Каким был ушедший год вашей жизни в глазах Бога? Четыре метафоры для анализа

Каким был ушедший год вашей жизни в глазах Бога? Четыре метафоры для анализа

Оглядываясь на пройденный путь, полезно делать две вещи: вспоминать Божьи благословения (и благодарить за них) и давать честную оценку себе, своим поступкам (и что-то исправлять).

В вихре рождественских и новогодних праздников далеко не все готовы «испортить себе настроение» серьезным анализом минувшего года. Зачем вспоминать то, что уже осталось в прошлом и чего не вернуть? Тем не менее, исследование пройденного пути просто необходимо, если мы искренне желаем что-то изменить в своей жизни и не повторять ошибок. Во Второзаконии Моисей с дюжину раз призывает израильский народ вспомнить их 40-летнее мытарство по пустыне – и даже рабство в Египте (Втор. 5:15; 8:2; 9:7; 24:9; и др.) И большая часть этого анализа наполнена негативным содержанием – народ был непослушен и раздражал Господа. Для евреев, которые готовились к завоеванию Ханаана, было крайне важно что-то изменить в своем поведении и отношении к Богу, чтобы успешно войти в Обетованную землю и благополучно на ней обитать.

В этом вопросе, однако, следует быть предельно честным. Нельзя позволять, чтобы позитивная сторона анализа ушедшего года («Бог послал столько обильных благословений») затуманивала негативную сторону. Если, например,в прошлом году мы стали меньше молиться, это нужно признать без всяких смягчений.

Хорошим примером честного исследования своей жизни является Екклесиаст. После длительного периода реализации сногсшибательных проектов он, наконец, “оглянулся на все дела свои” (Еккл. 2:11). Размышляя в экзистенциальном ключе – т.е. в свете реальности смерти и многих абсурдных ситуаций в жизни, – он увидел всю тщетность своего мирского успеха, назвав его «суетой сует».

Возможно, минувший год стал для вас реальным прогрессом в духовном росте. А возможно, оказался провальным. В любом случае, Новый год – хорошая возможность «оглянуться на свои дела».

1. Диагностика

Медицинскую и техническую диагностику желательно проводить даже тогда, когда для этого нет видимых причин – и тем более, когда есть признаки болезней или неполадок. В отличие от физического тела и автомобиля, наш духовный человек всегда чем-то “болен”. В каждом из нас есть целый букет духовных проблем. Вот почему Давид молился: “Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный” (Пс. 138:23-24). Псалмопевец прекрасно понимал, что Богу ведомы все его «скрытые болезни». Поэтому и взывал к Нему с просьбой о «диагностике».

Медицинская диагностика нередко вызывает страх – «А вдруг что-то обнаружат? Лучше этого не знать”. Такая позиция напоминает привычку одной маленькой девочки (полтора года) закрывать глаза, когда она не хотела кого-то видеть – ей казалось, что “нежелательного человека” больше нет. Всем известно, что болезнь лучше предупредить, чем лечить. И лучше лечить ее на ранних стадиях, а не поздних. Подобна ситуация и в технической диагностике: лучше как можно быстрее заменить маленькую деталь, чем потом менять весь двигатель. Любой вид диагностики основан на простом принципе: как можно скорее обнаружить и решить проблему, пока она еще не приняла серьезные размеры.

Этот важнейший принцип, однако, в духовной сфере  непростительно игнорируется. Слишком часто мы наблюдаем резкий переход от «у нас все хорошо» к «у нас все плохо». Другими словами, пока проблема не станет по-настоящему серьезной – такой, что ее невозможно скрыть (и уже мало что можно сделать), – мы постоянно твердим себе (и еще чаще другим), что у нас «все нормально». Наверное, вы были свидетелем ситуации, когда мужчина и женщина убеждали всех (и себя) в своих «дружеских христианских отношениях» почти до того момента, когда был совершен грех прелюбодеяния. Они отказывались от «диагностики», потому что, увлеченные приятными переживаниями, не хотели смотреть правде в глаза. Именно духовная диагностика позволяет выявить проблему на ранних и средних стадиях в церкви, в семье и в нашей личной духовной жизни. Важно понять: любая серьезная духовная проблема – это результат плохой диагностики или ее отсутствия. Духовные проблемы не появляются внезапно. Они «зачинаются» и растут (Иак. 1:15). Почему мы не убиваем грех до его зачатия, в момент зачатия или хотя бы пока он «мал и слаб»? Почему ждем, пока греховная привычка окрепнет?

