Слово “привычка” вызывает обычно негативные чувства. Сразу приходит на мысль курение, алкоголизм, или наркотическая зависимость. Или что-то другое, неприятное, раздражающее – например, кто-то грызет ногти, чмокает губами или на людях скребет сухую кожу. Привычками могут быть какие-то мелкие отталкивающие вещи.
Другие привычки, однако, могут спасти вам жизнь. Например – привычка смотреть вправо-влево перед пересечением перекрестка. Или пристегивание ремня безопасности. Или привычка жать на тормоза, видя перед собой красный свет светофора. Или привычка утром читать Библию, прежде чем заняться чем-либо другим.
Привычки делают людей лучшими спортсменами, стрелками, различными специалистами. Привычки являются основой опытности, благодаря которой асы-пилоты спасают в критической ситуации жизни сотен людей. Наконец, хорошие привычки позволяют успешно вести бизнес.
Наука привычки
Хотя человеческий мозг во многом остается загадкой для медицинской науки, современные передовые исследования продолжают создавать удивительную мозаику из различных открытий в области привычки. Бестселлеры Чарльза Дахигга “Сила Привычки” и Гретчен Крафт Рубин “Лучше, чем было: управление привычками в повседневной жизни” нынче популяризируют эту новую науку, чем способствуют новому осмыслению феномена привычки – откуда берутся привычки и как можно их улучшить.
Но в сердцевине феномен привычки скрывает величие Творца. Ведь принятие решений требует много времени и энергии, в то время как привычки освобождают нас от необходимости принимать решения снова и снова.
Ученые говорят, что привычки потому вырабатываются, что мозг ищет способы экономить свои усилия. Если ему не мешать, он любое повторяющееся действие превратит в привычку. Ведь привычки позволяют нашему уму чаще приходить в состояние покоя, работая «на автомате».
В свою очередь, когда наш разум перестает тратить много энергии на привычные действия, он получает большую способность для принятия новой, более важной информации. Благодаря привычке, решение “уже принято”, к нему не нужно больше возвращаться, и наш мозг позволяет нам сфокусировать свою энергию на чем-то ином. “Главный ключ к привычке – это принятие решения, – пишет Рубин. – Или, точнее, отсутствие принятия решений”.
Привычки для получения Божьей благодати
Христиане могут использовать так называемые духовные дисциплины – например, чтение Библии и молитва, посредством которых мы соединяемся с Телом Христовы и поддерживаем свою духовную жизнь. Но я предпочитаю говорить о “привычках благодати”, которые освобождают наш разум от излишней концентрации на методиках и излишней траты энергии, что является неизбежным результатом принятия решений.
Благодаря привычкам благодати, нам не нужно каждое утро просыпаться с бременем решения “что в первую очередь делать” – услышать ли голос Иисуса на страницах Писания или заняться чем-то другим? И когда мы услышали Его голос, нам не нужно каждый раз решать, нужно ли молиться, чтобы сказать что-то в ответ на Его обращение к нам через Слово. И я не думаю, что было бы полезно и продуктивно с точки зрения духовности и практичности, если бы мы принимали каждую неделю решение, идти ли нам на богослужение и посещать ли домашнюю группу. Поэтому, вначале примите решение и трансформируйте его в привычку для вашей же пользы и для блага других – “Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай (или привычка)” (Евр. 10:25).
Есть опасность в том, чтобы каждый раз принимать решения касательно средств Божьей благодати. Наши изменчивые сердца “в очередной раз” могут просто принять неправильное решение и лишить нас доступа к арсеналу Божьей благодати. Есть смысл в выработке тех привычек, которые позволяют слышать голос Божий (через Слово), общаться с Богом (через молитву) и принадлежать к Его Телу (поместной Церкви). Такие привычки – сердцевина христианской жизни.
Привычки и радость во Христе
Сила привычки не только уберегает нас от принятия плохих решений, но и таким образом трансформирует наши духовные упражнения (размышление над Библией и молитва), чтобы мы могли перейти от “изнуряющей суеты” Марфы к “радостному принятию благодати” Марии (Лк.10:38-42). Если бы нам пришлось каждый раз учиться размышлению над Библией и молитве, это привело бы к беспокойству, некой нервозности. Но формирование привычек позволяет радостно и спокойно сидеть у ног Иисуса – поглощать Его слова через Библию, общаться с Ним через молитву. И эта “благая часть” не отнимется у нас.
Чудесную радость мы получаем посредством формирования “привычек благодати”, потому что освобождаемся от фокусирования на себе, на своих методах и технике, чтобы душой созерцать Иисуса. В конце концов, самой великой целью всех духовных дисциплин (назначение средств благодати) является познание Иисуса и радость в Нем. Истинно христианская дисциплина (практика и ритм жизни) приводит в конечном итоге к той радости, которую апостол Павел описывает как “превосходство познания Иисуса Христа” (Фил. 3:8). Об этом же говорил и Сам Иисус Христос: “Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа” (Ин. 17:3).
Все, что мы говорим и делаем, совершая духовные дисциплины, не означает, что наша цель – просто стать умелыми исследователями Библии, постоянными молитвенниками и верными прихожанами. Мы должны стать таким человеком, о котором Бог говорит: “Разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле” (Иер. 9:24). Пульсом наших “привычек благодати” – когда мы развиваем их, желая слышать Богу, обращаться к Нему и участвовать в жизни церкви – должен стать девиз: “Итак познаем, будем стремиться познать Господа” (Ис. 6:3).
Средства Божьей благодати – Слово, молитва и общение с верующими – во многих своих проявлениях как феномена привычки могут послужить нам в нашей цели все больше уподобляться Ему. Но для этого мы должны фокусироваться на Нем Самом, а не на нашем Христоподобии. Только тогда, когда мы “взираем на славу Господню”, мы “преображаемся в тот же образ от славы в славу” (2 Кор. 3:18). Духовный рост является чудесным результатом практикования духовных дисциплин, однако его следует понимать, как “побочный эффект”. Главное – познание Иисуса и радость в Нем. И в этом нам может послужить наука привычки.
А каковы ваши привычки?
Ваши привычки, в действительности, являются одной из наиболее важных в вашей жизни вещей. Эти привычные действия, которые вы совершаете снова и снова, почти автоматически, как ничто другое открывают со временем вашу подлинную сущность.
Наши привычки – это окна глубин нашей души. Майкл Хортон говорит: “Характер является в основном набором наших привычек”. Внимательно оцените привычки человека, и вскоре вы увидите с небольшой погрешностью, чему или кому принадлежит его сердце.
Наши привычки, однако, не только обнажают наши сердца, но и формируют их. Мы всегда находимся в процессе укрепления уже усвоенных привычек и формирования новых. Если Иисус действительно является нашим Господом и Спасителем, нашим наибольшим сокровищем, мы будем охвачены горячим желанием отображать Его в своих привычках. И, конечно же, время от времени будем видеть пользу в том, чтобы усвоить еще одну-две полезные привычки, чтобы еще больше приближаться к Господу и получать наибольшую радость – радость общения с Ним.
Голос Истины по материалам The Gospel Coalition
Последнее: 26.07. Спасибо!