19).
Раз так, если приятность и (мирская) благовидность не могут выдать волка, как можем мы начать говорить, кто есть кто?
Во-первых, Иисус учит нас смотреть на то, как они живут.
«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с чертополоха инжир? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их». (Матфея 7:15–20)
Это может быть трудно, когда так много учителей презентуют в интернете свои отредактированные, отфильтрованные и сияющие образы. Эти трудности оправдывают мудрость выбора ваших духовных наставников из числа тех, кого вы знаете в реальной жизни. Хотя лжепророки и могут скрываться какое-то время, они не в состоянии делать это вечно.
Во-вторых, проверяйте, что они говорят.
Павел вряд ли мог бы сказать это более определённо:
«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема». (Галатам 1:8–9)
Говоря современным языком — «пусть таковые идут в ад». Когда он говорил это, он действительно имел в виду ад. Павел использовал самые сильные выражения, чтобы убедить своих читателей делать вывод об учителях исходя из того, чему они учат. Фальшивые учителя таковы не только потому, что они фальшивят в своём тоне, но потому что они продвигают ложные учения. А что является стандартом, по которому можно проверить эти учения? Учение апостолов, изложенное для нас в Писании. Будьте подобны благомысленным верийцам, которые не только «приняли слово со всем усердием», но также “ежедневно разбирали Писания, точно ли это так” (Деяния 17:11).
Посвятите себя истине
Не имеет значения, где вы находитесь, частью какой церкви являетесь, лжеучителя в какой-то момент, вероятно, появятся и среди вас.
«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель». (2 Петра 2:1)
Лжеучителя придут. Они нарисуют прекраснейшие, приятнейшие, наиболее вдохновляющие портреты Иисуса, которые странным образом будет прекрасно соответствовать духу времени. И если мы не учимся истине и красоте из Христовых слов, нас уведут в сторону. Это не означает, что мы не можем доверять тем, кто нас учит. Но это означает, что мы должны крайне серьёзно и тщательно относиться к тому, кому мы доверяем и за кем следуем.
Автор — Грег Морзе / © 2020 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Сергей Серкал для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Хорошо сказано.