Займитесь духовной диагностикой прямо сейчас, в начале этого нового года.

analiz2

2. Путь

Понятие “жизненный путь” уже не воспринимается как метафора, настолько оно стало привычным и даже в некоторой степени банальным. Возможно, это самое распространенное в Писании метафорическое описание жизни. Библия содержит десятки (если не сотни) текстов о путях, с которых нужно свернуть, или по которым нужно идти, или на которых нужно остановиться (Втор. 9:12; Иов. 13:15; Пс. 26:11; Пр. 4:28).

Метафора пути многогранна. Во-первых, ее можно рассматривать в общем, экзистенциальном смысле (Эккл. 3:20). Наше земное путешествие начинается с рождения и заканчивается смертью. Каждый новый год приближает нас к концу пилигримства. Поэтому важно, оценивая прожитый год, делать это в свете вечности. Это поможет отличать подлинно ценное и непреходящее от временного и тленного, и видеть разницу между вечным домом и временным пристанищем, коим есть наше земное жилище (Евр. 11:13; 1 Пет. 2:11).

Во-вторых, путь представлен в Библии как образ жизни. Есть путь “праведный” и есть путь “нечестивый” (Пс. 1:6). К тем, кто идет по злому пути, обращен Божий призыв “остановиться”,  “рассмотреть” (сделать анализ пройденного пути) и стать на иной путь (Иер. 6:16). Чтобы не сбиться с истинной стези, нужен “светильник” Божьего слова (Пс. 118:105) и Сам Христос, Который “Есмь Путь” (Ин. 14:6). Следование за Христом – это узкий путь (Мф. 7:13). По нему следует идти, взяв крест (Мф. 10:38). В Деяниях Апостолов христианское учение называли просто “путем” – в Деян. 9:2 и 24:22 в греческом тексте вместо слова «учение» стоит «путь», а в Деян 19:23 нет слова “Господнего” (только «путь»). Вступая в новый год, нужно остановиться и тщательно исследовать: не сошел ли я где-то с прямого пути Господнего. В книге «Путешествие Пилигрима» Христианин лишь немного отошел от Божьей стези, в результате чего оказался в «замке сомнений», где его истязал «великан отчаяние».

В-третьих, путь связан с нашими целями. Именно цели определят направления наших стезей. Цели же связаны с нашими желаниями и мечтами. Каковы наши цели? К чему мы стремимся? – туда мы и движемся.

Проблема в том, что невозможно идти одновременно несколькими стезями. «По пути ли с нами» Христу? Возможно, Его планы для нашей жизни не совпадают с тем направлением, которое мы выбрали. Об этом нужно подумать, переходя в новый год.

Одна из особенностей пути заключается в том, что пока мы не пришли к месту назначения, мы не видим этого места назначения. Это дает почву для иллюзий (если мы идем опасным путем), что «все образуется», «все будет хорошо», «Господь не оставит» и т.д. Библия полна, однако, примеров, когда Бог ничего не мог сделать для тех, кто упорно шел неверным путем. Мудрый, в отличие от глупого, видит, куда идет. “Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти” (Пр. 14:12).

Важнейший принцип пути прост до примитивизма: невозможно попасть туда, куда не ведет наша стезя. Однако в своем безрассудном «оптимизме» мы умудряемся верить, что все-таки попадем к месту назначения, не меняя своего маршрута. Бессмысленно молиться о Божьем руководстве, если мы выбрали путь своих желаний. Бессмысленно молиться о духовном росте, если мы выбрали пусть суеты и полной занятости земными вещами. Абсурдно молиться о том, чтобы Бог помог нам прийти туда, куда мы в действительности не идем.

analiz3

3. Жатва

Павел напоминает нам: “Что посеет человек, то и пожнет” (Гал. 6:7). Разумеется, Бог, по Своей милости, часто смягчает результаты наших ошибок и грехов, но закона сеяния и жатвы никто не отменял. В стихе 8 Павел указывает на жесткую альтернативу: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». Третьего варианта нет.

Часто закон сеяния и жатвы пытаются обойти или оспорить. Например, некоторые надеются, что «все содействует ко благу» — даже грехи; что Бог может даже зло обратить в добро. Хотя Библия и содержит подобные примеры (Быт. 50:20), не следует рассчитывать на то, что Бог будет действовать вопреки закону “сеяния и жатвы”. Хотя Господь в конечном итоге явил через предательство братьев великое благодеяние Иосифу и всей семье Иакова, злые деяния братьев принесли свои горькие плоды – горе отца, муки совести и драматичные приключения в Египте (устроенные самим Иосифом). Поэтому братья были совершенно правы, говоря: «Точно мы наказываемся за грех против брата нашего» (Быт. 42:21). Что посеяли – то и пожали. Более того, они еще долго жили в страхе, опасаясь мщения со стороны Иосифа . По восточному обычаю, братоубийственная месть откладывалась до смерти отца (Быт. 27:41; 50:15).

Существует практика, когда совершившие прелюбодеяние служители проходят «реабилитацию» и становятся «израненными пасторами» (wounded pastors), через которых “особенным образом действует Божья благодать” (поскольку они “способны глубоко сочувствовать” другим). Я не буду категорично отвергать такой опыт, но подобная логика, в общем, ущербна. Выходит, несмотря на то, что плохое семья дало плохой плод, по Божьей милости в конечном итоге мы получаем даже лучший результат, чем если бы было посеяно хорошее семя. Говоря проще, если бы пастор не изменил жене, он никогда не стал бы «особенным служителем».

Я безмерно рад тому, что апостол Павел лишился такого «благословения» и не стал «особо сочувствующим пастором». Он глубоко осознавал, что даже менее серьезные грехи могли лишить его репутации духовного Божьего служителя (см. например 2Кор. 1:17-18). Прелюбодеяние же стало бы концом его служения и величайшим поношением на Христа и Церковь.

Важно также понимать, что качество плода указывает на реальное состояние нашего сердца. “Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду”, – требовал Иисус (Мф. 12:33). Проблема грехов не только в том, что они нуждаются в прощении, но и в том, что они раскрывают реальное состояние нашего сердца – чего мы хотим, чем мы живем.

Как и в случае с метафорой пути, жатва пока невидима для нас – “как семя всходит и растет, не знает он” (Мк. 4:27). Поэтому мы склонны обманываться (Гал. 6:7), т.е. рассчитывать на хороший урожай при плохом посеве. Но пожнем мы только то, что посеяли. Какой смысл молиться о святости, если мы сеем грех? Какой смысл молиться о Божьих благословениях, если мы сеем непослушание Богу? Абсурдно молиться, чтобы Бог взрастил то, чего мы не сеяли; или не позволил вырасти тому, что мы посеяли.

Что мы сеяли в прошлом году? На какой рассчитываем урожай?

analiz4

4. Игра

Хотя в Библии эта метафора не встречается, она весьма полезна для оценки нашей жизни. Суть ее сводится к тому, будем ли мы в конечном итоге «в выигрыше» или «в проигрыше».

Метафора игры тесно связана с концепцией успеха. В глазах людей более успешен тот, кто набрал больше очков – больше денег, славы, материальных ценностей и разного рода достижений. Концепция же успеха практически всегда вводит нас в сферу конкуренции или, как минимум, сравнения себя с другими – «У этого пастора церковь больше, чем у меня»; «К нему на группу приходит больше людей, чем ко мне» и т.д.

Библия также содержит примеры мирского «набора очков». Люди в древности хвалились «конями и колесницами» (Пс. 19:8). Лия считала, что обогнала Рахиль “по очкам”, родив больше сыновей. Свою «победу» над сестрой она отобразила в имени своего сына «Неффалим» – “борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла” (Быт. 30:8).

Проблема, однако, в том, что Бог «считает очки» совершенно по-другому. Лия зря надеялась, что победила сестру в борьбе за любовь мужа (Быт. 30:20). Она неправильно «считала очки». Богач, одевавшийся “в порфиру и виссон”, вел, казалось, успешную игру, а нищий Лазарь – безнадежно проиграл свою партию. Но в итоге все оказалось наоборот (Лк. 16:19-31). Богач, решивший построить новые житницы, был уверен, что набрал победные очки, но в действительности их потерял – поэтому назван «безумным» (Лк. 12:16-21).

Бог засчитывает нам очки, когда мы побеждаем грех, творим добро, чем-то жертвуем, собираем сокровища на небесах, трудимся для Него. Здесь важен парадокс игры: мы только тогда зарабатываем очки, когда нам кажется, что мы их теряем. Мы приобретаем, когда отдаем; живем, когда умираем; становимся первыми, когда готовы быть последними, и т.д. Крест казался величайшим поражением Иисуса, но в итоге стал Его величайшим триумфом. Все это напоминает игру «в поддавки» – выигрывает тот, кто остался без шашек. Представьте, что человек, не зная, что Божьи правила – это «поддавки», с увлечением играет в «обычные шашки». Каково будет разочарование, когда после смерти он (который был так уверен в своем выигрыше) узнает, что проиграл, а не выиграл!

Мы каждый день теряем и приобретаем очки – делаем добро и зло; строим и разрушаем; любим и ненавидим. В игре выигрывает не тот, кто вообще не теряет баллы, но у кого в итоге их больше. Был ли прошедший год выигрышным или проигрышным для нас с точки зрения Бога?

Все мы нуждаемся в духовной диагностике, чтобы точно знать, каким путем идем и что в действительности сеем. Давайте играть в игру под названием жизнь так, чтобы не проиграть, но сказать в конце: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:7).

Нефедов Геннадий / Голос Истины

 

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!